В Улан-Баторе проходит выставка в честь 150-летнего юбилея Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты VIII
Как уже сообщал сайт «Сохраним Тибет», в 2019 г. указом президента Монголии проводятся мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения последнего Богдо-хана монголов – Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты VIII (1869–1924). Одним из таких мероприятий стала выставка «Богдо-хан – 150 лет: письменное наследие» (Богд хаан 150: ном бw9;тээлийн }7;в). Она проходит с 9 по 25 октября 2019 г. в административном корпусе комплекса Дворца-музея Богдо-хана в Улан-Баторе. Ее при открытии посетили представители администрации президента Монголии, нескольких институтов Академии наук Монголии.
Выставка занимает всего один небольшой зал, но содержит уникальные, до сих пор не экспонировавшиеся материалы, посвященные деятельности этого выдающегося деятеля, который стоял во главе борьбы Монголии за независимость.
Логически и пространственно экспонаты выставки делятся на три основных раздела: ксилографы и рукописи книг, поучений и т.д.; письма; изобразительные произведения – объекты живописи, фотографии и полиграфии (прежде всего, портреты).
На выставке представлены документальные фотографии, оригиналы письменных материалов, портреты Богдо-гэгэна VIII, рисунки, биографии и произведения его трех учителей. Эти учителя – Аари-хубилган Хайдув-Данзин-Чойжиням, хамбо-номун-хан гачин-лама Лувсанбалданчойнпэл (1823–1899) и ёнзон-хамбо-номун-хан гачин-лама Лувсанхаймчиг (1872–1937). Представлены их фотографии, краткие биографические сведения о них, некоторые их религиозные произведения (в частности, молитва Аари-хубилгана о благополучии Богдо). Есть и сведения о некоторых других ламах, связанных с Джебцзундамбой.
Ксилографов и рукописей больше других экспонатов. Представлены отдельные тома изданных в Монголии по указу Богдо-гэгэна VIII ксилографическим способом тибетские канонических книг Ганжур, Данжур, Жадонба, некоторые другие буддийские ксилографические книги, связанные с ним, сумбум (собрание сочинений) Богдо-гэгэна VIII.
Большой интерес представляют экспонированные на выставке лундэны (буллы, пророчества теократического правителя) Богдо-гэгэна VIII. Они довольно широко известны по нескольким изданиям, но оригиналы и ксилографические копии видели немногие. Это небольшие листы ксилографов или рукописи, иногда собранные в книжечки, на тибетском или монгольском языке, напоминающие тибетские буддийские книги того времени. Своего исследования ждет заверенный печатью ксилограф указа, ниспосланного из храма чойджона Нэчунга о Джебцзундабме VIII.
На выставке есть ксилограф (на тибетском) c толкованием религиозно-поучительного распева, который сложил Богдо-гэгэн VIII, когда был арестован китайскими оккупантами в 1920 г. (109 листов). Его автор – Угалзын-лама Лувсансодовжамц (1885–1961). Экспонированы также ксилографы и молитвы Богдо-гэгэна VIII, а также ксилографы Нюрджон солдеб – молитвы о быстром возвращении Богдо-гэгэна VIII после смерти.
Экспонируются ксилографы молитвы-восхваления Богдо-гэгэна, а также краткие биографические сведения о Номгон-Дарь-эх-ламе Агванцултимжамце (1880–1938), который написал книгу с краткими сведениями о перерождениях Богдо. Представлены некоторые письменные документы об Эхэ-Дагине Дондогдулам – супруге Богдо-гэгэна VIII.
Весьма интересен небольшой раздел выставки, касающийся писем. В нем экспонируются оригиналы пяти писем Далай-ламы и четырех писем Панчен-ламы к Богдо-гэгэну, а также письмо Панчен-ламы Эхэ-Дагине Дондогдулам. Кроме того, экспонируется ксилограф перечня из 12 писем, отправленных Богдо-гэгэном и Дондогдулам Далай-ламе и Панчен-ламе.
Логически завершают выставку стенды с изобразительными произведениями. Представлено несколько фотографий Богдо-гэгэна VIII в разном возрасте. Интересны два его бумажных портрета размером 42 х 29 и 30 х 23,7 см, российской печати, с которых затем в России были изготовлены иконы размером 16 х 11 см (эмаль по металлу). Тираж этих икон был доставлен в Монголию. Эти иконы сейчас известны в России (изображение можно найти, в том числе, на этом интернет-сайте).
Экспонированы также наборы марок в честь Богдо-гэгэна VIII и его Дворца-музея, деятелей национально-освободительного движения монголов, завершившегося провозглашением независимости страны в 1911 г. Эти марки все печатались после краха социализма. К наборам марок прилагаются эскизы и оригиналы иллюстраций, с которых они были напечатаны.
По материалам выставки в высоком полиграфическом качестве издан каталог, в котором излагается деятельность Богдо-гэгэна VIII, приводятся цветные факсимиле и краткие описания большинства экспонатов.
Эта выставка представляет интерес как для широкой публики, так и для специалистов в области истории Монголии и религиоведения.
С.Л. Кузьмин, Ж. Оюунчимэг
По материалам сайта: savetibet.ru 21/10/2019 |
|