|
Хурул, стоявший неподалеку от станции Денисовской Области Войска Донского. Гравюра 1885 г.
Станица Денисовская (с 1913 года Новониколаевская).
Денисовская — исчезнувшая станица, располагалась на территории современного Мартыновского района Ростовской области. Входила в состав Сальского округа Области Войска Донского. После 1877 года названа была по имени атамана Войска Донского А. Денисова, приемника атамана Платова.
Станица Денисовская образована из Балтуковской сотни (Богшрахинский аймак), располагалась в балке Баглай (сейчас известна как балка Потапова) в левобережье реки Сал. Первые сведения о станице появляются в конце 17 века. Название Богшрахинский аймак, Богшрахна ээмг, связывают с именем Богшурги, внука Аюки-хана, младшего брата Дондук-Омбо (1691-1741). Впервые она обозначена была на Военно-дорожной карте 1888 года.
Населяли станицу в основном калмыки, но проживали там и семьи русских, татар, немцев, казахов, украинцев, цыган, киргиз, белорусов и других национальностей.
Примечательным было то, что калмыки-степняки ещё многие десятилетия назад, по примеру жителей Дона одели свою станицу в зелёный наряд фруктовых садов. Это были сады Тепшинова, школьный сад, а так же сады в хотонах (хотон – м. калмыцкий аул) Морозов и Вольный. Вкусовые качества фруктов с этих садов трудно было передать – душистые, сочные, они имели большой спрос на Мартыновских ярмарках в дореволюционное время, и после Октября 1917 года.
Главным занятием жителей станицы являлось скотоводство. Кроме скотоводства, калмыки занимались отхожими промыслами, нанимались в табунщики и на рыбные промыслы в донских низовьях.
Известно, что калмыки являются частью монголов, которые в своё время создали величайшую в Азии империю под предводительством Чингисхана. Но когда империя распалась, на территории Монголии возникла борьба между маньчжурами и ойратами (нынешними калмыками). Победу одержали маньчжуры, и тогда некоторые представители Ойратского Союза пошли на запад и к 1632 году оказались у берегов Волги и Дона. Разделяя калмыков на части, Московское царство стремилось присоединить их к казачеству. С этой целью были созданы 13 больших калмыцких станиц, в том числе и Денисовская. Так у нас на Дону появились калмыцкие казаки.
В начале 20 века станица была очень большой, богатой и многолюдной. Кроме того, являлась центром буддистской религии на Юге России. Здесь же находился самый большой и красивый буддистский храм-хурул.
Он был старше и величественнее других Донских хурулов и имел общеевропейскую известность, да и среди других буддистских храмов России был далеко не последним.
В 1885 г. в городе Штутгарте (Германия) вышла книга «Наброски путешественницы о России». Её автором была баварская принцесса Геонфилис С. Фон Бауэр. В своём российском странствии она побывала в местах проживания донских калмыков. Своё «донское» впечатление она иллюстрирует гравюрой, на которой показан хурул.
В нём в течение 20 лет служил, являясь ламой донских калмыков Менке Борманжинов.
По преданиям, личностью он был выдающейся, всячески старался сохранить национальную и религиозную самобытность своего народа. Лама был известен далеко за пределами Войска Донского, подготовил немало буддистских священников. Большое влияние оказывал и на мирян, призывая мужчин бросить пить, курить и есть мясо. Женщин же призывал отказываться от дорогих украшений. Ни один калмык не появлялся в хуруле на великие праздники без национальной одежды. Благодаря усилиям Менке Борманжинова, Денисовский хурул превратился в центр интенсивного изучения буддизма.
Значение хурула стало падать после смерти Борманжинова, когда в 1919 году, в самый разгар Гражданской войны 64-летний лама, ещё достаточно бодрый и энергичный, заболел тифом и скончался. Его прах был похоронен недалеко от стен хурула.
Храм посещался калмыками до 1930 года, но после был утрачен.
В настоящее время с трудом можно определить лишь фундамент здания.
Но многие годы, калмыки, которые давно переселились из наших мест, приезжали на место бывшего храма – поклониться праху ламы. Местный житель Иван Волосин, искусный станичный кузнец и друг Борманжинова поставил на могилу ламы, сделанную собственноручно беседку в буддистском стиле. Но спустя несколько лет, в целях наживы могилу разграбили. Кто это был, тогда так и не установили. Останки ламы были перенесены Волосиным на кладбище, где он и покоится до сих пор. Некоторое время назад из самого Тибета на могилу калмыки привезли камень из серого мрамора, имеющий форму ларца. По буддистскому поверью, он освещает землю на могиле Борманжинова.
Ещё одна удивительная достопримечательность была в исчезнувшей станице. Трогательную историю поведала старая калмычка о чудодейственном колодце, остатки которого сохранились и в наше время. Для коренных жителей он был целебным, так как вода исцеляла их от многих недугов. Когда в летний период наступала засуха, и на глазах умирала природа, гибли посевы, то калмыцкое население собиралось у этого колодца и неистово молилось, прося Всевышнего послать дождь. И действительно шёл дождь. В благодарность они стали нести к колодцу монетки из драгоценного металла и бросать в него. Прошло много лет, но память хранит эту историю в народной молве казаков-калмыков.
В Межпоселенческой центральной библиотеке, активно занимающейся краеведением, есть накопительная папка, страницы которой посвящены донским казакам-калмыкам. Эти страницы истории начинались здесь, в наших Сальских степях. И как бы ни грустна была история калмыцкого народа, перенёсшего тяжёлые испытания, мы не можем предать забвению эти страницы. Потому что это история нашего родного края.
По материалам статьи: Н.Д. Ляшик "Удивительные места Мартыновского района". |