Выставка священных реликвий "Дождь Благословения" будет представлена в Ростове и Хошеутовском хуруле.
В рамках мероприятия «Дни тибетской культуры» в Ростове-на-Дону с одобрения Верховного ламы Калмыкии, официального представителя Его Святейшества Далай – ламы в России Тэло Тулку Ринпоче впервые будет представлена выставка священных буддийских реликвий «Дождь Благословения», которую в дальнейшем все желающие смогут посетить на праздновании 200-летия Хошеутовского хурула.
Священные субстанции
Существуют определенные субстанции, которые паломник стремится получить в месте назначения своего паломничества и которые наделяют различного рода благословениями. Некоторые из них - это природные вещества, вода, камень или глина. К ним также могут относиться алхимические составы, изготовленные ламой-тантриком при строгом соблюдении всех ритуальных условий. Ими могут быть самопроявленнные субстанции, обладающие магической силой. Некоторые дают избавление от болезни, другие даруют духовные благословения ламы или буддийского божества.
Самой распространенной священной субстанцией является камень. Пропитанный энергией священной горы, он приносится паломником домой и служит зарядным устройством, генерирующим энергию места силы, из которого он был принесен. Или же он может быть привезен на родину и заложен в фундамент или в реликварий строящегося чортена, который таким образом преобразуется в ту священную гору, частью которой этот камень когда-то являлся. По маршруту корры вокруг Амнье Мачен, на перевале Дрокду Ньякха Ла есть каменоломня для добычи таких камней. Многие места силы обладают особыми месторождениями священной земли (сане), которая также может использоваться в строительстве чортенов и изготовлении цаца. Цаца представляют собой маленькие глиняные изображения высотой в несколько сантиметров с рельефным изображением будды. Или же это могут быть объемные фигурки, символизирующие чортен. Глиняные оттиски изготавливают с помощью бронзовых матриц, после чего высушивают на солнце. Глину, из которой делают цаца, часто смешивают с реликвиями ушедшего ламы и закладывают в чортен или в специально выстроенный реликварий. Когда цаца смешивают с останками мирянина, их могут оставить в ближайшем месте силы, священном для определенного охранителя, с которым сознание умершего таким образом устанавливает связь. Неприемлемым считается уносить цаца с того места, куда они были принесены во время ритуала.
Есть еще лечебная земля как в сыром виде, в котором ее извлекают из почвы, так и прошедшая процесс обработки или приготовленная доктором. На большинстве горных маршрутов корры по местам силы есть места (нэса), где паломник может раздобыть лечебную землю, предназначаемую для лечения различных заболеваний.
Воду из священного источника или озера также можно забрать домой для того, чтобы те, кто не смог совершить паломничество, тоже извлекли пользу через ритуальное окропление, что по сути равнозначно омовению в источнике, или, получив каплю на кончик языка, что равнозначно выпитой фляжке воды из источника. Вода, взятая из пещеры для медитации или ее окрестностей, то есть из источника, которым пользовался реализованный йогин и который, возможно, возник чудесным образом, обладает особой силой. Она называется друбчу, вода реализации.
К категории «священных субстанций» прежде всего относятся вещества, приготовленные во время тантрического ритуала специально для распространения среди верующих. В тантрической церемонии подношения используются две важнейшие субстанции, символизирующие мужские и женские сексуальные жидкости кровь и сперму (ракта и дудци), красную и белую. Их могут представлять различные вещества, особенно красные и белые жидкости. Мужской аспект может быть представлен алкоголем, иногда содержащим в себе немного менструальной крови и спермы. Женский аспект может быть представлен мясом. Божество и его свиту символизирует сакральный конус из ячменной муки и патоки, иногда готовящийся с добавлением алкоголя. Такой конус называется торма, «субстанция для разбрасывания и распространения». Однажды освященные и поднесенные божествам все эти субстанции, будучи источниками благословения, сохраняются для распространения среди паломников.
Главный алхимический препарат называется «божественным дхармическим лекарством» (дуци чомен). Он включает в себя растительные и минеральные смеси, которые готовятся во время тщательно разработанного ритуала. Его проведение зависит от фазы луны, расположения планет и звезд, а также ритуальной чистоты участников церемонии, в особенности ламы, который проводит такое освящение. Изготовление данной субстанции иногда занимает много дней, в течение которых она проходит процесс от клейкой массы до очень маленьких темноокрашенных шариков. Зачастую сразу готовят множество килограммов таких пилюль, ведь они изготавливаются редко и могут храниться в запасниках долгие годы. Различные тантры описывают разные рецепты изготовления этой амброзии для тех или иных целей. Если с их помощью распространяется благословение ныне живущего ламы, тогда жидкости тела этого ламы будут особым священным ингредиентом, входящим в состав таких пилюль. Если лама уже умер и обрел другое рождение, то пилюли могут содержать его измельченные в порошок останки. Особые растительные компоненты могут привнести в изготавливаемый состав силу божества местности, где они были собраны. Например, растения, собранные на горе Цари, могут содержать в себе особые благословения обитающих там небесных танцовщиц. Эти растения могут представлять собой универсальное медицинское средство, а также обладать психоделическими свойствами. Фармакологические свойства этих растений напрямую связаны с впитанной ими энергетикой места силы, где они произрастали. В действительности, их лечебные свойства служат отражением качеств самих небесных танцовщиц (кхандрома), так что невозможно провести границу между присутствием энергии Будды и активным химическим веществом. Большинство таких божественных субстанций изготавливаются по гомеопатическому принципу чем лучше качества субстанции, тем действенней ее эффект. Безусловно, сила субстанции не зависит от ее количества. Мельчайшей доли компонента бывает вполне достаточно. Таким образом, небесная субстанция, заявленная как останки великого эрудита-мистика Лонгчена Рабчжампы, умершего более 600 лет назад, и предлагаемая ученику современным ламой, содержит мельчайшую долю исходной субстанции, которая сама содержала в себе лишь крохотную часть реликвий, и чем дальше, тем меньше становится пропорция священных останков. Но это никоим образом не уменьшает силу источника благословения в сравнении с исходными реликвиями.
Такие волшебные компоненты эффективны прежде всего для устранения завесы эмоций и умопостроений во время медитации. Кроме того, они могут создавать гармоничную вибрацию в тонком теле и химический баланс, то есть здоровье, в физическом теле. Растения, которые одновременно служат и медицинскими и психотропными ингредиентами, иногда собираются йогинами в местах силы для аллопатического лечения с использованием соответствующих дозировок.
Тайное знание приготовления магических компонентов передается изустно в йогической линии преемственности. Однако даже для посвященных в тантру, где описывается этот рецепт, трудно получить наставления по некоторым алхимическим аспектам йоги. Этот метод называется чулен, «извлечение сущности». Различные диеты, включающие чулен, предписываются йогинам для развития медитации. Например, чонгжи, известняковый минерал представляет собой универсальное средство и может заменять собою весь рацион питания. Ашвадудх, выделение черного цвета, проступающее из камней, увеличивает жизненную силу и сексуальную энергию. Растение лингчен, растущее на высокогорных лугах склонов горы Цари, может вызывать состояния эйфории и радости, в которых возможно реализовать левитацию и другие сверхъестественные йогические способности. Луду дордже, самое ценное психотропное растение, также растет на склонах горы Цари. Шарообразные пилюли, рильбу, еще более ценные чем чомен, включают высокоактивные вещества из этих субстанций.
Самопроявленные реликвии рингсел - это магические субстанции, которые не являются ни алхимической смесью, ни панацеей, составленной из одних только трав. Эти крошечные белые, похожие на бусинки шарики, выпадающие из чортенов (ступ), находят на земле вокруг них одиночно или в неисчислимых количествах. Их также обнаруживают среди останков йогина, который реализовал радужное тело, оставив после себя лишь несколько реликвий рингсел, или после сожжения тела в кремационной ступе. Особенное качество реликвий рингсел заключается в том, что после помещения их в священное место, они могут самопроизвольно репродуцироваться и умножаться в количестве.
Собрание реликвий "Дождь Благословения":
Стенд №1
Статуэтка Зеленой Тары. До революции находилась в Калмыцком хуруле, стоявшем неподалеку от аймака Богшорганкна станицы Денисовской Области Войска Донского.
Статуэтка Будды Амитаюс. До революции находилась в Калмыцком хуруле аймака Ики-Буурла станицы Платовской Области Войска Донского.
Фотография подписана Достопочтимым ХII Пандито Хамбо Ламой Даши Доржо Итигэловым, когда он находился с визитом в Санкт-Петербурге в феврале 1913 года на первой буддийской службе в честь 300-летия династии Романовых в храме Гунзэчойнэй – первом дацане, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербурге.
Стенд №2
Четки, подаренные Ламой Сопой Ринпоче в Элисте в 2017 году.
Три крупные пилюли. «Это священные пилюли, которым не одна сотня лет, они содержат в себе частицы тела Гуру Ринпоче Подмасамбхавы, это очень священная, древняя реликвия» - так эти пилюли охарактеризовал Лама Сопа Ринпоче.
Лама Дже Цонкапа. Глиняное монгольское цаца. Это старинное изображение было частично повреждено. Священный предмет в 2015 году был благословлен Ламой Сопой Ринпоче, который обратился с предложением реставрировать этот оттиск, чтобы как можно больше живых существ встретилось с этим изображением.
Стенд №3
Пять священных пилюль, которые содержат в себе всю линию прошлых перерождений Линг Ринпоче и фрагмент одежды предыдущего рождения VI Линг Ринпоче (1903-1983), старшего наставника Е.С. Далай-ламы XIV были в 2010 году переданы в дар Досточтимым Линг Ринпоче (VII Kyabje Yongzing Ling Rinpoche).
Серые и зеленые пилюли содержат в себе священную землю с монастырей и святых мест Тибета, Индии, Бутана, Непала.
Красные пилюли подарены в монастыре, расположенном рядом с пещерой Янглешо в Парпинге. Содержат: волосы Гуру Ринпоче Падмасамбхавы,
субстанции йогинь Йеше Цогьял и Мандаравы,
Его Святейшества Кармапы XVI (H.H. Gyalwang Karmapa) 1924–1981,
Дуджом Ринпоче (Dudjom Rinpoche) 1904—1987,
Дилго Кхьенце Ринпоче (Dilgo Khyentse Rinpoche) 1910—1991.
Реликвии XVI Его Святейшества Кармапы Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981) были получены в Бодхгае в монастыре Тергар.
Защитные зерна и субстанция, подаренные в 2010 году в Дхарамсале государственным оракулом Тибета Достопочтимым Туптен Нгодуп (Нечунг).
Природные реликвии из Таиланда: белая Шарира, которая хранилась в Бангкоке в храме «Wat Mahathat» и реликвии цвета золотого порошка «Phra Parama Sareerikathad». Подобные реликвии почитаются в Таиланде как мощи Будды.
Стенд №4
Три белые частицы Будды Кашьяпы получены в дар в Непале в Парпинге. Две пилюли с частицами Будды Кашьяпы подарены в Ладаке в монастыре Ликир-гомпа.
Реликвии Будды Шакьямуни и Гуру Ринпоче Падмасамбхавы из коллекции «Дождь Благословения». Получены в Сиккиме от Кхенпо Вангьял Дордже.
Реликвии: Чатрал Санге Дордже Ринпоче (Chatral Sangye Rinpoche) 1913-2015,
Дуджом Ринпоче (Dudjom Rinpoche) 1904-1987 являлся главой линии Ньингма,
Янгтханг Ринпоче (Yangthang Rinpoche) 1930-2016.
Получены в Сиккиме в монастыре Сангчен Пемаянгесе от Кхенпо Вангьял Дордже.
Реликвия одного из 500 Архатов, жившего во времена Будды Шакьямуни. Получена в Сарнатхе, в храме Мулгандхакути Вихара (Mulgandhakuti Vihara) в 2009 году.
Реликвии Его Святейшества Сакья Тризин Ринпоче - держателя трона линии Сакья. Реликвии получены в Индии в Бодхгае.
Ступа, в которую сделал закладку Тай Ситу Ринпоче XII и священные пилюли, которые содержат в себе всю линию прошлых перерождений Тай Ситу Ринпоче получены в Монастыре Шераблинг. Тай Ситу Ринпоче XII - один из высших лам держателей линии Карма Кагью. Согласно традиции является эманацией Бодхисаттвы Майтреи.
Стенд №5
Драгоценный учитель – Досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда внес большой вклад в благородное дело возрождения буддийских традиций в Калмыкии. В 1995 году по поручению Его Святейшества Далай-ламы геше Дугда прибыл в Калмыкию, где неустанно передавал подлинное учение Будды монахам и мирянам, делился с ними своим бесценным опытом и знаниями.
Геше Тензин Дугда часто повторял, что в прошлой жизни он был калмыком и поэтому оказался в Калмыкии, чтобы помочь возродить буддизм.
Даже его уход в 2012 году стал наставлением для его учеников, он показал, что можно продолжать практиковать и в момент смерти. Его тело оставалось нетленным в течение семи суток, после того, как врачи констатировали смерть, что стало еще одним доказательством высокой духовной реализации великого наставника.
1. Волосы и частицы тела, полученные от Досточтимого Геше Тензин Дугда в 2010 году в Калмыкии.
2. Ступа, в которую Геше Тензин Дугда сделал закладку освященных субстанций.
3. Личные очки Геше Дугда, которыми он пользовался длительное время.
Стенд №6
1. 89 священных субстанций ушедших учителей прошлого, достигших высочайших реализаций в практике Дхармы.
2. Семя дерева Бодхи, под которым принц Сиддхартха в местности Бодхгая достиг состояния Просветления.
3. Цаца Манджушри, которое в 1959 году попало в Индию с тибетскими монахами-беженцами, преодолев все трудности пешего перехода из Тибета в Индию.
4. Ступа с прахом I Кхьябдже Тхуксей Ринпоче (I Kyabje Thuksey Rinpoche) 1916- 1983.
Все эти реликвии получены в Дарджилинге в монастыре Друк Тхуптен Сангаг Чолинг.
Представленные терракотовые цаца периода Наланда V—XII в.в. были найдены в штате Бихар, в одной из древних разрушенных ступ в конце семидесятых годов XX века.
1. Терракотовая ступа. При изготовлении подобных цаца в глину добавляли пепел ушедших из жизни известных учителей, лепестки цветов, зерно и иные субстанции.
2. Терракотовая цаца с изображенной ступой - символом просветленного ума Будды, выполнена в форме листка священного для буддистов дерева Бодхи.
3. Круглая терракотовая цаца с изображением Будды Шакьямуни, восседающего в позе принятия земли в свидетели. На оборотной стороне изображены три ступы. Реликвии, полученные в дар от Досточтимого Еше Лодой Ринпоче, содержат субстанции его тела.
Стенд№7
Реликвии Его Святейшества Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX были получены от его сына в 2009 году в Индии в Дхарамсале в доме, где проживал Богдо-геген Ринпоче много лет перед отъездом в Монголию.
1.Волосы Его Святейшества Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX.
2.Красная нить от чёток, которые в свое время подарил Е.С. Далай-лама XIV Е.С. Богдо-гегену Ринпоче IX. На этих четках Е.С. Богдо-геген начитывал мантры в течении восемнадцати лет. Эту нить сын Богдо-гегена Ринпоче хранил как реликвию, рассказывая об истории взаимоотношений и дружбе двух великих Учителей.
Его Святейшество Далай-лама отмечал, что у него была «особенная связь с Джецун Дамбой», духовным главой монгольских буддистов, с которым он познакомился в Тибете, когда ему было около десяти лет, а Ринпоче около пятнадцати. С тех пор их связывала близкая дружба.
3. Карточка с добрыми пожеланиями, подписанная рукой Его Святейшества Халха Джецун Дамба Богдо-гегеном Ринпоче IX после учений в комплексе «Левково», г. Москва, 1 августа 2005 года.
4. Карточка подписана Его Святейшеством Далай-ламой XIV в Дхарамсале в дни международных весенних учений в 2006 году.
5. В ступе находятся освященные Его Святейшеством Далай-ламой XIV пилюли, полученные в его резиденции в Дхарамсале в 2004 году на аудиенции для Российских буддистов.
Стенд №8
Одеяние позолоченной статуи Будды, находящейся в храме Махабодхи в Бодхгае (Индия). В этом месте более 2500 лет назад Сиддхартха Гаутама медитировал под деревом Бодхи, достиг Просветления и стал Буддой. Величественный 52-метровый храм Махабодхи был возведен 1500 лет тому назад: согласно надписям на храме, он датируется примерно 500-м годом нашей эры. «Махабодхи» в переводе с санскрита означает «Великое Просветление». Но первый храм с таким названием в этом святом месте был построен еще в III веке до н.э. царем Ашокой. Статуя Будды Шакьямуни была установлена в X веке. Будда изображен восседающим в позе медитации (дхьяна-асана) на Алмазном троне с опущенной вниз ладонью правой руки, кончики пальцев которой касаются земли (жест бхумиспарша-мудра: «Будда призывающий богиню Земли в свидетели своей победы над демоном Марой»).
Одеяние статуи Будды из храма Махабодхи, подаренное проекту Shakyamuni.ru представляет собой отрезок материи желтого цвета. Меняют такое одеяние на статуе Будды в храме Махабодхи каждый день. Монахи из Шри-Ланки облачают это позолоченное изваяние все время только в новые одеяния.
Фото: Валерий Алтунин
Текст: Роман Анощенко Shakyamuni.ru
Текст "Священные субстанции" по материалам книги Кит Доуман «Священная жизнь Тибета». Перевод Виктории Ивановой
savetibet.ru 23/07/2018 |
|