SHAKYAMUNI.RU

Весенние учения Далай-ламы в Дхарамсале-2006 год

Фотографии с традиционных весенних учений Его Святейшества Далай-ламы XIV. В 2006 году Его Святейшество Далай-лама даровал «устную передачу» классического тибетского текста «Мила Грубум», известный в переводе как «Сто тысяч песен Миларепы».

Текст: Юлия Жиронкина, savetibet.ru




Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
По единодушному убеждению Его Святейшества Далай-ламы, а также всех жителей и гостей Дхарамсалы, высокогорного городка на севере Индии, где расположена резиденция духовного лидера Тибета, весенние учения 2006 года посетило беспрецедентное число россиян. На учениях Его Святейшество Далай-ламы присутствовало и высшее буддийское духовенство России – глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, председатель Центрального Духовного Управления Буддистов Чой-Дорджи Будаев, представители Управления Камбы-ламы республики Тыва.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Неожиданный, хотя и весьма оправданный всплеск интереса россиян к философским лекциям и посвящениям Далай-ламы во многом свидетельствует о том, что буддийская Россия начинает испытывать усталость от ежегодных неисполненных обещаний российского правительства о предоставлении визы духовному лидеру Тибета для проведения полномасштабных лекций и посвящений, в которых буддийские регионы испытывают острую потребность.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Памятный однодневный визит Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию в ноябре 2004 хотя и явился источником колоссального вдохновения для жителей этой республики (что нашло свое материальное выражение в стремительном возведении в Элисте самого великолепного буддийского храма России), все же едва ли мог хоть сколько-нибудь изменить весьма плачевную ситуацию с буддийским образованием в стране.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Изучение буддийской философии предполагает планомерные занятия под руководством опытных наставников, среди которых Далай-лама занимает лидирующую позицию. Ежегодные весенние учения духовного лидера Тибета продолжаются около двух недель, в ходе которых Далай-лама дает подробные объяснения по избранному им философскому трактату. В этом году главной темой его учений стал лежащий в основе тибетского буддизма идеал беззаветного служения всем живым существам.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
По признанию многих паломников из буддийских регионов России, объяснения Его Святейшества Далай-ламы по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара» стали для них настоящим прорывом в постижении философских основ религии своих предков.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Для большинства жителей Калмыкии, Бурятии и Тывы поездка в Индию продолжает оставаться чрезвычайно дорогостоящей, однако большинство из тех, кто побывал в Дхарамсале в этом году, говорят, что по возвращении начнут откладывать деньги, чтобы в следующем году вновь попасть на учения. Ведь на настоящий момент это их единственный шанс полноценного общения с Далай-ламой.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
В современном мире принято сопереживать тибетцам, разлученным со своим духовным лидером, однако жители буддийских регионов России на сегодняшний день находятся в абсолютно аналогичном положении. Для буддийского паломника из Калмыкии, Бурятии и Тывы добраться на весенние учения Далай-ламы так же непросто, как и тибетскому кочевнику из включенной в состав КНР провинции Амдо или Кхам.


Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
Е.С. Далай-Лама XIV. Дхарамсала
В прошлом году Его Святейшество Далай-лама отметил свой 70-летний юбилей. И хотя, по его собственному признанию, он планирует прожить «еще 20-30 лет», его последователи в Тибете, Монголии и буддийской России стараются использовать каждую возможность, чтобы изучать буддизм под его руководством. В этой связи можно ожидать, что число российских паломников в Дхарамсале в ближайшие годы будет расти в геометрической прогрессии.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
В индийском городке Дхарамсала, где вот уже полвека расположена резиденция духовного лидера Тибета, погода меняется с непредсказуемой стремительностью. Еще несколько дней назад, глядя на безжизненные ручьи и пересохшие водопады, местные жители беспокоились, хватит ли воды тысячам паломникам, спешащим сюда на учения Далай-ламы.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
В этом году Его Святейшество Далай-лама продолжает «устную передачу» классического тибетского текста «Мила Грубум», который он начал давать два года назад. Известный в переводе, как «Сто тысяч песен Миларепы», этот текст является одним из шедевров тибетской литературы. На протяжении восьми веков он служил источником вдохновения для многих поколений тибетцев, которые находили в нем жизнеописание великого святого, наставления по буддийской йоге, собрание стихов, песен и захватывающих дух историй.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Миларепа - величайший поэт в истории Тибета. Еще будучи ребенком, он обладал прекрасным голосом и любил петь, а, достигнув Просветления, стал слагать песнопения о своих духовных переживаниях. Когда ученики или благодетели задавали ему вопрос или обращались за наставлениями, когда возникал неразрешимый спор, Миларепа отвечал не сухой прозой, но стихами и песнями, которые спонтанно рождались в его сердце. Никто не знает, сколько таких стихов и песен «сочинил» Миларепа.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Миларепа вел жизнь аскета. В течение двенадцати лет, предшествующих достижению полного Просветления, он медитировал в горной пещере, питаясь одной крапивой, так что тело его приобрело иссиня-зеленый оттенок. В отличие от многих религиозных лидеров, усердствующих в создании философских школ и религиозных течений, Миларепа никогда не строил храмов и монастырей, не основывал школ, но лишь искренне следовал наставлениям своего гуру, вел жизнь святого трубадура, нищего йогина, странствующего по горам Тибета в хлопковых одеяниях, слагая песни о Дхарме.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Для серьезного духовного практика песни Миларепы – источник бесценной информации о его собственном йогическом опыте, а также наставлений и инструкций по медитации. «Устная передача» на чтение и изучение текста «Мила Грубум», которую Его Святейшество дает в этом году всем, кто приехал на его весенние учения в Дхарамсалу, - это редкая возможность впитать ту энергию вдохновения, которая веками сопровождала это великое собрание духовных песен.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Тибетские ламы бережно передавали ее от учителя к ученику, прочитывая вслух драгоценные слова, спонтанно родившиеся в сердце великого йогина Миларепы.


Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Песни Миларепы снова звучат в окружении снежных гор
Среди высоких лам, получающих передачу на чтение и изучение «Ста тысяч песен Миларепы» от Его Святейшества Далай-ламы, - 17-тый Кармапа Оргьен Тинлей Дордже, новое перерождение Линга Ринпоче (старшего учителя Далай-ламы), лама Зопа Ринпоче, а также настоятели основных тибетских монастырей.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Я бы хотел приветствовать всех гостей из России как европейской, так и монгольской расы. На мой взгляд, в сравнении со всеми предшествующими годами сегодня здесь собралось наибольшее число россиян. Народы, населяющие Россию и Монголию, претерпели колоссальные трудности в XX веке. Вы пережили времена, когда в ваших странах запрещалось исповедовать религию вообще и, в частности, буддийское учение. Но времена меняются, как меняется погода. Все явления претерпевают изменения, и религия – не исключение. Однако изменения в области религии происходят очень и очень медленно. С тех пор, как появился марксизм, прошло около 200 лет, а с тех пор, как появился буддизм, - более 2000 лет.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Впервые я посетил Россию и Монголию в 1979 году, и в то время меня сопровождал лама Джамьянг. В рамках той поездки я посещал Петербург, тогда он еще носил имя Ленинград. Там, как вы знаете, находится монастырь, построенный во времена моего предшественника Его Святейшества Далай-ламы XIII. Я собирался поехать туда, и лама Джамьянг прилагал тогда большие усилия, чтобы этот визит состоялся. Но, к сожалению, мне так и не удалось побывать в этом монастыре, ведь в то время в вашей стране не было полной свободы. В последующие годы я еще несколько раз посещал Россию, и в те годы в стране уже дышалось свободнее. Когда я был в России и Монголии в 1979 году, я посетил Улан-Удэ и Улан-Батор.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Также крайне важно учиться. Сегодня, когда вы обрели свободу, образование имеет ключевое значение, ибо позволяет вам развиваться всесторонне. Пока в стране нет свободы, образование, как правило, носит однобокий характер. Когда же появляется свобода - появляется возможность получить всеобъемлющее образование.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Было бы правильнее придерживаться своей исконной религии, так как такая религия больше отвечает нашим внутренним потребностям. Поэтому я всегда говорю приезжающим ко мне западным людям – было бы лучше, если бы вы исповедовали свою традиционную религию, будь то христианство или иудаизм. Для россиян европейской расы было бы лучше исповедовать православную религию. Хотя, конечно, находятся люди, которые не проявляют большого интереса к религиям своих предков и, напротив, начинают интересоваться такими религиями, как буддизм, поскольку буддизм больше отвечает их ментальным наклонностям.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Некоторые ученые, описывая буддизм, говорят о нем не как о религии, но как о науке о функционировании сознания. Великие мыслители и ученые, которые работают на Западе, обычно не проявляют особого интереса к религии. Но когда речь заходит о буддизме, он представляется им весьма интересным. В настоящее время в западном мире (таких странах как Германия, Франция, Италия, и также Соединенные Штаты) все больше людей проявляют интерес к буддизму, и я понимаю, почему. Хотя буддизм не является вашей исконной религией, он привлекает вас в силу [вышеперечисленных] факторов.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Однако недостаточно просто объявить себя буддистом, взять в руки четки, или установить статую в своей комнате. Я - буддист, буддийский монах, но когда я вижу тех, кто придерживается «старого стиля» [буддийского вероисповедания] - не уделяет внимания изучению буддизма, но ставит статуи в комнате и начитывает молитвы на четках (хотя при этом в их умах и сердцах не происходит никаких изменений), вот к таким людям я отношусь весьма и весьма критично.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Безусловно, я очень признателен, что вы пришли сюда со статуей Будды. [Его Святейшество Далай-лама обращается к делегации из Калмыкии. – Прим. www.savetibet.ru] Но, в действительности, недостаточно объявить всему миру, что вы – буддист. Вы должны изучать буддийскую Дхарму. Я обычно говорю людям, которые проявляют интерес к буддизму, что главное – максимально использовать свои умственные способности. Только таким образом мы, в конце концов, сумеем трансформировать свои эмоции.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
И именно в силу того, что мы должны использовать свои умственные способности, на первый план выходят концепции взаимозависимого возникновения и относительной природы явлений. И, напротив, если мы опираемся только на веру, эти концепции перестают иметь определяющее значение.


Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
Обращения Е. С. Далай-ламы к паломникам из России и Монголии
У нас осталось не так много времени, но на протяжении последних дней я давал вам объяснения и наставления. Пожалуйста, помните то, что я говорил вам все эти дни. Изучайте буддизм и старайтесь произвести трансформацию в своем сознании, только так вы сумеете изменить свои ментальные наклонности. Спасибо!


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте