Геше Джампа ТинлейФотографии Досточтимого Геше Джампа Тинлея были сделаны в разный период времени, начиная с 2002 по 2011 годы.
geshe.ru
|
Геше Джампа Тинлей
Вопр.: Расскажите коротко о себе. С чего началось ваше знакомство с буддизмом? Вы ведь родились и учились в Индии. Что побудило вас отправиться в Россию для передачи учения Будды?
Отв.: Я тибетский беженец. Мои родители бежали из Тибета в 1959 году, а в 1962 году я родился в лагере тибетских беженцев в Индии. Мои отец и мать были буддистами, и буддийское учение, буддийская философия оказывали на меня большое влияние с самого детства. Вначале у меня не было сильной склонности к духовной практике. Но когда я стал старше и в 16 лет начал изучать философию в Центральном институте высшей тибетологии в Сарнатхе (Варанаси, Индия), у меня возник настоящий интерес к буддизму, потому что увидел его не как религию, а как науку об уме, о том, как обрести здоровый образ мышления и вести здоровый образ жизни. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
В буддизме говорится, что, проведя глубокое исследование, вы обнаружите, что причина наших проблем, страданий кроется в нездоровом состоянии нашего ума – неукрощенном уме. Если мы укротим свой ум и сделаем его здоровым, наши проблемы решатся сами собой, также благодаря этому станут счастливее все окружающие нас люди. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Итак, я глубоко исследовал эту философию и живу в соответствии с ней. Я вижу, что она действительно работает. Чем больше вы укрощаете и оздоровляете свой ум, тем счастливее вы сами и окружающие вас люди. Таким образом, у меня рос интерес к буддийской философии, к развитию ума. В дальнейшем я провел трехлетнее затворничество в горах Дхарамсалы. В то время я интенсивно медитировал, развивая ум, под руководством Его Святейшества Далай-ламы. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Затем в 1993 году Его Святейшество Далай-лама попросил меня приехать в Россию в качестве своего духовного представителя, потому что такие российские республики, как Бурятия, Тува, Калмыкия, исторически являлись буддийскими, но во времена коммунистического правления их традиции и культура были практически уничтожены. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Вопр.: Не могли бы вы рассказать, в чем основная суть учения Ламрим, которое вы передаете?
Отв.: Ламрим – это поэтапный путь к Просветлению. Просветление это безупречное состояние ума. В Ламриме описывается, как развивать ум, как обрести безупречное состояние ума, в котором полностью отсутствуют все омрачения и реализован весь благой потенциал. Поэтому, когда в буддизме говориться о Просветлении, речь идет не о чем-то внешнем, речь идет об уме – о безупречном состоянии ума. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Весь свод Учения Будды – это собрание из 84 000 томов, невероятно обширное. Довольно трудно понять все наставления, которые в нем собраны. Поэтому Лама Цонкапа – один из великих мастеров Тибета, о приходе которого пророчествовал сам Будда, – представил все Учение Будды в сжатой форме, чтобы обычные люди могли легко понять его и применять в повседневной жизни. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Вопр.: Что вы понимаете под буддийской этикой? В чем ее особенность?
Отв.: Главным образом, буддийская этика имеет отношение не к внешнему поведению и не к речи. Настоящая буддийская этика – это контроль за состоянием ума. Если вы не имеете ментальной дисциплины, не делаете его безвредным, то нет пользы от соблюдения нравственных норм. Об этом говорил Шантидева, великий индийский мастер: если вы не укрощаете свой ум, не контролируете его, то этические нормы теряют всякий смысл. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Поэтому, когда мы говорим о буддийской этике, первое важнейшее этическое правило – это непричинение вреда другим. Сделайте себя безвредными людьми, это очень важно. Куда бы вы ни отправились, ваши тело, речь и ум не должны приносить никаких проблем и страданий окружающим. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Второе важное этическое правило в буддизме состоит в том, что ваши тело, речь и ум должны быть не только безвредными, наоборот, они должны стать полезными для многих живых существ. Поэтому, если вы стали безвредными и в дополнение к этому – полезными для других, если, куда бы вы ни отправились, где бы ни находились, вы радуете других людей и не вредите им, тогда вы живете в соответствие с высокой буддийской этикой и философией. Итак, это основное, в чем состоит буддийская нравственность. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Вопр.: Расскажите, пожалуйста, что представляют собой медитационные ретриты, которые вы проводите?
Отв.: В настоящий момент состояние нашего ума таково, что мы не способны сохранять сосредоточение на одном объекте. Такой ум не может быть укрощен безупречно. Ум, который уже через минуту начинает блуждать с объекта на объект, не способен сделать себя здоровым, потому что это очень слабый ум. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
В настоящее время на берегу озера Байкал мы ведем строительство ретритного центра, на территории которого скоро появится здание, предназначенное для проведения затворничеств. В будущем я со своими учениками буду интенсивно медитировать там, чтобы развить высокий уровень сосредоточения и обрести способность сохранять концентрацию на одном объекте в течение длительного времени. Когда достигается такой уровень концентрации, ум становится очень острым. А с острым умом вы сможете видеть все гораздо яснее. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Развив шаматху, однонаправленную концентрацию, вы сможете обрести множество благих качеств ума, таких как ясновидение и невероятная проницательность. Эти качества не только помогут нам в укрощении собственного ума, но и принесут много пользы другим людям. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Мы уже приобрели большой участок земли на Байкале – один гектар, на котором ведется строительство медитационного центра, в частности дома шаматхи, чтобы люди смогли развивать свой там ум и достигать высоких уровней сосредоточения. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Вопр.: Насколько важна роль Учителя в традиции буддизма?
Отв.: Как в буддийской традиции, так и в других духовный наставник играет очень важную роль, потому что это лидер, который задает направление своим последователям. Если духовный наставник ведет своих учеников в ложном направлении, это очень опасно. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Например, если доктор прописал вам лекарства, но у вас нет к нему полного доверия, вы в нем сомневаетесь, то один день будете принимать эти лекарства, а на другой день перестанете. В этом случае ваше лечение не станет эффективным. Так же обстоит дело и с развитием ума: если иногда слушаете советы Учителя, а иногда нет, то для вас в этом кроется ущерб – вы не добьетесь эффективного развития ума. Поэтому духовный наставник играет очень важную роль. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Вопр.: Как можно применять буддийскую практику в повседневной жизни?
Отв.: Основная цель буддийской философии – менять наше поведение в повседневной жизни. Поэтому в буддизме говорится, что неформальная практика важнее, чем формальная. Если вы не выполнили свою формальную практику, например, забыли о ней, это не причинит вреда другим людям. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
В дополнение к этому есть другой уровень практики – помогать другим, радовать людей. Например, если вы сегодня занимались этой практикой в отношении своих соседей, то это день, когда счастливы и вы, и ваши соседи. Поэтому основная цель буддийской практики состоит в том, чтобы в повседневной жизни наше поведение становилось безвредным, а сами мы становились источниками счастья для других. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Если вы достигли этого, это означает, что вы занимаетесь основополагающей буддийской практикой. В дополнение к этому необходимо развить все благие качества ума, устранить все даже самые мельчайшие негативные эмоции, все ошибки, которые являются причинами наших страданий. Как только перестанем совершать ошибки в жизни, сделаем всю свою деятельность эффективной, счастье придет к нам само. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
В буддизме говорится, что худший враг находится не где-то снаружи, это – собственные ошибки. Таким образом, чем больше вы откроете своих тонких ошибок, тем большего прогресса добьетесь. Поэтому в буддизме говорится, что распознание своих ошибок – это шаг в сторону духовного развития, в сторону прогресса. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Поэтому нам важно знать, какие ошибки мы совершаем в повседневной жизни. Мы совершаем много ошибок в своей речи в процессе общения, а также в мыслях и действиях. |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Например, иногда мы активны, когда это не требуется, а иной раз мы можем быть совершенно пассивны, когда необходимо что-то сделать. Все это – стратегические ошибки нашей жизни. Итак, нам необходимо сокращать количество своих ошибок, тогда наш ум постепенно будет становиться счастливее.
Фото: Роман Анощенко |
| |
|
Геше Джампа Тинлей
Фото: Роман Анощенко
geshe.ru
|
|