SHAKYAMUNI.RU

Калмыкия на старых фотографиях

Список источников и литературы:
Басхаев А.Н. Буддийская церковь Калмыкии: 1900 - 1943 гг. Элиста АПП "Джангар", 2007. - 240 с.
Борисенко И.В. Храмы Калмыкии: Альбом. - Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1994. - 112 с.
Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. 127 с.
Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста Калмыцкое книжное издательство, 1991. - 127 с.

Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Главное сюмэ Хошеутовского хурула. Литография 1840-х г.г.


Боковой фасад сюмэ
Боковой фасад сюмэ
Боковой фасад сюмэ, возведенного в урочище Кицен Булук в южной части Малодербетовского улуса. Чертеж автора проекта В.Б. Вальдовского-Варганика. 1903 г.


Передний фасад сюмэ
Передний фасад сюмэ
Передний фасад сюмэ, возведенного в урочище Кицен Булук в южной части Малодербетовского улуса. Чертеж автора проекта В.Б. Вальдовского-Варганика. 1903 г.


Дунду хурул
Дунду хурул
Дунду хурул Малодербетовского улуса. Фото начала ХХ в.


Один из сюмэ Дунду хурала
Один из сюмэ Дунду хурала
Один из сюмэ Дунду хурала. Рисунок топографа Чередеева. Начало 1850-х г.


Субурган на месте кремации Бааза-багши Мэнкэджуева
Субурган на месте кремации Бааза-багши Мэнкэджуева
Субурган на месте кремации Бааза-багши Мэнкэджуева, являвшегося бакшой Дунду хурула. Фото начала ХХ в.


Багачоносовский хурул
Багачоносовский хурул
Багачоносовский хурул Манычского улуса. Фото 1920-х г.г.


Калмыцкий хурул
Калмыцкий хурул
Калмыцкий хурул с каменной цацой из фотоальбома «Виды Калмыцкой степи с ее населением. 1875г.» Из личного архива К.Н. Илюмжинова.


Цаган-Аманский хурул
Цаган-Аманский хурул
Внутренний вид одного из сюмэ Цаган-Аманского хурула. Литография 1840-х г.г.


Цаца, рядом с хурулом
Цаца, рядом с хурулом
Цаца, стоявшая с правой стороны Цаган-Аманского хурула на месте кремации основателя хурула Орчи-ламы. Фото 1920-х г.г.


Цаган-Аманский хурул
Цаган-Аманский хурул
Общий вид Цаган-Аманского хурула. Почтовая карточка фотографа М.П. Дмитриева. Начало ХХ в.


Калмыцкий Базар
Калмыцкий Базар
Сюмэ в поселке Калмыцкий Базар. Фото начала ХХ в. Астаханский историко–краеведческий музей.


Калмыцкий хурул
Калмыцкий хурул
Калмыцкий хурул. Ориентировочно располагался в центральной части волжских улусов. Фото 1920-х г.г.


Хурульный комплекс
Хурульный комплекс
Хурульный комплекс, находившийся у озера Алцын Хут в Малодербетовском улусе. Фото начала 1920-х г.г.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Делегация высшего калмыцкого духовенства, прибывшая в Астрахань на аудиенцию у наследника российского престола будущего императора Александра III.


Чееря-хурул
Чееря-хурул
Чееря-хурул (высшая богословская школа), построенный в ХХ в., находился на месте усадьбы совхоза «Ленинский» Целинного района. Храм вмещал до 2000 молящихся, располагал изваянием Будды особенно больших размеров – в человеческий рост. В 1920-е г. Чееря-хурул являлся резиденцией ламы калмыцкого народа. В 1931 г. постройки храма были переданы местному Совету. Фото 1929 г.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Гелюнг Бурхачи Усынцаев, бакша Нори Генденов, гецуль Луузун Арыкбаев. Литография 1860-х г.г.


Багутовское сюмэ
Багутовское сюмэ
Багутовское сюмэ в Яндыко-Мочажном улусе. Фото 1920-х г.г. Лаганский историко-краеведческий музей.


Алтарная
Алтарная
Фрагмент интерьера калмыцкого сюмэ. Алтарная часть.


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ в прикаспийской части волжских кочевых калмыков. Фото 1920-х г. Лаганский историко-краеведческий музей.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Духовенство в обыденных костюмах. Фото начала ХХ в. Астраханский историко-краеведческий музей.


Служба у алтаря
Служба у алтаря
Служба у алтаря калмыцкого сюмэ. Гравюра IVIII в. Волгоградский историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта».


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ в пределах волжских кочевий калмыков в Астраханской губернии. Точное местонахождение не установлено. Фото начала ХХ в. Астраханский Астраханский историко-краеведческий музей.


Калмыцкий гелюнг
Калмыцкий гелюнг
Калмыцкий гелюнг с «мирде» - священным амулетом на груди. Фото начала ХХ в.


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ, распологавшееся в районе ставки Башанта Большедербетовского улуса. На снимке запечатлен момент торжественной церемонии по поводу отмены крепостного права в Калмыкии согласно императорскому указу от 16 марта 1892 г. Ставропольский краеведческий музей им. Г.К. Праве.


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ Абганер-Гаханкиновского рода в районе урочища Менгута Большедербетовского улуса. Фото 1912-1913 г.г. Ставропольский краеведческий музей им. Г.К. Праве.


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ в Большедербетовском улусе. Фото 1912-1913 г.г. Ставропольский краеведческий музей им. Г.К. Праве.


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ 1-го Икитугтунского рода, кочевья которого размещались между правобережьем Большого Егорлыка и нижним течением Башантинки (Большедербетовский улус). Фото 1912-1913 г. Ставропольский краеведческий музей им. Г.К. Праве.


Калмыцкие священнослужители
Калмыцкие священнослужители
Делегация калмыцких священнослужителей Большедербетовского улуса Ставропольской губернии, представленная императору Николаю II 27 января 1912 г. в Царском Селе. Фото из журнала «Нива» за 1912 г.


Сюмэ
Сюмэ
Сюмэ в Калмыцкой степи Астраханской губернии. Точное местонахождение неизвестно. Фото начала ХХ в.


Делегаты Первого Всесоюзного духовного буддийского собора
Делегаты Первого Всесоюзного духовного буддийского собора
Делегаты Первого Всесоюзного духовного буддийского собора, проходившего в Москве в январе 1927 г. Оригинал снимка храниться в Астраханском историко-краеведческом музее. Шестой слева во втором ряду сидящих – Цанид- Хамбо Агван Доржиев (1853-1938). Справа от него – Лусан Тепкин (род. 1880): получил духовное образование в Тибете, преподавал в Ленинградском Институте восточных языков, в 1925 г. был избран Ламой калмыцкого народа, в 1931 г. репрессирован. Всего на соборе присутствовало делегатов 51 человек: 25 от Бурятии и 26 от Калмыки. Донских калмыков представлял бакша Граббевской станицы, бывший эмигрант Санджа Куберлинов. В секретариат собора входил Мус Намруев – бывший станичный атаман из Малодербетовского улуса в гражданскую войну. Участником собора был и Овше Норзунов, один из сторонников обновления ламаистской церкви Калмыкии.


Багатугтунское сюмэ
Багатугтунское сюмэ
Багатугтунское сюмэ в Большедербетовском улусе, возведенное к 300-летию правления Дома Романовых. На снимке храм изображен на завершающем этапе возведения. Ставропольский краеведческий музей им. Г.К. Праве.


Хурул
Хурул
Хурул в станице Денисовской (Богшранкинской ) Донской области. Фото 1928 г.


Хурул
Хурул
Хурул в кочевьях донских калмыков. Гравюра 1870 г.


Сюмэ «Шалир-канг»
Сюмэ «Шалир-канг»
Сюмэ «Шалир-канг» хурала в станице Платовской Области Войска Донского. Фото начала ХХ в.


Хурул
Хурул
Хурул, стоявший неподалеку от станции Денисовской Области Войска Донского. Гравюра 1885 г.


Хурул донских калмыков
Хурул донских калмыков
Хурул донских калмыков близ г. Старочеркасска. Гравюра выполнена художником Гильдебрантом в 1878 г. по рисунку Фердинандуса.


Донские калмыки
Донские калмыки
Делегация от донских калмыков с дарами, прибывшая в ноябре 1908 г. в Петербург на встречу с императором Николаем II по случаю 300-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России.


Сюмэ
Сюмэ
Передний фасад буддийского сюмэ в пригороде Белграда. Эскиз. Храм обслуживал калмыцкую диаспору в Югославии с 1929 г. по 1949 г.г.


Хурул
Хурул
Калмыцкий хурул Александровского улуса.


Священнослужитель
Священнослужитель
Калмыцкий священнослужитель. Фото кон. XIX – нач. XX в.


Хурул
Хурул
Хурул в Цаган-Амане Багацохуровского улуса на левом берегу Волги. Фото кон. XIX – нач. XX в.


Интерьер молельни
Интерьер молельни
Интерер молельни Хошеутовского хурула. Рисунок Г. и Н. Чернецовых. 1883 г.


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Хошеутовский (Тюменевский) хурул. Рисунок Н.Г. Чернецова 1838 г.


Багачоносовский хурул
Багачоносовский хурул
Багачоносовский хурул Манычского улуса. Фото нач. ХХ в.


Калмыцкий Базар
Калмыцкий Базар
Деревянный хурул в Калмыцком Базаре. Фото нач. ХХ в.


Сюмэ и субурган
Сюмэ и субурган
Сюмэ и субурган, сохранившиеся от хурула в бывшем с. Шаргата Приволжского улуса, ныне Астраханской области. Фото не датировано.


Диспут
Диспут
Религиозный диспут. Фото 1921 г.


Календарь
Календарь
Лунно-солнечный календарь. Ксилографический оттиск XIX в.


Праздник
Праздник
Праздник, посвященный Майтрее, в Большедербетовском улусе. Фото нач. ХХ в.


Кремация ламы
Кремация ламы
Кремация тела умершего ламы. Раскрашенная гравюра неизвестного автора XVIII в.


Ламы
Ламы
Калмыцкое духовенство. Фото нач. ХХ в.


Элиста 1991 г.
Элиста 1991 г.
Обряд освящения борцоков во вновь открытом хуруле в Элисте 1991 г.


Гелюнг
Гелюнг
Гелюнг. Фото С.Л. Сефера. 1940 г.


Праздник
Праздник
Торжественный вынос реликвий из хурула. Фото нач. ХХ в.


База-бакш
База-бакш
База-бакш(Б. Менкеджуев). Фотография начала ХХ в.


Менке Борманжинов
Менке Борманжинов
Менке Борманжинов. Фотография начала ХХ в.


Алтарь
Алтарь
Алтарь хурула. Фотография начала ХХ в.


Цаннид-Чойра
Цаннид-Чойра
Занятия монахов в Цаннид-Чойра. Фотография 20-х г.г.


Цаца
Цаца
Цаца рядом с хурулом


Хурул
Хурул
Хурул, внутренний вид, служба. Гравюра.


Молитвенный барабан
Молитвенный барабан
Калмыцкий молитвенный барабан, приводился в движение с помощью веревки.


Монахи
Монахи
Калмыцкие монахи играют на бюрябушкюр. Фотография 1940 г.


Тюменевский хурул
Тюменевский хурул
Тюменевский хурул. Фотография XIX в.


Цагано-Мей
Цагано-Мей
Деревянный калмыцкий хурул «Цагано-Мей».


Тюменевский хурул
Тюменевский хурул
Главная башня Тюменевского хурула.


Хурульная кибитка
Хурульная кибитка
Интерьер хурульной кибитки. ХIХ в.


Тюменевский хурул
Тюменевский хурул
Интерьер Тюменевского хурула. Литография. ХIХ в.


Молебна
Молебна
Служба в хуруле. ХIХ в.


Алтарь
Алтарь
Алтарь со скульптурой в степи. 1940 г.


Мирде
Мирде
Мирде - нагрудный медальон с изображением бурхана. ХIХ в. Металл, глина.


Хурул
Хурул


Обряд
Обряд
Проведение обряда в степи. Фотография начала ХХ в.


Лама Бадма Боваев
Лама Бадма Боваев
Лама Бадма Боваев


Лама Чимид Балданов
Лама Чимид Балданов
Шаджин-лама калмыцкого народа Чимид Балданов. Фотография начала ХХ в.


Калмыцкий священнослужитель
Калмыцкий священнослужитель


Бова Кармаков
Бова Кармаков


Алтарная
Алтарная
Хурульная утварь. Фотография начала ХХ в.


Шарап Тепкин
Шарап Тепкин


Дом ламы
Дом ламы
Дом ламы. Фотография середины 20-х годов ХХ в.


Лама
Лама
Внутри хурула. Фотография 1932 г.


Гелюнги
Гелюнги
Калмыцкие гелюнги. Фотография начала ХХ в.


Священнослужителли
Священнослужителли
Служба в степи. Фотография начала ХХ в.


Хурул
Хурул


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Хурул
Хурул


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Хурул
Хурул


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Хурул
Хурул


В Хуруле
В Хуруле


Хурул
Хурул


Калмыцкие боевые знамена
Калмыцкие боевые знамена
Одной из интереснейших сфер изобразительного искусства монгольских народов являются произведения прикладного значения. Здесь самобытным образом соединялись культовый сюжет и народные приемы художественной обработки ткани. К ним относятся боевые знамена калмыков, под которыми они выступали во многих российских войнах, в частности, в Отечественной войне 1812 года.


Хурул ст. Потаповской
Хурул ст. Потаповской
Фото из кн.: Богачёв В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск. 1919 г.


Хурулы ст. Эркетинской, начало XX в.
Хурулы ст. Эркетинской, начало XX в.
Фото из кн. «Физическое и статистическое описание кочевий донских калмыков» / Сост. Н. Маслаковец. Новочеркасск, 1872


Гелюнг
Гелюнг
Гелюнг Эркеневского хурула Лиджа Сармаданович Бакинов Фото из архива Н.Ц. Худжиновой


Гелюнг
Гелюнг
Гелюнг Эркетеневского хурула, участник разведывательной экспедиции в Тибет в 1904 г. Бадма Чубарович Ушанов Фото предоставлено А.А. Назаровым


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Калмыцкий хорул (хурул) близ Астрахани, 1890-е годы, альбуминовый отпечаток, Дмитриев Максим Петрович.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Фото, нач. 1870-х, альбуминовый отпечаток, ателье «Светопись Вишневского», Астрахань


Хурул
Хурул
Сюмэ в пределах волжских кочевий калмыков в Астраханской губернии. Из альбома "Волга, от истока до Каспия" 1894 г.


Хурул
Хурул
Цаган-Аман в Астраханской губернии. Из альбома "Волга, от истока до Каспия" 1894 г.


Хурул
Хурул
Калмыцкий храм. Астраханская губерния 1894 г.


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Калмыцкий храм. Астраханская губерния 1894 г.


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Калмыцкий храм. Астраханская губерния 1894 г.


Калмыки
Калмыки
Деревянный хурул в Калмыцком Базаре


Хурул. Калмыцкий Базар
Хурул. Калмыцкий Базар
В начале XX в. здесь был основан молитвенный дом.


Хурул. Калмыцкий Базар
Хурул. Калмыцкий Базар


Хурул. Калмыцкий Базар
Хурул. Калмыцкий Базар


Хурул. Калмыцкий Базар
Хурул. Калмыцкий Базар


Хурул. Калмыцкий Базар
Хурул. Калмыцкий Базар


Лама Донских Калмыков
Лама Донских Калмыков
Менько Борманжинов, Лама Донских калмыков. Фотограф: Булла Карл Карлович. 1908 г.


Лама Донских Калмыков
Лама Донских Калмыков
Менько Борманжинов. Лама Донских Калмыков. Менько Борманжинов родился в 1855 году в многодетной семье зажиточного донского казака-коннозаводчика Бэкре Борманжинова из большого семейного рода Гексляхн (Богшургахна аамг) кости хо-меркит (по данным Номинханова Ц.Д., хо-меркиты являются потомками (тохом) Аюки хана). По обыкновению того времени один из сыновей должен был быть посвященным служению Будде, в знак благодарности за Его к нему благоволения. Менько (третий сын) с 7 лет был отдан в станичный Хурул послушником (манджиком). Числясь послушником, он большую часть времени продолжал находиться дома, а не в хуруле, так как был задействован в большом хозяйстве родителей. С ранних лет проявлял свои незаурядные умственные способности, научился тибетской грамоте, бегло читал литературу на Тодо Бичиг, проникся буддийской философией. В 1869—1881 годах он постигает тайны буддизма у досточтимого Очир ламы (Санджи Яванова, старшего бакши Большедербетовского улуса). По окончании учебы, получив степень гелюнга, он возвращается в ст. Денисовскую, став бакшой в родном Хуруле. В 1890-е годы неоднократно посещал Тибет, Монголию и Китай. Привозит оттуда собрания буддийских текстов Ганджур и Данджур, первый — издания, известного под названием Деге Паркханг, а второй — Нартанского монастыря. Занимается активным переводом данных текстов с тибетского на калмыцкий язык. В ходе деятельности открывает, в Денисовском хуруле высшую школу буддийской философии «цанит», единственную среди хурулов донских калмыков, стремится донести основы учения Будды не только до своих учеников, но и до простых калмыков. Издает более пятнадцати литографий буддийских текстов: оригинальных на тибетском языке и в переводе на калмыцком языке, в том числе в виде брошюр к обязательному изучению в школах. Был необычайно усидчивый и трудолюбивый, многое время проводил над изучением буддийских текстов. Так помимо тибетского богословия, составлявшего его основную специальность, он изучал - тибетскую медицину, астрологию, философию, т.е. науки, по преимуществу рекомендуемые к изучению буддийским жрецам (ринпоче). Помимо этого он старался не только поддерживать и ставить на должную высоту обычные курсы для послушников, но и развивать повседневную хурульную жизнь во всех ее проявлениях. В 1901 и 1903 годах избирался главным Ламой донских калмыков. Свыше двадцати лет Менько Борманжинов служил старшим бакшой своего родного хурула станицы Денисовской и около двадцати лет нёс службу главного Ламы донских калмыков. О его высоком авторитете у мирян и правительственных чиновников говорит тот факт, что ему, в 1908 году, доверено было возглавить делегацию донских калмыков на юбилейные торжества по случаю 300-летия дома Романовых. На посту Ламы донских калмыков М.Б.Борманжинов находился до своей кончины. В 1919 году, во-время отступления Вооруженных сил юга России, Менько Борманжинов, видимо, заболел тифом в лагере беженцев на Кубани. Дальнейшее походные условия были ему в тягость и он вернулся в Денисовскую, где вскоре умер в родном Хуруле. Могила Ламы сохранилась до наших дней. Станичники возвели памятный знак в виде субургана, где ежегодно и в наши дни бывают паломники, проводят обряды и молебны, подносят подношения. По материалам: А. М. Позднеев (1851—1920) в память о Бакши-ламе донских калмыков Менке Борманжинове (1855—1919) (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН). Подготовка к изданию, предисловие и комментарий — С. С. Сабрукова // Mongolica-XIX: Сборник научных статей по монголоведению посвящается ведущим российским монголоведам, юбилярам 2017 года М. И. Гольману, В. В. Грайворонскому и К. Н. Яцковской. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017. С. 68—75 Борманжинов Араш. Ламы калмыцкого народа: ламы донских калмыков / пер. с англ. Э.-Б. Гучиновой. Калм. ин-т гуман. и прикл. исслед. Элиста, 1997 Буддийский фактор во внешней политике России в ХХ веке // А. Н. Басхаев, Concept, декабрь 2010, No 2 (03) Адвокат Фёдор Плевако и два случая защиты калмыков на суде // О людях и времени : сборник статей / П. Э. Алексеева ; Учреждение Российской акад. наук, Калмыцкий ин-т гуманитарных исслед. РАН. — Элиста : Калмыцкий ин-т гуманитарных исслед., 2010


Калмыцкие монахи
Калмыцкие монахи


Калмыцкий лама
Калмыцкий лама


Бакша Донских Калмыков
Бакша Донских Калмыков
Бакша Донских Калмыков - Дамбо Микулинов.


Манджики
Манджики
Манджик - мальчик-послушник.


Калмыцкие Монахи
Калмыцкие Монахи


Калмыцкий монах
Калмыцкий монах


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство


Буддийская служба
Буддийская служба
Буддийская служба в Калмыцком хуруле.


Субурган
Субурган
Субурган в Калмыцкой степи.


Хурул
Хурул
Буддийский храм в Астраханской губернии.


Цаган-Аман
Цаган-Аман
Дом Калмыцкого ламы в Цаган-Амане.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство, начало 1870-х г.


Могилы знатных калмыков
Могилы знатных калмыков


Лама Астраханской губернии
Лама Астраханской губернии


Калмыцкий алтарь
Калмыцкий алтарь


Духовная процессия калмыков
Духовная процессия калмыков


Гелюнг и два калмыка
Гелюнг и два калмыка


Калмыцкий хурул
Калмыцкий хурул


Хурул
Хурул


Цаган-Аман
Цаган-Аман


Калмыцкий хурул
Калмыцкий хурул


Лама
Лама


Дома гелюнгов. Цаган-Аман
Дома гелюнгов. Цаган-Аман


Калмыцкий хурул. Цаган-Аман
Калмыцкий хурул. Цаган-Аман


Сюме
Сюме


Сюме. Цаган-Аман
Сюме. Цаган-Аман
Одно из деревянных Сюме Цаган-Аманского хурульного комплекса.


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул. Фото 1912 года.


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул. Фото 1912 года.


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул


Буддийская юрта
Буддийская юрта
Гравюра из книги П.С. Палласа 1776-1801 т. 1-2. Иллюстрации. Буддийская юрта. Калмыцкие ламы участвуют в церемонии. Петер Симон (Пётр-Симон) Паллас (нем. Peter Simon Pallas; 1741-1811) - знаменитый немецкий и российский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков.


Хурул
Хурул
Калмыцкий храм. Фото 1920-х гг.


Лама Аркад Чубанов
Лама Аркад Чубанов
Аркад Чубанов – один из известных в свое время буддийских монахов из станицы Платовской Ростовской области. Фото из книги: А.Позднеева "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии " 1887 год.


Калмыцкие ламы
Калмыцкие ламы


Калмыки
Калмыки
Калмыцкие ламы наблюдают за борьбой.


Очир лама
Очир лама
Санджи Яванов - Сахулов (Очир лама). Множество фактов и выдающихся деятелей прошлого сегодня скрыты или малодоступны нашим современникам в силу разных обстоятельств, главным из которых является советская борьба с прошлым. Одним из незаслуженно забытых личностей является Санджи Яванов-Сахулов, старший багша Большедербетовских хурулов. Первые упоминания о багши Санджи Яванове-Сахулове обнаруживаются в архивных документах 1850 года. Он был старшим из наследников безвременно умершего зайсанга Такира Яванова и значился в документах как Лобсанг-Санджи Яванов. В 1894 году бакши-лама Яванов-Сахулв умер. В некрологе он записан как «действительный член Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казаноском университете». Преподаватель Донской духовной семинарии, магистр богословия А. Крылов о багше Яванове писал, что «он ученый монах высокой репутации и широкой эрудиции». Под стать ему были и ученики. Аркад Чубанов, Менке Борманжинов, Джимба Микулинов и Менке Борманжинов были верховными Ламами Донских калмыков. Подробных материалов о нем я, к сожалению, пока не обнаружил, но в будущем непременно восполню этот пробел. Масштаб личности этого ламы огромен, судить о нем сегодня можно по деятельности его учеников, которых не забыли благодарные потомки. Среди тех, кого учил Очир лама, а именно так звали Яванова-Сахулова в миру, были Ламы донских и большедербетовских калмыков Дорджи Сетенов, Аркад Чубанов, Менке Борманджинов, Джимба Микулинов. Дорджи Сетенов был старшим багши большедербетовских хурулов. Именно он выступил инициатором изготовления Зеленой Тары, ныне хранящейся в Ставрополе, а также, вместе со своим однокурсником Менке Борманжиновым прославился как выдающийся переводчик буддийских текстов с тибетского на калмыцкий язык. Дорджи Сетенов пишет, что в течение 21 года учился у старшего багши большедербетовских хурулов Санджи Яванова тибетской и монгольской грамотам и переводу их на калмыцкий язык. О том же вспоминают Менке Борманжинов и Аркад Чубанов. Так что связи большедербетовцев с калмыками Дона всегда были крепки. Г. Корнеев


Калмыцкий монах
Калмыцкий монах


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство.


Калмыцкий лама
Калмыцкий лама
Калмыцкий лама.


Калмыцкий лама
Калмыцкий лама
Калмыцкий лама.


Калмыцкий лама
Калмыцкий лама
Калмыцкий лама.


Калмыки возле хурула
Калмыки возле хурула
Калмыки возле хурула.


Калмыцкое духовенство
Калмыцкое духовенство


Хурул
Хурул


Астраханские калмыки
Астраханские калмыки
Делегация Астраханских калмыков с подарками на аудиенцию Государю Императору Николаю II. Царское село, 1909 год.


Кегшн багши
Кегшн багши
Об этом буддийском монахе из Икицохуровского улуса до сих пор ходит немало легенд. Тело его было нетленным, через 70 лет после кончины его вытащили из усыпальницы, как “сеющего дурман и затемняющего сознание масс”. По словам очевидцев, когда его везли на арбе в Яшкуль, из царапин текла кровь, тело не было окаменелым. И на пальцы врача, делавшего надрез на теле монаха, также стекала кровь. И что удивительно, на старом акварельном рисунке, где изображен монах, мы видим поразительное сходство с Лениным. Сегодня мы публикуем материал известного журналиста и писателя Василия Церенова, посвятившего этой теме статью “Последний диспут старого бакши” в своей книге “Отцовская коновязь”. Последний диспут старого багши Начало этой истории относится к середине прошлого столетия. Именно тогда, по преданию, умер багши Зюнгарского хурула Икицохуровского улуса. За благочестие и почтенный возраст в народе его звали Кегшн багш - старый багши. Он умер зимой, предсказав день и час своей кончины. Ученики, совершив необходимые обряды, похоронили его в родном кочевье - урочище Чапчачи, которое сегодня входит в земли села Зюнгар, фермы № 2 совхоза «Чилгир». Через несколько дней после похорон, рассказывают, кто-то из табунщиков увидел, что над могилой старого багши ночью всходит дугой полоса голубого света. Другие замечали днем молодого послушника, который ходил за водой к находившимся поблизости колодцам и затем около могилы старого багши таинственно исчезал. Гелюнги, опечаленные кончиной настоятеля, приняли эти свидетельства за приметы необыкновенного свойства и предназначения своего багши. Они вырыли из могилы его тело, поместили в легкую деревянную гробницу, над которой разбили юрту. Вскоре общими усилиями построили небольшое каменное здание, где в застекленном с одной стороны деревянном саркофаге и разместили тело старого багши. Местные жители усыпальницу в обиходе называли цацой или субурганом. По сути верно и то и другое наименование. Отличие в том, что субурган - это памятное сооружение закрытой формы. В то время как у цацы обычно имелась дверь, ведущая вовнутрь помещения. В литературе имеются свидетельства лиц, посетивших в свое время усыпальницу в Чапчачи. В 1885 году здесь побывал автор известных этнографических очерков о калмыках Ир. Житецкий. Он отметил,что Зюнгарский хурул, хозяйство которого состояло из 6 лошадей и 200 овец, относится к числу самых бедных хурулов в Калмыцкой степи. Такое положение он объяснял и следствием духовного завещания старого багши, который, умирая, просил гелюнгов избегать непомерного богатства, источника греховности и несчастья людей. Ир. Житецкий привел имя багши, правда, в явно искаженном написании и к тому же с типографскими опечатками. Так, в одном эпизоде он назвал его Данкге, в другом - Девкге. Десятилетием позже датированы заметки члена Петровского общества исследователей Астраханского края Н. Яковлева, посвященные памятникам старины, обнаруженным им в калмыцких кочевьях. Из архивного небытия их извлек этнограф А. Митиров, который любезно познакомил меня с полным содержанием рукописи. Н. Яковлев сообщил не только сведения о смерти старого багши и последовавших затем событиях, но и описал состояние тела бывшего настоятеля: «Со времени смерти Кекшин Бакши рассказчик (видимо, кто-то из гелюнгов или местных жителей - В. Ц.) насчитывал около 30 лет, но труп его, помещенный в субургане в простом деревянном ящике с раздвижной крышкой и покрытый только легким шелковым покрывалом, замечательно сохранился. Ушные раковины, хрящ носа, мускулы шеи, рук, груди, ног в сохранности; кожа твердо натянута на окаменевших мускулах. Около виска с левой стороны головы кожа как бы лопнула…» Доступ в субурган, как заметил Н. Яковлев, был свободным и набожные калмыки часто посещали усыпальницу чтимого ими багши. В помещении всегда горела лампада и имелся необходимый запас масла. Неизвестным остался способ, которым было мумифицировано тело старого багши. Н. Яковлев связывал хорошую сохранность тела покойного настоятеля с солено-известковым слоем земли, в котором он лежал, будучи похороненым. Объяснение этому уникальному случаю, вероятно, нужно искать в данном направлении. Буддийские монахи в целях мумификации обычно использовали соль. В годы гражданской войны гелюнги, опасаясь возможных боевых действий, перевезли тело старого багши в глухое кочевье. В 1922 году, по воспоминаниям зюнгарских старожилов, здание усыпальницы было отремонтировано и тело настоятеля установлено в прежних покоях. В калмыцкие степи пришла советская власть. У каждой эпохи - свои песни. Это были годы, когда ломались вековые устои, рождались скорые традиции. Ветры перемен вскоре коснулись и степной усыпальницы. В 1925 году в журнале «Вестник Калмыцкого обкома РКП(б)» была опубликована заметка под характерным для того времени заголовком «Мощи как доходная статья гелюнгов». Ее автор, известный административный работник, рассказав читателям о своем посещении Зюнгарского хурула и кратко упомянув историю старого багши, настаивал немедленно «заняться разоблачением этих гнусностей, предмета обмана темных калмыков». Но в то время власти не решились трогать ни усыпальницу в Чапчачи, ни ее хозяев, ни объект их культа. Беда грянула в 1929 году. 8 сентября того года в областной газете «Красная степь» была опубликована статья «Часовенка на Чапчачи». «Более полувека стоит часовенка,- говорилось в ней,- более полувека темное степное население преклоняется «святым мощам». Пора,- заключал автор,- развенчать мертвого Лавгу (так он в статье называл старого багши) и его истомившиеся кости пустить в естественный круговорот. А на месте часовни с уродливыми божьими образами, вместо “святых мощей”, сеющих дурман и затемняющих созна ние масс, поставить фасную кибитку для просвещения трудящихся хотона». 20 сентября состоялось внеочередное заседание бюро Икицохуровского улусного комитета ВКП(б), на котором была обсуждена названная статья и принято следующее решение: «Мощи считать необходимым вскрыть, создать комиссию, пригласив в качестве эксперта врача Осетрова». На следующей неделе редакция «Красной степи» сообщила о мерах, принятых по статье «Часовенка на Чапчачи». Приведу заметку полностью: «Икицохуровский улуском партии 22 сентября созвал собрание верующих граждан в урочище Чапчачи. Пришло до 40 человек мирян, 8 человек служителей культа во главе с багши Зюнгарского хурула. Присутствовало человек 20 партийцев и комсомольцев. На собрании секретарь Укома сделал доклад о религии и мощах, как о врагах трудового народа. После доклада и ряда выступлений как сторонников, так и противников религии было достигнуто соглашение о необходимости вскрытия мощей в часовенке. Комиссия, выделенная Укомом, в присутствии представителей судебно-следственных властей и врача-эксперта вскрыла мощи. Мощи хранились в ящике имеющем четырехугольную форму, окрашенном в фасную краску. С лицевой стороны ящик остеклен, крышка ящика снималась. С обеих сторон имелись замки на кольцах. Внутри ящика находились мощи, обернутые в два куска желтого шелка. Под ними был тюфяк и две подушки. Ящик внутри был обит бархатом разных цветов. Поистине, на моЩи денег не жалели. Мощи представляли из себя плохо сохранившийся скелет человека, обтянутый кожей. Череп был цел, но отдельные части тела совершенно сгнили. Эти мощи перевезены сейчас в Яшкуль. 23 сентября состоялось межсоюзное собрание с участием граждан. На этом собрании Уком сделал доклад о религии как о пережитке капиталистического строя, о буддийском духовенстве как о политической силе, враге трудящихся. 25 сентября проведен летучий митинг с демонстрацией мощей. Часовенка, где хранились мощи, вследствие ее бесхозности подлежит снесению. Так как эта часовенка зиждилась исключительно на обмане трудящихся, то на основании известных статей УК ведется следствие. Дело по окончании следствия будет рассматриваться на показательном процессе. Мощи будут демонстрироваться на суде как вещественное доказательство». Нет нужды комментировать данную заметку, но некоторую ясность в отдельные положения все же следует внести. В Чапчачи члены комиссии, открыв для обзора тело багши, пригласили местных жителей убедиться в его безжизненности. Люди же стали целовать, набирать в платки песок, нанесенный в саркофаг ветром. И все заплакали, когда телега с телом багши тронулась в улусный центр. «Летучий митинг с демонстрацией мощей» был устроен в Яшкуле на базарной площади. Молодой комсомолец тряс за руку тело багши и, обращаясь к собравшимся, восклицал: «Посмотрите, что здесь может быть нетленного?». И главное - речь, конечно же, нужно вести о мумии, а не о «плохо сохранившемся скелете человека, обтянутом кожей». Порче подверглись правая лопатка и левая голень. Так в газете «Тангчин Зянг» сообщал очевидец тех событий. Тело старого багши, как подсчитали хранители традиций, пребывало в усыпальнице 77 лет. 23 сентября 1929 года состоялось очередное заседание бюро Икицохуровского улускома ВКП(б), на котором было решено обратиться в обком партии с запросом - как дальше быть с телом старого багши? В заметке (опубликованной 30 сентября того года) сказано о предстоящем показательном судебном процессе над гелюнгами, на котором тело багши должно было демонстрироваться в качестве вещественного доказательства. Видимо, таковым было решение обкома партии. К слову, я пытался разыскать какие-либо сведения о дальнейшей судьбе тела старого багши. В совхозе «Гашунском» Манджи Сарылов рассказывал, что оно было увезено в Элисту и какое-то время хранилось в подвале одного из учреждений. Ему об этом говорил бывший сотрудник НКВД Керулчи Котаев, охранявший тело. Я ездил в Саратов, где в областном музее, по словам покойного капитана милиции Саранга Мацаева, экспонировалась мумия, надпись под которой гласила, что она доставлена из местности Чапчачи. Поиски эти не увенчались успехом. Показательный процесс не состоялся, ибо вскоре репрессии против буддийского духовенства приняли массовый характер. В те дни был арестован багши Зюнгарского хуру- ла Нюдля Купцаев, так и пропавший в лагерях ГУЛАГа. За «антисоветскую деятельность» также был осужден гелюнг Гюнзик Бембеев. Несколько раз, в том числе и в сентябре 1929 года, подвергался арестам председатель Зюнгарского хурульного совета Шара Сангаджиев. Дважды, в 1937- 1943 и 1947-1956 годах, он был осужден на длительные сроки заключений. Перед смертью он просил близких не Устанавливать на его могиле изгороди. «И без того, - сказал он,- долгие годы я был огорожен от людей». В здании усыпальницы колхозное начальство вначале устроило складское помещение. Разобрано оно было в 1937 году. Деревянные постройки использовали под сруб Для зюнгарских колодцев. Настоящее имя старого багши - Шиивин Давга. (Получается, что Ир. Житецкий был ближе к оригиналу имени багши, чем газетный автор 1929 года, который именовал его Лавгой). У настоятеля был младший брат Галв, потомки которого сегодня проживают в различных районах Калмыкии и в Америке. В семейном кругу перерожденцем старого багши считали его внучатого племянника Урлю Бодгаева (1900— 1980), который всю жизнь оставался верным духовному призванию. Замечу, что этими сведениями я обязан Алексею Манджиеву, прекрасному знатоку зюнгарской старины. Бембин Бадма.


Хурул в станице Чунусовской
Хурул в станице Чунусовской


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте