«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Геше Нгаванг Вангьял прибывает в США на борту корабля La Liberte. 3 февраля 1955 г. Фото: John Lent/Associated Press.
Геше Нгаванг Вангьял выходит из здания Колумбийского университета. Фото: Columbia University.
Геше Нгаванг Вангьял читает и переводит сутры в алтарной комнате Ламаистского буддийского монастыря Америки. 1959 г. Фото: David Urubshurow.
Джеффри Хопкинс, геше Нгаванг Вангьял, Роберт Турман и Кристофер Джордж во время занятия по переводу сутр с тибетского языка в Ламаистском буддийском монастыре Америки. 1963 г. Фото: Bettman/Corbis/Associated Press.
Геше Нгаванг Вангьял со своим другом из Калмыкии в алтарной комнате Ламаистского буддийского монастыря Америки. 1964 г. Фото: David Urubshurow.
Его Святейшество Далай-лама XIV держит за руку геше Нгаванга Вангьяла во время своего второго визита в Ламаистский буддийский монастырь Америки. Август 1981 г. Фото: David Urubshurow.
Предлагаем к просмотру фильм Ирины Долгиной о жизни калмыцкого геше Нгаванга Вангьяла (1901-1982 гг.). Фильм создавался в течение трёх лет, автором фильма расследуются один факт за другим, сопоставляются различные события, появляются точные исторические даты, названия местностей, имена людей, которые помогали калмыцкому юноше Бооте Лиджиеву стать большим буддийским Учителем.
Режиссер Ирина Долгина о фильме.
Геше Нгаванг Вангьял (в миру Боота Лиджиев), выходец из поселка Шин-Мер Малодербетовского улуса (ныне Кетченеровский район Республики Калмыкия) Калмыцкой степи Астраханской губернии. Годы его жизни совпали с эпохой перемен и нестабильности XX века: революции, войны, репрессии… Однако, не став жертвой обстоятельств, он состоялся как великий Учитель, просветитель, известный калмыцкий лама, которому удалось защитить высшую степень геше, доктора буддийской философии, в Тибете.
Об условиях, которые сделали возвращение геше Вангьяла на малую родину невозможным, в фильме рассказывают известные ученые, общественные деятели, родственники, земляки…
Наша творческая группа работала над созданием фильма в течение трех лет. Мы по крупицам собирали материалы для фильма из всевозможных источников, архивных фондов… Нам удалось последовательно восстановить всю цепочку событий, произошедших в жизни великого Учителя до его отъезда в США в 1955 году.
Редкие исторические фотографии, ранее неизвестные факты, подлинные документы, уникальные кадры с участием самого геше Вангьяла – все эти составляющие делают просмотр фильма не только интересным, но и очень увлекательным. Приходите сами, приглашайте своих друзей. Мы будем очень рады видеть вас, своих земляков, на презентации фильма».
Геше Нгаванг Вангьял.
Геше Нгаванг Вангьял – калмыцкий монах и учитель, имя которого вошло в историю распространения буддийской Дхармы на Западе. Геше Вангьял отличался острым интеллектом, был мастером буддийской философии, автором книг, переводчиком, знатоком тибетского языка. Среди его учеников известные американские буддологи Роберт Турман, Джеффри Хопкинс, Александр Берзин, Джошуа и Диана Катлеры.
Многие ученики сравнивают геше Вангьяла с лучом света в темном царстве, ведь он стал первым ученым в США, который преподавал философию буддизма в контексте живой традиции, сочетая аспекты буддийской философии, практики и помогая применять принципы буддизма в повседневной жизни.
История жизни Нгаванга Вангьяла полна страданий и лишений. Он родился 15 октября 1901 года в местности, где ныне находится поселок Шин-Мер Кетченеровского района, был младшим сыном в семье. В возрасте 6 лет он начал служить манджиком в небольшом буддийском храме. Став постарше, Боота учился в школе буддийской философии в знаменитом Чёёря-хуруле, позже разрушенном большевиками.
Бооте Лиджиеву было чуть больше двадцати лет, когда он с экспедицией Географического общества отправился в Тибет. Невероятно трудным был этот путь. А вернуться на родину Бооте Лиджиеву, получившему монашеское имя Нгаванг Вангьял, было не суждено. Он остался в Тибете, стал учиться в монастыре Дрепунг Гоманг. Благодаря усердию в учебе, постигая большие знания в буддизме, Нгаванг Вангьял успешно прошел все ступени и удостоился высокой ученой степени геше – доктора философских наук.
Весть о репрессиях в России против буддийских монахов, о ссылке калмыцкого народа в Сибирь не позволила геше Нгавангу Вангьялу продолжить свою деятельность просветителя на родине.
Во время вторжения китайской армии в Тибет геше Вангьял, как и многие тибетцы, вынужденно бежал в Индию. В 1955 году геше Вангьял эмигрировал в Нью-Джерси, США, где была калмыцкая диаспора. В Америке он занимался распространением учения Будды, преподавал в Колумбийском университете.
В 1958 году основал Центр изучения тибетского буддизма (ранее Ламаистский буддийский монастырь Америки), название которому дал лично Его Святейшество Далай-лама – «Labsum Shedrup Ling» (Центр преподавания и практики трех тренировок – нравственности, сосредоточения и мудрости). По сей день центр, в состав которого входят ретритный дом, храм и школа, продолжает свою работу, предоставляя возможность обучения студентам начинающего и продвинутого уровней независимо от их религиозной принадлежности.
Геше Вангьял ушел из жизни в 1983 году, оставив будущим поколениям огромное наследие.