SHAKYAMUNI.RU

Субургану Бааза багши в Калмыкии придали первоначальный вид


Субурган в урочище Уманцевское отреставрирован. Инициативу общественной организации «Оран булг» поддержали жители двух северных районов - Сарпинского и Малодербетовского. На месте священного захоронения Бааза багши - просвещенного монаха, первым из российских буддистов совершившего паломничество в Тибет, собрались все те, кто почитает это имя, кому дорого его бесценное наследие.

«Алтн шорад даргдго». Светлое имя просветителя «словно золото». Ничто не властно. Бааза багши в памяти народной останется на века». Так говорят старожилы. Многие из них были свидетелями того, как при советской власти принимались попытки снести субурган, в котором покоилось тело гелюнга Дундхурульского монастыря. По воспоминаниям жительницы села Уманцево Надежды Мубарановой, вернувшись из Сибири, старики-калмыки с детьми и внуками шли сюда, к месту, священному для них. Тогда многих удивило, что основание памятника сохранилось, не разрушили. За что были благодарны своим односельчанам, верующим-православным, которые тоже почитали просвещенного монаха и оберегали субурган от посягателей.

В годы перестройки, когда члены буддийской общины обратились к жителям Сарпинского и Малодербетовского районов, внести посильный вклад в восстановление памятника – никто из них не остался в стороне. Субургану придали первоначальный вид. Всем миром облагородили местность, которая, по словам главы администрации Сарпинского района Юрия Жукова, кстати, тоже родом из села Уманцево, будет называться именем выдающегося земляка - Бааза багши.

Среди собравшихся немало родственников Бааза багши. В годы советского безбожья, по их словам, говорить о родстве со священнослужителями было опасно. Однако, невзирая на запреты, они часто приезжали на место захоронения. А в 70-ом Донде Надвидову даже удалось произвести реставрационные работы. Старики счастливы, что дожили до тех дней, когда восстановлено доброе имя, а бесценное наследие Бааза багши является предметом научных изысканий. Ученые Калмыкии считают его первым, кто «прорубил окно» в неведомую для россиян страну Тибет. Как известно, калмыки прервали связь с духовным прародителем, оказавшись на территории российской империи в 17 веке. Через столетия Бааза багши осуществит заветную мечту своего народа.



Как гласит народная мудрость: «Птицу славит полет - человека знание». Желание быть духовно богатым, получить образование и подвигло Бааза Багши совершить паломничество в буддийскую Мекку. Оно состоялось благодаря поддержке князя Церен – Давид Тундутова. А по возвращению монаха из Тибета, где он пробыл целых три года, Тундутов окажет помощь еще и в издание уникального сочинения «Сказание о хождение в Тибетскую страну», написанного на старокалмыцком языке. Перевод на русский язык осуществит профессор Санкт- Петербургского университета Позднеев. Ученый высоко оценит деятельность Бааза багши.

Воздать должное памяти Бааза багши приехали и служители Центрального хурула. Они провели обряд очищения местности. По мнению Наванг Лодоя, просвещенный монах, получивший благословение самого Далай-ламы, сделал многое для распространения буддизма среди калмыков. В Тибете Бааза багши пробыл целых три года, повышая свое духовное образование в лучших монастырях Лхаса. Там же ему был разрешен доступ к священным писаниям. В родной Дунд хурул он привез бесценные экземпляры Ганджура и Данджура и несколько золотых культовых предметов. В годы репрессий все эти реликвии, так же как и здания храмов, были безжалостно уничтожены. Зато личные вещи Бааза багши хранятся в Русском музее. Он их подарил, после того как была проведена большая выставка в Таврическом дворце, посвященном национальным костюмам. За это его наградили серебряной медалью «За усердие».

Валентина Чучеева, Владислав Бадмараев
ГТРК "Калмыкия"

15/05/2013


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте