Геше-лхарамба Тензин Дугда завершил посмертную медитацию
Геше-лхарамба Тензин Дугда сегодня утром завершил посмертную медитацию (тугдам), которая продолжалась на протяжении последних семи дней, сообщили монахи Центрального Калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Все эти дни монахи и миряне, собиравшиеся в доме буддийского наставника для чтения молитв и выполнения буддийских практик, свидетельствовали отсутствие каких бы то ни было признаков распада его тела.
«Все семь дней тело геше-лхарамбы Тензины Дугды сохраняло свежесть, ‒ рассказал помощник верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Хонгор Эльбиков, ‒ все люди, находившиеся рядом геше Дугдой испытывали необычайное умиротворение, тепло и даже радость».
По рассказам опытных буддийских учителей, такое возвышенное состояние духа люди неизменно переживают в присутствии человека, находящегося в посмертной медитации, когда наитончайшее сознание пребывает в глубоком сосредоточении на ясном свете.
«Мы были свидетелями настоящего чуда, которое пока не имеет научного объяснения, но о котором давно известно последователям тибетского буддизма. Это наглядное доказательство больших результатов, достигнутых в тантрической практике», ‒ отметил Хонгор Эльбиков, который сам был учеником и личным переводчиком геше Дугды.
По словам помощника верховного ламы Калмыкии, сейчас буддисты республики отчетливо понимают, что рядом с ними все эти годы жил великий учитель, расставание с которым наполняет сердце печалью и заставляет снова и снова молиться о том, чтобы у калмыцкого народа всегда была благая карма учиться у наставников столь высокого уровня.
«Работая в Калмыкии с 1995 года, геше Дугда открыл врата в Дхарму для бессчетного числа людей. Он трудился неустанно, как истинный бодхисаттва, не зная усталости, выполняя любые, даже, казалось бы, самые незначительные просьбы тех, кто обращался к нему за помощью. Его главными качествами были доброта, сострадание и великая мудрость», ‒ рассказал Хонгор Эльбиков.
За эти годы геше-лхарамба Тензин Дугда преподал огромное количество учений по сутре и тантре. Он трижды даровал объяснение по основополагающему трактату Чже Цонкапы «Большое руководство к постепенному пути к пробуждению» (Ламрим), разъяснял текст Джамьянга Шепы «Драгоценные четки философских воззрений», духовную поэму Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и многие основополагающие трактаты. Он также дал подробные комментарии к тантрическим практикам Ямантаки, Ваджрайогини и других божеств. Под руководством Тензина Дугды ученики начитали сотни тысяч мантр, многие совершили затворничества по приближению божества, выполнив обязательства, сопряженные с получением тантрических посвящений.
«Геше-лхарамба Тензин Дугда был представителем старшего поколения тибетских монахов, поколения, которое обладало колоссальными знаниями, но постепенно уходит, ‒ рассказал Хонгор Эльбиков. ‒ Что важно, геше Дугда, несмотря на все тяготы и потрясения, до конца своих дней оставался монахом. Он хранил в чистоте все 253 обета полностью посвященного монаха».
Многие молодые калмыцкие монахи получали монашеские обеты именно от геше Дугды. «Он вдохновлял молодых монахов и сплачивал монашескую общину. В наше непростое время оставаться монахом всю свою жизнь ‒ это духовный подвиг», ‒ подчеркнул собеседник.
Завтра в Калмыкии состоятся проводы геше-лхарамбы Тензина Дугды. Монашеская община и ученики-миряне будут читать ритуальные тексты Чакрасамвары и Ваджрайогини ‒ главной практики Тензины Дугды.
Юлия Жиронкина
Фото: Игорь Янчеглов
savetibet.ru 19/03/2012 |
|