SHAKYAMUNI.RU

Выставка буддийской скульптуры «Опора на Пути»








В музее Центрального хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни” уже несколько лет действует выставка буддийской скульптуры под названием «Опора на Пути». Большинство предметов представленной экспозиции приобретались в ходе паломнических поездок, организованных проектом Shakyamuni.ru.

Можно сказать, что священные статуи перед тем, как попасть в музей Центрального хурула совершали полноценное паломничество по святым местам Индии, Непала, Шри-Ланки, Китая, Бирмы, Таиланда. Многие из этих статуй находились на священных алтарях, их благословляли известные учителя нашего времени, они впитали в себя энергию святых мест, в которых оказывались вместе с участниками нашего проекта. У каждого предмета своя история, некоторые статуи были сделаны в 19 веке. Выставка включает в себя редкие буддийские статуи разных направлений и школ, она демонстрирует единство буддийской традиции в ее многообразии.

После очередной поездки на север Индии выставка пополнилась тремя новыми экспонатами, которые были приобретены на севере Индии, в известном месте буддийского паломничества, вблизи озера Ревалсар (Цо Пема). Три великие личности, связанные с возрождением Дхармы на территории Тибета: царь Дхармы Трисонг Децен (790-858), учитель и переводчик Марпа Чёкьи Лодрё (1012-1097), великий Святой Джецун Миларепа (1052—1135). Статуи расписаны в традиционном тибетском стиле. Все же нужно отметить, что каждая статуя индивидуальна и неповторима по-своему также, как и личности, представленные в этих скульптурах.

Трисонг Децен (790–858)

Правитель Страны Снегов считается воплощением Манджушри. Трисонг Децен сыграл важную роль в установлении и развитии буддизма в Тибете. В период своего правления он пожелал повсеместно распространить учение Будды в своей стране.

С этой целью он пригласил настоятеля монастыря Наланда, великого ученого того времени Шантаракшиту в Тибет, чтобы с его помощью распространить учение Будды в Тибете.

В этот период Трисонг Децен по совету наставника Шантаракшиты пригласил Гуру Ринпоче Падмасамбхаву в Тибет, который смог укротить местных духов Тибета, многие из них стали защитниками Учения и были включены в буддийский пантеон.

Во время правления Трисонг Децена в 137 км от Лхасы был построен первый в Тибете буддийский монастырь, который получил название Самье. Изначально в Самье проживали семь первых коренных тибетских монахов, которые образовали там школу санскрита и переводов. Они приняли монашество от Шантаракшиты и его индийских учеников, которые сопровождали Шантаракшиту в Тибет. Учёные в Самье переводили буддийские тексты с санскрита на тибетский язык.

Благодаря усилиям Трисонг Децена буддийская Дхарма укрепилась и получила обширное распространение на территории Тибета. В этот период Тибет стал одной из великих держав. В 781 г. буддизм был объявлен государственной религией Тибета. В Тибете утвердилось индийское направление буддизма.

Марпа Лоцава. Марпа Чокьи Лодро (1012-1097)

Марпа - основатель школы Кагью, родился на юге Тибета в провинции Цанг. По сравнению с другими детьми он отличался необузданным нравом, однако в юном возрасте стал монахом и принял имя Дхармамати.

Марпа-переводчик жил во времена второй волны распространения буддизма в Тибете. Первая волна (ее также называют «царской») началась в VII веке, главными ее фигурами были император Трисонг Децен и его учителя: Шантаракшита, Камалашила и Гуру Ринпоче Падмасамбхава. Но уже спустя сто лет после своего зарождения буддийская община Тибета почти исчезла: царю Ландарме всего за шесть лет своего правления удалось уничтожить все буддийские институты. Учение стало тайным и следующие двести лет передавалось из поколения в поколение в тибетских семьях.

К шестнадцати годам Марпа выучил санскрит под руководством сакьяпинского ламы Дрокми Лоцавы и решил ехать в Индию, чтобы изучать буддизм у лучших мастеров того времени. Он выменял всё свое наследство на золото и двинулся в путь. Марпа трижды ходил в Индию и Непал за наставлениям и провел там, в общей сложности, более шестнадцати лет.

Главным учителем Марпы был Наропа, от которого он получил все основные передачи, в том числе шесть йог Наропы. Вторым учителем Марпы был Майтрипа, хранитель линии передачи Великой печати. Марпа также получил наставления от таких известных индийских мастеров, как Джнянагарбха и Куккурипа.

По возвращению в Тибет Марпа привез с собой огромное количество книг и распространил учения Дхармы повсеместно. До конца своей жизни он занимался преподаванием и переводами буддийских текстов и стал известен как Марпа Лоцава. Главным учеником Марпы стал великий йогин Миларепа - идеал Великого Святого, которого почитают все школы северного буддизма.

