SHAKYAMUNI.RU

Поездка в Индию с 7 по 23 Января 2013

Священные места Индии

Меня иногда спрашивают: куда поехать, чтобы увидеть не туристскую Индию, а настоящую?
А что такое - настоящая Индия? Индию от всех остальных стран отличает культура, самая древняя на Земле, и материальные проявления этой культуры - храмы, священная география и т.п. Причем, именно материальные проявления, а не памятники - культура и религия Индии живы и здоровы и становиться прошлым совершенно не собираются. Для меня это и есть - настоящая Индия.
Я помню, как долго сам искал информацию о святых местах Индии и теперь, побывав во многих из них, хочу поделиться с вами короткими заметками по этому поводу.

Сами индусы называют такие священные места - тиртха, что буквально означает "мост"; мост между небом и землей.
Тиртха; мост - или место, где по неизвестным нам причинам энергия Земли входит в резонанс с сознанием человека и может наполнить пришедшего чистотой и позитивностью.
У хинду считается, что побывать в таком месте, окунуться в воду соответствующей священной реки и вознести молитвы в соответствующем храме - смывает ношу грехов и освобождает нас от бесконечной цепи рождений и смертей.

Эти заметки предназначены для тех, кто, в отличии от хинду, не рожден в этой культуре, но интересуется Индией, любит ее и хочет узнать ее на своем собственном опыте. Для этого я расскажу об основных местах паломничества, тиртхах Индии, мостах между землей и небом.

Попадая в такое священное место, не нужно делать ничего особенного или нагонять на себя "особое духовное" настроение. Из уважения к древним обычаям вы можете сделать соответствующие подношения или принять участие в пудже (религиозном ритуале); главное - не в этом.

Поскольку любая тиртха - это сочетание особенностей самого места и накопленной здесь за многие сотни лет молитвенной энергии приходящих сюда паломников, то "делать" вам ничего не нужно; попробуйте, не торопясь, проникнуться его атмосферой, уловить его вкус и настроение; другими словами, будьте открыты и "предоставьте инициативу ему".
Как говорил святой Шри Рамана Махарши: "В соответствии с прошлым каждого, Господь делает так, чтобы человек действовал. То, чему не случиться, никогда не случится, как бы человек ни пытался этого добиться. А то, что должно случиться, непременно случится, как бы человек не старался это предотвратить".
И если человек стремится к ясности и свету, то это его желание не может в свое время не сбыться. А где и как это произойдет - зависит от каждого человека.

Борис Гребенщиков, февраль 2009

Дели - Патанкот - Дхарамсала - Бир - Шераблинг - Манди - Револсар - Кулу - Манали - Нагар - Кангра - Дхарамсала - Патанкот - Дели



Дели
Дели


Храм Лакшми-Нараян
Храм Лакшми-Нараян
Храм расположен недалеко от центра Нью-Дели, на улице Мандир Марг. Храм посвящен индуистской Богине здоровья Лакшми, а также ее супругу Нарайану. Идея создания храма принадлежала известным индийским предпринимателям и филантропам, отцу и сыну, Бальдео Бирла и Джугару Кишор Бирла, поэтому эта постройка еще известна как Бирла Мандир, или Храм Бирла. Строительство началось в 1933 году, а торжественное открытие состоялось в 1939 году при участии великого духовного лидера страны Махатмы Ганди, который призвал создателей храма открыть его двери абсолютно для всех людей, независимо от их социального положения и касты.


Храм Лакшми-Нараян
Храм Лакшми-Нараян
Здание имеет три этажа и «смотрит» на восток. Его основная башня возвышается над улицей более чем на 48 метров. Стены зала, в котором расположена главная святыня храма – статуи Лакшми и Нарайана, украшены богатыми фресками и прекрасными картинами. Они изображают богов, в честь которых храм и был построен, сцены из их «жизни». Помимо Лакшми и ее супруга, в храме есть статуи Шивы, Ганеши, Ханумана, и, конечно же, Будды.


Гробница Хумаюна
Гробница Хумаюна
Мавзолей тимуридского, могольского императора Хумаюна в Дели, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал.


Национальный музей Нью-Дели
Национальный музей Нью-Дели
Благодаря богатой истории и культуре, в Индии создано огромное количество музеев. Одним из самых крупных является Национальный Музей, расположенный в столице государства – Нью-Дели.


Национальный музей Нью-Дели
Национальный музей Нью-Дели
Идея создания этого музея появилась во время выставки «Искусство Индии», которая проходила в лондонской Королевской академии, в 1947-1948 годах. После ее завершения было принято решение о показе этой экспозиции в Индии, в здании Расхтрапати Бхаван – резиденции президента Индии. Выставка имела огромный успех, что и послужило толчком к созданию полноценного учреждения, которое бы действовало на постоянной основе. В 1949 году Национальный Музей официально начал свою работу. Но только в 1960 году было построено новое здание, в котором сейчас и располагается музейная коллекция. На его двух этажах разместилось более 200 тысяч произведений искусств, охватывающих 5 тысяч лет индийской истории.


Национальный музей Нью-Дели
Национальный музей Нью-Дели
Среди экспонатов есть глиняные, деревянные и металлические скульптуры, игрушки, украшения, археологические находки. Наиболее известной частью коллекции являются реликвии, связанные с Буддой, которые занимают отдельную секцию. Помимо исторических ценностей, в музее также есть вещи, относящиеся к современному искусству.


Национальный музей Нью-Дели
Национальный музей Нью-Дели
По инициативе Министерства Культуры, под опекой которого находится Национальный Музей Дели, в 1989 году при нем был создан Институт Истории Искусств и Музееведения, в котором проходят лекции на тему истории искусств, консервации и реставрации предметов искусства и музейных экспонатов.


Бахаистский молитвенный дом
Бахаистский молитвенный дом
Всемирно известный Храм Лотоса, расположенный в индийской столице Дели, является одним из самых грандиозных и величественных зданий, созданных в прошлом веке. Храм Лотоса, или как официально он называется Дом Поклонения Бахаи, является одним из многих храмов религиозного течения Бахаи, которое зародилось совсем недавно – всего лишь в середине XIX века. Он ежегодно привлекает в Дели огромное количество туристов. По законам Бахаи храм открыт абсолютно для всех, независимо от вероисповедания, национальности, пола и возраста. В нем не проводятся традиционные проповеди и ритуалы, а молиться там можно любому Богу, в которого Вы верите.


Бахаистский молитвенный дом
Бахаистский молитвенный дом
Строительство храма было закончено в 1986 году, и практически сразу он получил множество всевозможных архитектурных наград. Все храмы религии Бахаи имеют схожую структуру: это девятиугольные здания округлой формы, иногда увенчанные куполами. Но делийский Храм сильно выделяется среди других религиозных построек – он представляет собой огромный и прекрасный белоснежный цветок лотоса, который имеет 70 метров в диаметре.


Вокзал старого Дели
Вокзал старого Дели
Вокзал Старого Дели немного севернее центра города. Многие из поездов отсюда курсируют в северные направления и в предгорья Гималаев.


Вокзал старого Дели
Вокзал старого Дели
Поезда приходящие на Old Delhi, пересекают Ямуну по старинному мосту, и проходят прямо через Красный Форт - есть на что посмотреть.


Вокзал старого Дели
Вокзал старого Дели


Вокзал старого Дели
Вокзал старого Дели


Гьюто
Гьюто
Краткая история Гьюме и Гьюто, Нижнего и Верхнего тантрических колледжей Александр Берзин, 1991 год дополнено в сентябре 2003 года Первоначальный вариант опубликован в "Gelug Monasteries." Chö-Yang, Year of Tibet Edition (Dharamsala, India), (1991) В одной из прошлых жизней Цонкапы (rJe Tsong - rha - pa Blo bzang grags - pa, 1357-1419), когда он был маленьким мальчиком, Будда дал ему раковину. Он также подарил ему маску защитника Дхармы Чогьяла (Chos - rgyal) и булаву с черепом. Ученик Будды Маудгальяяна закопал все это в Тибете на благо будущих поколений. Много столетий спустя Цонкапа выкопал священные реликвии из холма за монастырем Ганден.


Гьюто
Гьюто
Каждый год монахи Гьюме и Сегью собирались в Янгпачене (Yangs - pa - can), что в трех днях пути к северу от Лхасы, чтобы вместе провести летнее затворничество. В отличие от других тибетских монастырей, тантрические колледжи практикуют более позднее летнее затворничество (dbyar - gnas phyi - ma) – с 16-го числа седьмого тибетского месяца по 30-е число восьмого месяца.


Гьюто
Гьюто
В разные периоды своей жизни Цонкапа использовал два стиля чтения молитв. Они появились в результате полученных им видений, во время которых он слышал, как молитвы защитникам читаются именно такими способами. Эти стили называются «голос обрушивающихся гор» (ri - bo rags - pa ’ i skad) и «голос бушующего океана» (chu - der sgrogs - pa ’ i skad). В обоих случаях молитвы читаются чрезвычайно низким голосом, в первом случае – ровным и монотонным, во втором – неровным и создающим обертона.


Гьюто
Гьюто
Монах может поступить в Гьюме или Гьюто и не будучи геше по сутре, но тогда он не участвует в дебатах по тантре. Такие монахи могут или поступить в Гьюме или Гьюто непосредственно, начиная с семнадцати лет, или перейти туда из какого-либо другого великого гелугпинского монастыря. Они сдают экзамены по запоминанию тантрических ритуальных текстов и получают степень кьеримпы (bsKyed - rim - pa). Получив эту степень, они, если хотят, могут поступить в один из больших монастырей, чтобы учиться для получения степени геше по сутре. В тантрическом монастыре Сегью монахи готовятся только к получению степени кьеримпы. Там не дается титул геше-карампы и не проводятся тантрические дебаты.


Норбулинка
Норбулинка
Институт Норбулинка (англ. Norbulingka Institute) — институт, основанный в 1988 году департаментом религии и культуры правительства Тибета в изгнании в Сидхпуре, рядом с Дхарамсалой, Индия. Цель института — сохранение языка и культуры Тибета. Председателем института является Далай-лама XIV.


Норбулинка
Норбулинка
Институт назван в честь летней резиденции Далай-лам Норбулинка в Лхасе, Тибет, основное здание института напоминает архитектуру дворца в Лхасе. В 1754 году Далай-ламой VII основал комплекс Норбулинка во время политически нестабильной ситуации в Тибете, организовал институты искусств и наук для обеспечения их непрерывного развития. С этой же целью был основан Институт Норбулинка в Индии.


Норбулинка
Норбулинка
На территории института Норбулинка есть двухэтажный храм Seat of Happiness Temple (Deden Tsuglakhang), построенный в 1985 году среди садов в японском стиле. Он известен тем, что имеет 1173 настенных росписей с образами Будды, фрески с изображением всех Далай-лам и хрониками жизни Далай-ламы XIV. В главном зале храма стоит четырёхметровая позолоченная медная статуя Будды Шакьямуни, выполненная скульптором института Пембой Дордже (Pemba Dorje).


Норбулинка
Норбулинка
Вокруг храма расположены мастерские ремесленников и подмастерьев, создающих различные изделия, которые можно приобрести в сувенирном магазине или выставочном зале института Норбулинка. Доход от продажи распределяется в интересах тибетских беженцев.


Норбулинка
Норбулинка
"Норбулингка, если перевести это слово, означает "Драгоценный Парк". Он был заложен седьмым Далай-ламой в 18-м веке, и с того времени последующие Далай-ламы украшали его и добавляли там свои резиденции. И я построил там себе домик. Место было очень плодородное. В огороде Норбулингки мы выращивали редис весом в 20 фунтов (около 9 кг), а капусту такую большую, что её нельзя было обхватить руками! Здесь были тополя, ивы, можжевельник, разнообразные цветы и плодовые деревья: яблони, груши, персики, орехи, абрикосы. Когда я там жил, мы посадили сливы и вишни.


Ганеша
Ганеша


Дхарамсала
Дхарамсала
История Дармсалы была связана с индуизмом и буддизмом с давних времён. В XVIII веке тибетские переселенцы строили здесь многочисленные монастыри, однако считается, что монастыри уступили место традиционным индуистским постройкам. Почти всё местное население (Гадди) — индуисты. В основном распространён культ Шивы и Дурги. В 1848 году этот район был аннексирован Великобританией, и через год в городе расположился военный гарнизон. В 1852 Дармсала стала административной столицей района Кангра и популярной среди британцев горным курортом.


Дхарамсала
Дхарамсала
В 1959 году Далай-лама XIV покинул Тибет, а в 1960 принял предложение премьер-министра Индии Джавахарлала Неру использовать это место для работы тибетского правительства в изгнании. Здесь же стала проводить сессии Ассамблея тибетских народных депутатов — тибетский законодательный орган.


Бир
Бир


Таши Джонг
Таши Джонг
Таши Джонг — местонахождение Монастыря Кхампагар, основанного восьмым Кхамтрулом Ринпоче, Донгью Нима в конце 1950х годов.


Таши Джонг
Таши Джонг
Таши Джонг находится рядом с Биром (Химачал Прадеж).


Бир
Бир
В Бире и его окрестностях есть несколько учебных заведений, которые привлекают студентов и туристов со всей Индии и из-за рубежа. Институт «Олений Парк» (анг. Deer Park Institute) является центром по изучению классических индийских традиций и учений, основанный Дзонгсар Кхенце Ринпоче в марта 2006 года под руководством Е.С. Далай-ламы. Институт часто проводит лекции и семинары с участием известных ученых и учителей медитации.


Бир
Бир
Тибетская колония Бир расположена в деревне Чёган на юго-западной границе с деревней Бир округа Кангра в штате Химачал-Прадеш. С точки зрения рельефа, Бир расположен у подножия хребта Дхаоладхар индийских гималаев.


Бир
Бир
Тибетская колония в Бире — деревня на востоке округа Кангра в штате Химачал-Прадеш северной Индии в которой располагается поселение тибетских беженцев.


Бир
Бир
Масляная скульптура – искусство, которое по сей день остается загадкой для современного мира. Оно возникло в Тибете, холодной стране, населенной племенами кочевников, которые, поддерживая буддийские монастыри, приносили им в дар ячье молоко, сыр и масло. Монахи, в свою очередь, подносили масло просветленным существам, придавая необычному материалу изысканную форму – окрашивали его в разные цвета и оттенки и создавали изображения великих буддийских наставников, божеств и защитников учения, мандалы и сюжеты из священных текстов.


Дорога в Шераблинг
Дорога в Шераблинг


Шераблинг
Шераблинг
Первый монастырь под именем Палпунг Чекор Линг был основан в китайской провинции Сычуань на границе с Тибетом в XII столетии, затем на его месте Тай Ситупой Ринпоче Восьмым в 1727 году был открыт новый монастырь, который стал одним из самых престижных религиозных центров в тибетской истории. В нем проживало около 1000 монахов, работал ведущий буддистский университет в регионе. Палпунг был также известен своей огромной библиотекой - здесь хранилось около 324 000 текстов и более 10 500 танка. Монастырь стал основателем собственного стиля в тибетской иконографии под названием Карма Гадри. Во время Таи Ситупы Одиннадцатого (1886 – 1952 г.г.) монастырь был ведущим центром духовности, образования, творчества и религиозной власти. В пятидесятых годах прошлого века монастырь был разрушен в ходе китайской культурной революции и до сих пор находится в стадии реконструкции.


Шераблинг
Шераблинг
Новый монастырь Палпунг Шераблинг (www.palpung.org) был основан ныне действующим Таи Ситупой Ринпоче Двенадцатым, который в возрасте пяти лет был вынужден бежать из Тибета.


Шераблинг. Е.С. Далай-лама
Шераблинг. Е.С. Далай-лама
Далай-лама: от рождения и до изгнания Его Святейшество Далай-Лама родился 6 июля 1935 г. в бедной семье в маленькой деревне Такцер провинции Амдо. Ему дали имя Лхамо Дхондуп, которое в буквальном переводе означает «Богиня, исполняющая желания». Деревня Такцер (Рычащий тигр) представляла собой маленькое и бедное поселение, расположившееся на холме, с высоты которого открывался вид на обширную долину. В течение длительного времени никто не заселял и не возделывал эту землю, только кочевники использовали ее под пастбища. Причиной тому была непредсказуемость погоды в этом районе. Его Святейшество пишет в своей автобиографии «Свобода в изгнании»: «Во годы моего раннего детства моя семья была одной из двадцати смельчаков, которые рискнули добывать средства к существованию в этой местности».


Шераблинг. Будда Майтрея
Шераблинг. Будда Майтрея
Тай Ситупа XII родился в 1954 году в Тибете в семье крестьян и был идентифицирован Кармапой XVI. Когда ему было всего полтора года, его перевезли в монастырь Палпунг в Сычуане, откуда из-за действий китайцев вывезли сначала в Цурпху (резиденцию Кармап), а затем совсем из Тибета. Таи Ситупа обучался у Кармапы XVI, который к тому времени также бежал из Тибета и находился в Сиккиме. В возрасте 22 лет Тай Ситупа принял ответственность за организацию нового тибетского монастыря Палпунг Шераб Линг.


Наша группа
Наша группа


Ревалсар. Лунгта
Ревалсар. Лунгта
Лунгта (Конь Ветра) Лунгта с тибетского переводится как «Конь Ветра», этот символ считается защитной силой человека. Среди множества видов человеческих энергий самой важной является жизненная сила. В Тибете её символом является конь, несущий на спине драгоценность, исполняющую желания, а также приносящую благополучие и процветание. При сильном, полноценном «коне ветра» все дела будут успешны и не будет особых проблем со здоровьем.


Ревалсар
Ревалсар
Лестница к пещере, где Гуру Ринпоче Падмасамбхава оставил свой отпечаток ноги.


Ревалсар
Ревалсар


Ревалсар
Ревалсар


Гуру Ринпоче
Гуру Ринпоче
Гуру Падмасамбхава появился в лотосе в виде восьмилетнего мальчика. Царь Индрабхути пришел посмотреть на него и задал ему пять вопросов: "Откуда ты появился? Кто твой отец? Кто твоя мать? Что ты ешь? Что ты делаешь?" Гуру Падмасамбхава ответил: "Я появился из нерожденного состояния, дхармадхату. Имя моего отца - Самантабхадра, а имя моей матери - Самантабхадри. Моя пища - двойственные мысли, а работа - труд на благо всех живых существ." Когда король услышал эти ответы, он очень обрадовался и попросил Гуру Падмасамбхаву отправиться с ним во дворец и жить там в качестве его сына. Гуру Падмасамбхава отправился во дворец и жил там много лет.


Ревалсар
Ревалсар
Подношение Светильников Е. С. Чагдуд Тулку Римпоче даровал это учение в Кхадро Линг в Бразилии в марте 1999. В Ваджраяне мы собираем заслуги не только для того, чтобы создать положительные временные обстоятельства как-то здоровье, богатство и долголетие, но и для более высокой цели - раскрытия своей истинной природы. Среди многих методов собирания заслуг посредством даяния, подношение масляных светильников один из лучших, уступающий только подношению Цог.


Ревалсар
Ревалсар


Ревалсар
Ревалсар


Озеро Ревалсар
Озеро Ревалсар
Знаменитое озеро Ревалсар (Цо Пема на тибетском) связано с Гуру Ринпоче Падмасамбхавой, который считается вторым Буддой нашей эпохи.


Ревалсар
Ревалсар
По одной из версий легенды король Манди заживо сжег Падмасамбхаву из-за слухов, что Гуру пытался обучить его дочь Дхарме. Погребальный костер горел целую неделю с большими клубами чёрного дыма, но когда он догорел, на его месте появилось озеро, а Падмасамбхава проявился как 16-летний юноша в лотосе в центре озера. Король раскаялся в своем злодеянии и отдал свою дочь в жены Гуру Ринпоче Падмасамбхаве.


Ревалсар. Гуру Ринпоче
Ревалсар. Гуру Ринпоче
Гуру Ринпоче Падмасамбхава спрятал множество терма или учений-сокровищ в разных частях Тибета ради будущих поколений. В терма он включил и множество предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются только Тибета, а некоторые - других областей мира. Он предсказал, что будет происходить от поколения к поколению и сколько проблем можно решить. На протяжении многих столетий эти учения принесли огромную пользу, потому что его предсказания очень точные. Некоторые люди на Западе слышали одно из его самых ясных предсказаний: "Когда полетят железные птицы и поедут лошади на колесах, дхарма придет в землю красного человека." Биография Падмасамбхавы (из книги «Свет трех драгоценностей»)


Озеро Ревалсар
Озеро Ревалсар
Именно из Цо Пема отправился Гуру Ринпоче Падмасамбхава на Тибет распространять буддизм Ваджраяны.


Ревалсар. Лунгта
Ревалсар. Лунгта


Ревалсар. Гуру Ринпоче
Ревалсар. Гуру Ринпоче


Наши водители, пилоты
Наши водители, пилоты


Манали
Манали
Известный "как королева горных курортов", городок Манали появился сравнительно недавно. Еще в 20-х годах на его месте была лишь деревня Дана, что означает "корм". Здесь караваны мулов могли в последний раз запастись кормом перед подъемом на Рохтангский перевал. Новое же название курорт позаимствовал у другой деревни, расположенной в двух километрах северо-западнее на берегу реки Маналсу. Чтобы не путаться, деревню переименовали в Маналигарх, или крепость Манали. Остатки крепостных сооружений действительно находятся на склоне горы. Изначально же название Манали производят от Ману-алайя, или жилище отшельника Ману, который, как уже говорилось, поселился именно здесь после окончания всемирного потопа.


Манали
Манали
После присоединения долины к британским владениям английские плантаторы поначалу попытались разводить в ней чай. В 1860-х годах возникла "Чайная компания Кулу", владевшая плантациями в Баджауре, Райсоне и Нагаре. Заправлял ею ирландец Минникин, построивший неплохую собственную усадьбу. Но затея с чаем не удалась, прежде всего из-за трудностей транспортировки. Спустя десятилетие отставной английский капитан Р.С. Ли заложил в Бундроле первые фруктовые сады. Саженцы яблонь, груш, слив и вишен привезли из английского имения его отца в графстве Девон, климат которого якобы был вполне сходен с климатом долины Кулу. Спустя несколько лет его ирландский приятель, еще один капитан А.Т.Бэнон купил землю и разбил сады в районе нынешнего Манали. Впоследствии в долину были завезены американские сорта ярко-красных и ярко-золотых яблок с тем, чтобы, как выражается П.Четвод, "удовлетворить страсть индийцев к ярким краскам".


Нагар
Нагар
Почти на самом верху Нагара находится усадьба выдающегося русского художника, ученого-востоковеда и путешественника Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.). Впервые он приехал в Индию в 1923 г., спустя пять лет приобрел усадьбу и провел здесь последние 18 лет своей жизни. Главный дом усадьбы построен в 1880-х годах английским полковником Ренником, крупным землевладельцем и самым влиятельным из британских поселенцев в долине. Англичане называли усадьбу "The Hall". Впоследствии она перешла к князю Манди, а в конце 20-х годов была приобретена Н.К.Рерихом, который оставил ее в наследство своему сыну художнику Святославу.


Нагар
Нагар
Самая ценная часть усадьбы - это, конечно, картинная галерея Рериха. По бокам от входа в нее установлены раджпутские статуи, привезенные из Раджастхана. С площадки перед главным домом открывается вид на Беас и долину богов. Рядом статуя одного из самых почитаемых богов-девата долины. Его зовут Гуго Чаухан, один из первых раджпутских завоевателей этих мест.


Долина Кулу
Долина Кулу
Долина Кулу шириной полтора-два километра, окруженная снежниками, протянулась вдоль Беаса на пятьдесят километров. С юга она прикрыта последним снежным хребтом Гималаев - Дхаула Дхаром, с севера парал­лельным ему Пир Панджалом. Северную часть с обеих сторон окружают снежники. Дальше к северу открывается вид на страну ледников - Лахул и Спити.


Нагар
Нагар
Нагар, что по-хинди означает просто город.


Нагар
Нагар


Долина Кулу
Долина Кулу
Кулу называют долиной богов, но совсем не потому, что это божественные по красоте места. Просто нигде в Индии нет такого количества богов, как здесь. В каждой деревне поклоняются своему собс­твенному божку - девате. Помимо чисто местных богов в долине оставили память о себе многие классические боги и полубоги индуизма: Вьяс, Капил, Канад, Вашишта, Канав, Гаутам, Картик, Маркандея, Нарад, Шандил, Шаринга и др. Раз в год в праздник Дассейры статуи много­численных девата свозят в город Кулу, где обитает главный бог долины Рам, или Рагхунатх. Традиционное же название долины, упоминаемое в эпосе "Махабха­рата" и средневековых пуранах ("Вишну-пуране" и др.) - Кулантхапитха, что означает "конец обитаемого мира". Так называется и одна из лучших книг о долине, принадлежащая перу англичанки Пенелопы Четвод.


Нагар
Нагар
Местный замок был, как считают, построен князем Сидх Сингхом в самом начале XVI века и в течение полутора столетий, до перевода столицы в Кулу, служил княжеской резиденцией. По одной версии, камень для строительства был привезен из крепости Барагарх, располагавшейся на хребте над Нагаром, по другой - цепь рабочих передавала готовые блоки от развалин дворца Гархдхак, расположенного ниже. Впоследствии он использовался как летний дворец князей, пока Гьян Сингх в 1846 г. не продал его за бесценок первому английскому помощнику комиссара (главе колониальной администрации долины) майору Хею. Тот перестроил северное крыло, оснастив его невиданными в здешних краях лестницами (вместо них местные жители использовали пандусы) и дымовыми трубами, а затем с большой выгодой перепродал его государству. Здание использовалось как помещение суда и квартиры для заезжих чиновников. В годы независимости часть его занимала школа, перенесенная теперь метров на 30 выше по горе. С 1970 г. департамент туризма открыл здесь гостиницу, которая так и называется "Кастл", или "Замок".


Нагар
Нагар
Храм Гауришанкара, или бога-разрушителя Шивы (Шанкара) и его супруги Парвати (Гаури), завершенный тучной резной пирамидой-­шикаром. Он относится к XI-XIII векам. В алтаре установлены статуи божественной четы. С утра служительница храма раздевает их, обмывает, намазывает душистыми маслами и наряжает в парадные ярко-красные одежды. К ногам богов кладутся свежесорванные горные цветы и горшки с вареным рисом. Вечером следует переодевание богов в ночные рубашки.


Нагар
Нагар
С начала XVI до середины XVII века Нагар был столицей долины. Из Нагара, расположенного довольно высоко (1768 м) на восточном склоне долины, посреди обширного амфитеатра, открываются лучшие панорамы снежников на западном склоне и хребта Барагарх (Большой горы) за восточным склоном.


Нагар
Нагар
Храм Гауришанкара.


Долина Кулу
Долина Кулу
После присоединения долины к британским владениям английские плантаторы поначалу попытались разводить в ней чай. В 1860-х годах возникла "Чайная компания Кулу", владевшая плантациями в Баджауре, Райсоне и Нагаре. Заправлял ею ирландец Минникин, построивший неплохую собственную усадьбу. Но затея с чаем не удалась, прежде всего из-за трудностей транспортировки. Спустя десятилетие отставной английский капитан Р.С.Ли заложил в Бундроле первые фруктовые сады. Саженцы яблонь, груш, слив и вишен привезли из английского имения его отца в графстве Девон, климат которого якобы был вполне сходен с климатом долины Кулу. Спустя несколько лет его ирландский приятель, еще один капитан А.Т.Бэнон купил землю и разбил сады в районе нынешнего Манали. Впоследствии в долину были завезены американские сорта ярко-красных и ярко-золотых яблок с тем, чтобы, как выражается П.Четвод, "удовлетворить страсть индийцев к ярким краскам".


Нагар
Нагар


Долина Кулу
Долина Кулу


Вайшишт
Вайшишт
На источниках устроен храм Вашишты. В резном каменно-деревянном храме установлена неуклюжая статуя Вашишты из черного камня с блиста­ющими серебряными глазами. Дверные перемычки и косяки украшены резь­бой, в том числе рельефом оленя, глядящего назад. В соседнем помещении в том же стиле постоянно горит огонь, у которого греются святые-садху. Рядом в двух прямоугольных бассейнах, разделенных высокой стеной (один для мужчин, другой для женщин), совершают омовения достаточно горячей серной водой, хотя и не таким кипятком, как в Маникаране. Раз в год для омовения в серных ваннах сюда приносят богов из окрестных деревень.


Долина Кулу
Долина Кулу
Начало мифологической истории Кулу относится к великому потопу, от которого бог-хранитель Вишну, обратившийся в золотую рыбку Матсью, спас лишь отшельника Ману. Тот сохранил для будущих поколений нетлен­ные святые книги Веды и стал прародителем всего последующего челове­чества (любопытно, каким же способом?). Так вот считается, что после потопа Ману вылез из своего ковчега именно в долине Кулу, где и поселился. Трижды долину посещали герои "Махабхараты" братья Пандавы. Первое из этих посещений закончилось женитьбой силача Бхима на сестре местного демона, им же и убиенного. Во время второго визита пандавский стратег Арджуна устроил драку с богом Шивой за волшебное оружие пашу­пата-астра, принадлежавшее богу неба и грома Индре. Совершая последнее паломничество уже вместе со своей коллективной женой Драупади, Пандавы один за другим освободились от плоти, а старший из них Юдхиштира "увидел свет правды и узнал, что есть тень, а что реальность и достиг сварги (небес)". Помимо этих форм духовной жизни они научились выращивать рис на необычайно большой высоте - в местечке Пандара-ка-Ропа (3658 метров над уровнем моря).


Вайшишт
Вайшишт


Кулу
Кулу
Потомки Бехангамани - династия Пал - правили из Джагатсукха с небольшим перерывом на протяжении 14 веков, после чего столица была перенесена в Нагар, а в середине XVII века - в Кулу. Большинство каменных храмов долины относятся к XVII веку, когда правители пытались заменить достаточно кровавый автохтонный культ богини-матери и других богов - девата - безобидным поклонением Вишну, которое не требовало жертвоприношения животных. Впрочем, некоторые источники утверждают, что захвативший долину в конце XV века Сидх Пал, или Сидх Сингх вовсе не был прямым потомком старых правителей, но сумел воспользоваться их авторитетом среди населения, страдавшего от неуемных поборов горных тхакуров и рана. Датировки борьбы с ними остаются также предметом догадок в местном фольклоре.


Вайшишт
Вайшишт


Манали. Храм Хадимбы
Манали. Храм Хадимбы
На северо-западной окраине Манали, в пригороде Дхунгри, в кедровом лесу стоит храм богини Хадимбы, построенный в 1553 г. князем Бахадуром Сингхом, сыном уже многократно упоминавшегося Сидха. Князю настолько понравился храм, что он приказал отрубить строителю правую руку, дабы тот не смог построить еще одно такое чудо. Это не помешало зодчему натренировать левую руку и построить, как утверждают, еще лучший храм Трилокинатх в Чамбе. Тогда народ, не желавший повторения чуда, отрубил ему голову.


Манали. Храм Хадимбы
Манали. Храм Хадимбы
Интерьер храма относится к числу наиболее языческих. За низкой дверью с высоким порогом в полутемном зале установлен грубый священный камень почти прямоугольной формы, вмурованный в землю. Почти в центре его отверстие, в которое стекает кровь животных во время жертвоприношений. Единственные статуи - это две маленькие бронзовые Дурги, разодетые в яркие одеяния и, как правило, хранящиеся в земляной нише под камнем.


Манали
Манали
Потомки княжеской семьи до сих пор регулярно приносят коз в жерт­ву в храме Хадимбы. Перед жертвоприношением коза должна затрястись: это означает, что в нее уже вселился бог. Если отверстие в полу храма, куда стекает кровь жертвы, быстро переполняется и начинает фонта­нировать, то богиня удовлетворена. В противном случае нужно тащить еще одну козу. На жертвоприношение идет лишь козья морда и передняя нога, которую вставляют в рот. Остальные части тела возвращаются жертвователям.


Беас
Беас
Беас впадает в самый крупный приток ­река Парбати. Так местные жители произносят имя Парвати, супруги всемогущего Шивы. Русло ее поначалу проходит по узкому ущелью, по откосам которого растут кусты идигоферы и барбариса. .


Мы
Мы


Храм Бхутнатх в Манди
Храм Бхутнатх в Манди
По легенде, великий мудрец Мандав молился в этой области, и камни зделались чёрными, из-за силы его покояения, так город и получил название в честь него — Мандавья Нагари. В Мандави стоит 81 древний шиваистский храм.


Кангра форт
Кангра форт


Кангра форт
Кангра форт


Кангра форт
Кангра форт


Кангра форт
Кангра форт


Напитки
Напитки


Священная корова
Священная корова


Храм Джваламукхи
Храм Джваламукхи
Храм посвящен Богине Джвадамукхи ( воплощение Богини Сати, Кали, Парвати) и считается одним из 51 священных мест, связанных с женским началом в индуизме. Согласно индуистской мифологии, Боги не хотели признавать божественную сущность супруга Шакти Шивы, и она покончила с собой на костре. Обезумев от горя, Шива выхватил тело жены из огня и начал исполнение своего танца разрушения. Чтобы спасти мир, бог Вишну рассек тело Шакти на 51 часть и разбросал их по всей Индии. На место храма упал язык Богини.


Храм Джваламукхи
Храм Джваламукхи
Великий Император Моголов Акбар, узнав о легендах Джаваладжи пытался потушить пламя потоком воды. Тем не менее, великая сила богини, до сих пор хранит пламя. Понимая власть Джавала Деви, Акбар пришел со своей армией в этот храм. Он принес Золотой зонт (Chatra) для богини, но зонт превратился в метал неизвестного происхождения, это значило что богиня не приняла его подношение.


Дхарамсала
Дхарамсала
Власти штата Химачал Прадеш официально признали туристический маршрут "Тибетский тур", так что туристы из Индии и иностранцы с большим интересом посещают "Малую Лхасу", которая появилась сорок с лишним лет назад в предгорьях Гималаев и которая является столицей малого Тибета - тибетского сообщества в эмиграции, живущего на основе собственной демократической конституции, которая называется Хартия тибетцев в изгнании, и имеющего свою тибетскую власть, законодательную и юридическую.


Дхарамсала
Дхарамсала


Дхарамсала
Дхарамсала


Монастырь Ничунга
Монастырь Ничунга


Монастырь Ничунга
Монастырь Ничунга


Монастырь Ничунга
Монастырь Ничунга


Монастырь Ничунга
Монастырь Ничунга


Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале
Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале
Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале состоит из отдела тибетских книг и рукописей, отдела иностранной литературы, музея, архивов документов, отдела устных историй и публикаций, отдела исследований и переводов, отдела культурных исследований и публикаций, отдела научных публикаций. Библиотека организует образовательные программы, встречи. Книги в библиотеке в основном посвящены тибетскому буддизму, истории, искусству, языку, то есть всем аспектам тибетской культуры. Кроме того, мы сами издали около 500 наименований работ: 250 из них – на тибетском языке, 200 – на английском, несколько книг – на хинди.


Будда
Будда


Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале
Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале
Библиотека тибетских трудов и архивов По сравнению с коллегами из западных стран из-за дефицита информации на русском языке библиотечное сообщество нашей стра­ны мало знакомо с историей и деятельностью библиотеки тибетских трудов и архивов в индийском городе Дхарамсале, где находится Пра­вительство Тибета в изгнании во главе с Его Святейшеством Да­лай-Ламой XIV, Лауреатом Нобелевской премии, духовным лидером буддистов всего мира.


Наш Гид
Наш Гид


Мы
Мы


Дели
Дели


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
Грандиозное сооружение Кутб-Минар, или Башня Победы, является одной из главных и самых древних достопримечательностей Дели. Построенная из кирпичей красного песчаника, эта башня является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Ее высота составляет 72,6 метра.


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
Кутб-Минар строился в несколько этапов на протяжении 175 лет. Идея создания принадлежала Кутб-уд-дин Аибаку, первому исламскому властителю Индии, в 1193 году, который специально разрушил 27 индуистских и джайнских храмов, чтобы получить материалы для строительства. Но при его жизни было заложено лишь основание башни, диаметр которой составил около 14 метров. А завершен проект был лишь в 1368 году при правителе Фируз-шах Туглаке.


Наша группа
Наша группа


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
Из-за того, что Кутб-Минар строился такое длительное время и под руководством различных зодчих, то можно проследить изменения в архитектурной стилистике ярусов башни. Минарет имеет пять ярусов, каждый из которых сам по себе представляет настоящий шедевр. Всю колонну, от ее основания до самой верхушки, покрывают красивейшие тонкие узоры и надписи, вырезанные прямо на кирпичах.


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
На территории комплекса Кутуб Минар находится еще одна популярнейшая достопримечательность Дели – Железная колонна, называемая также «Кутубова колонна» или «Колонна Ашоки».


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
Это 8-метровая цельнометаллическая стела, которая за более чем полтора века полностью избежала коррозии, в связи с чем является предметом многочисленных споров и теорий. По одной из них, железная колонна сделана из метеоритного железа, не подверженного ржавлению.


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
Архитектурный комплекс выполнял несколько функций: во-первых, традиционный призыв верующих в молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, во-вторых, благодаря своей высоте, с его верхней точки велось постоянное наблюдение за городом, нацеленное на его охрану. Ну а третья функция – самая поэтическая. Потрясающе красивый минарет был своеобразной «башней победы» – символом мощи исламской религии.


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар


Кутуб-Минар
Кутуб-Минар
В 1993 году минарет Кутб-Минар был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Дели
Дели


Было здорово!
Было здорово!


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте