В Калмыкии возведена ступа Просветления в память об Учителе — геше-лхарамбе Тензин Дугда
12 июля в большой буддийский праздник “Первый поворот Колеса Учения Будды Шакьямуни” в 13:00 на территории монастырского комплекса «Геден Шеддуп Чой Корлинг» состоится торжественное открытие ступы Просветления в память о геше-лхарамбе Тензин Дугда. Здесь будет проведен ритуал омовения и освящения ступы монахами центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Все буддийские ступы несут необыкновенное благословение. В ступу геше-лхарамбы Тензин Дугда, великого практика, который пребывал в посмертной медитации «тукдам» - медитации на ясный свет, чем показал высокий уровень духовных достижений, были заложены мирд-цаца, изготовленные из глины, смешанной с прахом великого Учителя, зен — монашеская накидка геше-лхарамбы, тексты Учений, которые он даровал калмыцкому народу: Ямантаки, Ваджрайогини, Чакрасамвары, Ламрим.
В центр ступы устанавливают сокшин, который является её сердцем, дарующим жизненную силу. Сокшин для ступы Просветления в память о геше Дугде был изготовлен из бука, дерева, которое было привезено из Карачаево-Черкесии. Это дерево уникально тем, что со временем не портится, а наоборот становится только крепче и от влаги твердеет, становясь подобным железу.
Также в ступу были заложены множество мантр, благовоний, драгоценности, которые в большом количестве были преподнесены буддистами Калмыкии и буддистами из разных городов России, и другие священные субстанции.
Ступа была построена по всем буддийским канонам с проведением всех необходимых ритуалов, среди которых ритуал выкупа земли, проведенный лично Шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, ритуал подношения божествам местности, нагам, обряд освящения закладки, всех предметов, которые впоследствии закладываются в ступу. Некоторые вопросы по строительству ступы обсуждались с монахами Гьюдмед-монастыря. Первый ритуал был проведен в сентябре 2012 года, а в октябре того же года были установлены фундамент и постамент, вся основная работа пришлась на весну 2013 года.
Возглавлял строительство ступы Михаил Егоров - глава буддийского центра «Тилопа». Среди активистов Михаил Кокаев, Владимир Васькин, Денис Сангаджиев, Виктор Помпаев. Санал Джалаев один выложил плитку вокруг ступы за 10 жарких летних дней. Помогали кормить строителей и волонтеров повара завода «Одн». Буддист из Ростова Виктор Москвич приехал на несколько дней специально участвовать в стройке и привез необходимую краску для ступы. Все работы курировал завхоз Аршанского хурула Федор Онтаев. Всех перечислить очень трудно. Но, все, кто желал, смогли внести свою лепту в это святое дело. Буддисты центров «Тилопа», «Ченрези» и другие волонтеры, которые просто помнят геше-ла, катали молитвы, сворачивая их в свитки, лепили мирд-цаца, начитывая мантры.
Михаил Егоров поделился своими переживаниями и чувствами, которые переполняли его во время строительства ступы геше Дугды: « - Для меня было делом чести построить ступу своему Учителю. Сразу, как только решили строить ступу, я дал себе обещание взяться и довести дело до конца. Геше Дугда всегда со мной. Моя вера в него очень сильная. Я ощущаю тесную связь с моим учителем, которая укрепилась во время строительства ступы. Я участвовал в строительстве многих ступ в Калмыкии, но те ощущения, озарения, переживания, которые у меня были во время строительства ступы геше-ла ни с чем не могу сравнить. Было такое чувство, что геше-ла мною руководит. Если я сделаю что-то не так, пока не исправлю ошибку, ничего не получается. Перед уходом мне геше-ла сказал: «Пойдешь правильно, тогда всё будет хорошо». И я теперь стараюсь идти правильно. Строительство ступы — это мой путь. Главное, чему учил геше-ла: действовать, нести пользу людям, как можешь, и ко всем людям относится хорошо. Теперь я могу сказать, что я не зря живу на свете».
Многие волонтеры рассказывали о том, что когда они начинали работать, вдруг наступала прохлада и жаркое солнце скрывалось за облака, дождь начинал идти, когда работу уже заканчивали, многие наблюдали радуги на небе. Все они воспринимают эти явления как благие знаки, поддержку и заботу геше-лхарамбы Тензин Дугда.
Ступа — символ ума всех Будд, дарующая возможность накопить благие заслуги - «буин» посредством созерцания ступы, поклонения, почитания, совершением обхода ступы. Геше-лхарамба Тензин Дугда снова дарит нам возможность обратиться к Учению Будды, накопить «буин», устремиться к освобождению от сансары. Рядом со ступой будут установлены доски для простираний, где каждый желающий может совершить простирание перед своим Учителем.
Этот священный субурган станет местом паломничества для его учеников, святыней, где каждый желающий может прийти к геше-лхарамбе Тензин Дугде, мысленно «встретиться с ним», поклониться его памяти, получить благословение.
После торжественного открытия ступы Просветления в память о геше-лхарамбе Тензин Дугда буддисты Калмыкии совершат ритуал Цог или подношения своему драгоценному Учителю с помощью текста Гуру-пуджа. Ритуал подношения Учителю, называемый «Лама чопа» Первого Панчен-ламы Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена.
Духовный наставник буддистов Калмыкии геше-лхарамба Тензин Дугда
В марте 2012 года после продолжительной болезни ушел из жизни геше-лхарамба досточтимый Тензин Дугда - наставник и Учитель буддистов Калмыкии, ему было 75 лет.
Геше Дугда родился в 1938 году в Тибете в местечке Тшумо, в 20 лет вслед за Его Святейшеством Далай-ламой покинул оккупированный Тибет. Вместе с другими монахами на земле Индии возводил буддийский монастырь Дрепунг Гоманг, учился в нем, защитил звание геше-лхарамбы. Он - один из старейших монахов монастыря Дрепунг Гоманг и первый доктор философии, профессор на калмыцкой земле, куда по поручению Его Святейшества Далай-ламы, он приехал в 1995 году.
Драгоценный наставник геше Тензин Дугда с первого года своего пребывания на калмыцкой земле неустанно передавал знания буддистам: монахам и мирянам. Не считаясь с собственной усталостью и возрастом, он делился с нами бесценным опытом. Учение, ретриты, посвящения и благословения божеств даровал в течение всего своего пребывания в Калмыкии. За эти годы у геше Тензина Дугда появилось огромное количество учеников, как среди монахов, так и среди буддистов-мирян не только Калмыкии, но и других городов России. Он передавал своим ученикам важнейшие линии передач учений тайной мантры, полученных им от его духовных наставников, от великих практиков сутры и тантры. Всем, кто обращался к нему за помощью, он дарил утешение, помощь, истинную любовь и сострадание.
С 13 марта по 19 марта 2012 г. старейший лама Калмыкии геше Тензин Дугда пребывал в посмертной медитации тугдам. Нахождение в тугдам свидетельствует о больших духовных достижениях геше-ла. Его наитончайшее сознание пребывало в теле как результат практики, которой геше-ла занимался при жизни. 19 марта Тензин Дугда завершил посмертную медитацию тугдам, которая продолжалась на протяжении семи дней. «Все семь дней тело геше-лхарамбы Тензины Дугды сохраняло свежесть, а люди, находившиеся рядом с геше Дугдой испытывали необычайное умиротворение, тепло и даже радость».
Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал однажды: «Геше Дугда был хорошим практиком и учителем для калмыков. Он преподнес калмыцкому народу самый важный дар - Учение Будды. И главным подарком для геше-ла от буддистов Калмыкии была бы практика Учения, которое он передал».
Притча о ступе, рассказанные геше-лхарамбой Тензин Дугдой
Геше-лхарамба Тензин Дугда не раз рассказывал буддистам о значении ступ, о пользе их строительства, приводил притчи, рассказы. Так в газете «Дыхание лотоса» за декабрь 2002 года в ответ на вопрос «в чем польза от возведения ступ?» были приведены маленькие рассказы, которые передал в одной из бесед геше-лхарамба Тензин Дугда.
При жизни Будды жил один домохозяин Пет. И вот однажды он вдруг захотел стать монахом, но ученики Будды Шарипутра и Маудгальяна отказали ему, сказав, что для того чтобы стать монахом нужно иметь добродетель, а у тебя нет этой добродетели.
В это время к ним подошел Будда и, узнав в чем дело, сказал, что ты можешь стать монахом, в одной из своих жизней ты был свиньей, и однажды за тобой погналась собака, убегая, ты обежал ступу и этим заработал заслугу. Шарипутра и Маудгальяна не могли увидеть этой заслуги, т.к. она была очень маленькой, но Будда всевидящий, и он смог увидеть эту маленькую заслугу.
Этим маленьким рассказом показывается польза в строительстве ступы.
Надежда Бакараева
khurul.ru 10/07/2013 |
|