SHAKYAMUNI.RU

Далай-лама прибыл в Санкису – самое западное место паломничества из восьми основных буддийских святынь


Монахи готовят место для проведения молебна у развалин ступы перед прибытием Его Святейшества Далай-ламы. Санкиса, штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Монахи готовят место для проведения молебна у развалин ступы перед прибытием Его Святейшества Далай-ламы. Санкиса, штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество Далай-лама читает молитвы у ступы в Санкисе. Штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество Далай-лама читает молитвы у ступы в Санкисе. Штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Монахи зажигают масляные светильники, готовясь к проведению молебна с Его Святейшеством Далай-ламой. Санкиса, штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Монахи зажигают масляные светильники, готовясь к проведению молебна с Его Святейшеством Далай-ламой. Санкиса, штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Дилго Кхьенце Ринпоче приветствует Его Святейшество Далай-ламу перед началом молебна у ступы в Санкисе. Штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Дилго Кхьенце Ринпоче приветствует Его Святейшество Далай-ламу перед началом молебна у ступы в Санкисе. Штат Уттар-Прадеш, Индия. 30 января 2015 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Санкиса, штат Уттар-Прадеш, Индия, 30 января 2015 года – Его Святейшество Далай-лама прибыл в Санкису. После короткого перелета из Дели он приземлился в аэропорту Фарукхабада, где его встретил господин Алок Кумар Шакья, государственный министр штата Уттар-Прадеш по техническому образованию. Небо было безоблачным и чистым, дул легкий ветерок, яркое солнце согревало своими лучами зимний воздух. Прямо из аэропорта Его Святейшество отправился к одному из священных мест Санкисы – развалинам колонны Ашоки с капителью в виде слона, которая ныне стоит под специальным навесом у холма, скрывающего руины древней ступы.

В Санкисе Его Святейшество приветствовали господин Суреш Чандра Баудха, президент молодежного буддийского общества Индии (YBS), господин Алок Кумар Шакья, комиссар по сбору налогов Фаррукхабадского округа и члены организационного комитета. Приветствуя друзей в упорядоченной толпе, Его Святейшество подошел к подножию ступы и совершил три простирания, после чего занял свое место в большом кресле.

Он немедленно приступил к чтению молитв и восхвалений Будде, и ему вторили монахи из монастыря Намгьял. Они прочли «Сутру сердца», приветственные строки из «Украшения из постижений» и «Коренных строф о срединности», дхарани «Облако подношений», молитву Самантабхадры, «Восхваление взаимозависимого возникновения» Чже Цонкапы, «Восхваление семнадцати пандитам славной Наланды» и «Сущность взаимозависимого возникновения», благоприятные стихи о Трех Драгоценностях и «Благозвучную мелодию провозглашения слов Мудреца, исполненных истины» – молитву о благоденствии несектантских учений Будды. После чтения молитв гостям и всем собравшимся поднесли фрукты и леденцы.

Санкиса, известная в истории как Санкасья, самое западное место паломничества среди восьми основных буддийских святынь. Это также одно из четырех неизменных священных мест, среди которых Бодхгая, где все Будды обретут пробуждение; Сарнатх, где все они начнут даровать учения; Шравасти, где Будды распространят учение и одержат победу над противниками доктрины. В Санкисе же все Будды спустятся на землю после того, как проведут сезон дождей в затворничестве на Небесах тридцати трех божеств, даруя учение своим матерям, перерожденным там.

Говорят, что за семь дней до схождения на землю Будда сделался видимым. Анураддха увидел его своим божественном взором и призвал Маудгальяяну поприветствовать его. Будда Шакьямуни ответил, что через семь дней он вернется в мир. Встречать его собралась огромная толпа царей и их подданных из восьми царств. Когда Будда начал нисхождение, под его ногами появилась золотая лестница, по которой он спустился на землю. Справа шествовал Брахма с белой раковиной в руках, он шел по хрустальной лестнице; слева, по серебряной лестнице, спускался Индра и в руках его был украшенный драгоценными камнями зонт. За ними следовало огромное множество богов.

Предание гласит, что три лестницы погрузились в землю, и только семь ступеней каждой выступали над поверхностью. Когда император Ашока приехал сюда два столетия спустя, он приказал своим слугам копать вокруг выступающих ступеней, чтобы узнать, на какую глубину они уходят. Слуги достигли подземных вод, но так и не смогли добраться до конца лестниц. Ашока, преисполненный веры, воздвиг вокруг лестниц храм, изобразив Будду, стоящего на ступенях средней лестницы. Позади храма он приказал поставить огромную колонну, увенчанную капителью в виде слона. Эта колонна сохранилась и поныне.

В начале 5-го века нашей эры китайский паломник Фасянь пустился в странствие из Китая в Индию в поисках буддийских трактатов о правилах монашеской дисциплины, винаи. Спустя два века по его стопам отправился другой паломник, Cюаньцзан. Записи об их путешествиях с подробным отчетом о священных местах, которые они посетили, дошли до наших дней; в 19-м веке они были переведены с китайского на английский язык.

Оба путешественника приняли скульптуру, венчавшую колонну в Санкисе, за льва, поскольку хвост и хобот слона были уничтожены. Cюаньцзан описывает в своих заметках превосходно украшенный монастырь, в котором собрано множество восхитительных изображений. В нем проживает несколько сотен монахов и туда приходят миряне. Фасянь, побывавший здесь двумя столетиями раньше, описывает монастырь, в котором живет около тысячи монахов и монахинь, некоторые из которых изучают хинаяну, а другие махаяну.

Оба паломника записали рассказ о наге, в своих путевых заметках они называют его драконом, который покровительствует этому сообществу монахов и монахинь и обеспечивает им обильные жатвы и благоприятный сезон дождей, хранит их от бедствий и всячески облегчает им жизнь. Фасянь отмечает, что страна эта изобильна и люди живут богато и счастливо. Он также пишет об их исключительном гостеприимстве и радушии, с которым они встречают путников со всего мира.

Подобно многим другим местам паломничества в Индии, Санкиса пришла в упадок и была почти позабыта. Генерал Александр Каннингем, выдающийся британский археолог обнаружил это место в 1862 году. Колонну с капителью в виде слона подняли и натянули над ней полог, но с тех пор так и не было проведено серьезных раскопок и археологических исследований. Анагарика Дхармапала, великий сингальский буддийский деятель побывал здесь в 30-х годах 20-го века и, как говорят, установил около колонны маленькую ступу в форме храма.

Его Святейшество Далай-лама впервые посетил Санкису 55 лет назад, спустя девять месяцев после побега из Тибета в Индию. Известная семья, проживающая в этих местах, хранит фотографии того времени и письмо, написанное Его Святейшеством. В нем говорится, что в Санкисе Будда спустился на землю c Небес тридцати трех божеств, и тибетцы ежегодно празднуют это событие на 22-й день девятого месяца. Он также написал: «Каждый, кто чтит это место, на которое когда-то ступил Будда, обязан уделять огромное внимание его учению. Я призываю вас всех совершать благие поступки и избегать злодеяний».

Завтра Его Святейшество начнет учения по Дхаммападе.

Перевод: Ольга Селезнева
savetibet.ru
04/02/2015


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте