|
Хара Балданов (1894 - 1968).
С благословения Далай-ламы
В 1905 году Далай-лама проживал вблизи российской границы, в центре монголо-ламаистского мира - Урге. Этим воспользовались религиозные деятели Калмыкии, получив благословение Его Святейшества.
Весной 1906 года в Малодербетовский улус прибыл приближенный к Далай-ламе тибетский ученый Агван Дорджиев. Объехав северную и южную части улуса, он собрал пожертвования и при содействии нойона Тундутова приступил к постройке школы в семи верстах от урочища Амта-Бургуста. Тогда же русским правительством был легализован устав высшей школы - Цаннит-чоори. В духовной академии молодежь обучали пяти предметам, в том числе буддийской богословной науке, буддийскому учению и диалектике "Нарвал" индийского ученого Дармакирти. Обучение в высшей школе длилось 18 лет.
В нее принимались только способные юноши, успешно сдавшие экзамены в школах при хурулах. Выпускникам Цаннит-чоори присваивались ученые степени.
В 1908 году на своем съезде малодербетовские бакши утвердили устав улусных хурулов, соответствовавший требованиям Цаннит-чоори. С этого времени при хурульных школах вводится обязательный 11-летний курс подготовки монахов.
Таким образом, начало XX века ознаменовалось созданием в Калмыкии развернутой цепи образовательных учреждений для духовенства с тремя академиями Цаннит-чоори: в Малодербетовском, Икицохуровском и Денисовском (Богшургинском) улусах.
Из послушника в настоятели
Балдановы происходили из рода Багшин - шебенеры, местом поселений которых была северная окраина Калмыцкой степи, ныне это село Плодовитое. "В конце XIX века из-за частых территориальных разногласий с соседями на совете старейшин было решено искать другое место для кочевки", - рассказывает директор Шин-МерскоЙ средней школы, краевед Зурган Анджукаев. И вскоре шебенеры присмотрели для себя место с хорошим травостоем и пресной водой - сейчас это территория племзавода "Сухотинский" Кетченеровского района. Пять арванов - кевюды, зеды, монголы, этясюды и абганер-шебенеры - покинули родные места.
В местечке Цяклт переселенцы установили временный кибиточный хурул, а чуть позже перевезли из Царицына два деревянных дома и построили на возвышении у родника Цаган булг стационарное культовое сооружение. Хурул был характерным компонентом кочевья и представлял собой двухъярусное строение квадратной формы. В нем служили более тридцати монахов и манджиков, жилища которых опоясывали по кругу основное здание. Проучившись в хурульной школе, представители духовенства продолжали свое образование в малодербетовском Цаннит-чоори. Многие имена священнослужителей шин-мерского хурула сохранены в памяти потомков. Это ламы Авга и Севг, геше Вангъял, бакши Кокла и Хара Балданов. Их судьбы во многом схожи.
Бюрюн Балданов по семейной традиции отдал своего среднего сына в малолетнем возрасте на учебу в хурульную школу. После ее успешного завершения послушник продолжил обучение в малодербетовском Цаннит-чоори и блестяще защитил ученую степень бакши. В конце 20-х годов прошлого века Хара Балданов становится настоятелем шин-мерского хурула.
У него была своя методика врачевания. Из трав, привезенных из Тибета, он по особой рецептуре изготавливал лекарства, которые помогли спасти жизнь многим землякам. Слава о народном целителе быстро разнеслась по всей степи, лечиться к Балданову приезжали жители практически всех улусов Калмыкии. Но в 1933 году, когда начались гонения на духовенство, хурул закрыли, и последний его настоятель, чтобы спасти свою жизнь, вынужден был снять с себя монашеский сан. После проведенного по этому случаю ритуала бакши было дано мирское имя - Хара.
Годы испытаний
Для религиозных деятелей Калмыкии начались тяжелые времена. Понес потери и семейный клан Багщановых: были расстреляны багши Кокла и лама Чимид. После снятия монашеского сана Хара Балданов сдал всю хурульную утварь в малодербетовский улуском. Хурул был разграблен, верхняя его часть была снесена. В 1936 году в этом здании открыли начальную школу-интернат. "После выселения калмыков в Сибирь культовое сооружение было полностью разобрано, на его месте построили жилой дом, который позже сгорел", - рассказывает Зурган Анджукаев.
А последнего настоятеля хурула Хару Балданова ждали новые испытания – депортация 1943 года. Собрав вокруг себя всех родственников, друзей и соседей, он добился того, чтобы их поселили в одном месте – в Славогородском районе Алтайского края. И в ссылке Хара Бюрюнович не терял веру, продолжал лечить своих земляков. Его особая методика и доброе сердце помогли справиться с болезнями многим людям, и не только калмыкам. В Сибири Хара женил трех сыновей.
В ссылке калмыки приносили Харе свои семейные реликвии, различную буддийскую утварь. Все эти эрк, джодв, чашки из серебра, сандаловые четки, мотан овр (дословно: змеиный рог) помогали ему при лечении больных. Он пользовался этими вещами во время проведения религиозных буддийских обрядов и сохранил их до возвращения на родину.
В 1957 году Хара Балданов со всем своим многочисленным семейством вернулся в родной поселок Шин-Мер, поселился в скромном имении, которое еще до войны принадлежало его роду. Он продолжал заниматься врачеванием, никому не отказывал в помощи. "До самой смерти к нему приезжали люди со всей Калмыкии", - рассказывает нам его внучка Евдокия Поваева. Последние годы Хара Бюрюнович жил в Кетченерах, в небольшой землянке по улице Набережной. Здесь в возрасте 72 лет перестало биться сердце последнего священнослужителя рода Балдановых, верой и сердцем служившего людям.
Текст: Зоя Убушиева “Известия Калмыкии”.
Фото из семейного архива Е. Поваевой. |