Великий йогин Миларепа (1052–1135)

Его путь к Просветлению был непростым. В юности под давлением матери Миларепа изучил черную магию и с помощью колдовства убил тридцать пять человек. Вскоре он пожалел о содеянном и стал искать способ избавиться от накопленной негативной кармы. Следуя совету своего первого учителя, Миларепа направился к Марпе-переводчику. Тот был чрезвычайно строг с ним, заставлял выполнять тяжёлую работу и наотрез отказывался давать буддийские посвящения. После нескольких лет суровых испытаний Марпа взял Миларепу в ученики и дал наставления по медитации.

В течение двенадцати лет Миларепа упорно практиковал полученные наставления. Благодаря практике Великой Печати и шести йог Наропы, он достиг состояния полного Просветления. Став Просветленным, Миларепа странствовал по Стране снегов и передавал буддийские поучения в форме уникальных духовных песен.

Про Миларепу говорят, что он — первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.

С сорока пяти лет он основался в пещере Дракар Тасо «Зуб лошади белой скалы», а также стал странствующим учителем. Миларепа освоил многочисленные медитативные и йогические практики, которые передал своим многочисленным ученикам.

Наиболее знаменитыми из его учеников были Речунг и Гампопа. Гампопа стал его основным преемником и развил его традицию.

Миларепа навсегда вошел в число самых знаменитых духовных учителей. Он был не только выдающимся держателем линии Кагью, но и очень важным Учителем для всех тибетских традиций. Миларепа – светило раннего буддизма в Тибете, блистательный йогин, чей пример озаряет путь Дхармы и в наши времена.

Из истории создания тибетских статуй


Центрами культуры в Тибете были монастыри. Лишь в самых крупных из них имелись специально оборудованные мастерские со штатом художников. Обычно же мастера ездили по стране, изготовляя скульптуры для небольших монастырей и для заказчиков, не принадлежащих к духовенству. Денег за свою работу они не получали: продавать священные изображения считалось большим грехом, и с мастерами расплачивались одеждой, продуктами питания, домашней утварью. Отливать статуэтку разрешалось только в особые, благоприятные для этого дни, которые в каждом случае определялись ламой-астрологом. Непосредственно перед работой мастер должен был совершить обряд очищения. Весь процесс изготовления скульптуры контролировался ламой, даже в тех случаях, когда художник и сам принадлежал к монашеской школе. После отливки каждую статуэтку освящали, внутрь ее вкладывали молитвы, отрывки из священных текстов и другие реликвии. Традиционно тибетские бронзы изготавливались в технике «замещенного воска». Сначала мастер делал изображение божества из воска, затем покрывал его глиной, оставляя несколько небольших отверстий. Когда глина затвердевала, в них заливался жидкий металл, выплавлявший воск. После того, как металл остывал, глиняную оболочку разбивали, а полученную статуэтку дорабатывали резцом и полировали. Затем скульптуру покрывали амальгамой – смесью ртути и золота. При повторном нагревании ртуть испарялась, а на поверхности статуэтки оставался тонкий ровный слой золота. Лицо, шею, кисти рук и ступни, кроме этого, отдельно золотили. Волосы красили синей или красной краской, раскрашивали также губы и глаза. Статуэтки часто инкрустировали кораллами, золотом и бирюзой. Некоторые детали отливали отдельно, а потом присоединяли их к скульптуре, зашлифовывая швы и скрывая их под браслетами, ожерельями или просто под позолотой. Как уже было отмечено, восковая модель уничтожалась при отливке, поэтому тибетские бронзы можно с полным основанием считать уникальными произведениям.

Первые буддийские статуи, согласно древним сутрам, были деревянными, но позже при изготовлении скульптур стали применять и другие материалы. Статуи бывают выполнены из металла, глины, дерева, папье-маше, мастера широко используют палитру всевозможных материалов. Но следует сказать, что в буддийской традиции статуи Будды, божеств-защитников, учителей Дхармы, представляют собой гораздо больше, чем простой объект искусства. Священные изображения и статуи являются воплощением всех благих и реализованных качеств Будды, вратами к достижению счастья и пресечению страданий. В течении тысячелетий эти произведения буддийского духовного искусства являются символом веры, вдохновения и опоры на духовном пути практикующих учение Будды.

Использовался материал: «Свежесть горного потока. Песни святого Миларепы». Ориенталия 2011 г.
Материал подготовлен Еленой Линенко на основе текста Геннадия Леонова "Тибетская бронзовая скульптура".
Фото:Роман Анощенко


Смотрите также:


Выставка буддийских статуэток “Опора на Пути”.
Выставка «Опора на Пути» в музее «Золотой обители Будды Шакьямуни».
Экспозиция музея «Истории буддизма» пополнилась новыми экспонатами.
Новая экспозиция «Наследие Индии» представлена в музее центрального хурула Калмыкии.
Фото: Экспозиция «Опора на пути» из собрания Shakyamuni.ru.
Выставка священных реликвий "Дождь Благословения".
Выставка дореволюционных книг, распространяющих в России знания о буддизме.
Фотовыставка "Многоликий Будда".
В Центральном хуруле Калмыкии открылась фотовыставка «Многоликий Будда».
04/04/2019


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте