«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
В Калмыкии проведут большой молебен в память о геше-лхарамбе Тензине Дугде
В главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» 13 марта состоится большой молебен в память об ушедшем год назад геше-лхармабе Тензине Дугде, который на протяжении многих лет был духовным наставником и сердечным другом многих буддистов Калмыкии и городов юга России.
Геше Дугда родился в 1938 году в Тибете в местечке Тшумо, в 20 лет вслед за Его Святейшеством Далай-ламой покинул оккупированный Тибет. Вместе с другими монахами на земле Индии возводил буддийский монастырь Дрепунг Гоманг, учился в нем, защитился на геше-лхарамбу. Он был одним из старейших монахов монастыря Дрепунг Гоманг и первым доктором буддийской философии на калмыцкой земле, куда по поручению Его Святейшества Далай-ламы приехал в 1995 году.
«Работая в Калмыкии с 1995 года, геше Дугда открыл врата в Дхарму для бессчетного числа людей. Он трудился не покладая рук, как истинный бодхисаттва, не зная усталости, выполняя любые, даже, казалось бы, самые незначительные просьбы тех, кто обращался к нему за помощью. Его главными качествами были доброта, сострадание и великая мудрость», ‒ рассказывал после ухода Тензина Дугды помощник верховного ламы калмыки Тэло Тулку Ринпоче Хонгор Эльбиков.
За эти годы геше-лхарамба Тензин Дугда преподал огромное количество учений по сутре и тантре. Он трижды даровал объяснение по основополагающему трактату Чже Цонкапы «Большое руководство к постепенному пути к пробуждению» (Ламрим), разъяснял текст Кунгтанга Ринпоче «Драгоценные четки философских воззрений», духовную поэму Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и многие другие классические сочинения буддизма. Он также дал подробные комментарии к тантрическим практикам Ямантаки, Ваджрайогини и других божеств. Под руководством Тензина Дугды ученики начитали сотни тысяч мантр, многие совершили затворничества по приближению божества, выполнив обязательства, сопряженные с получением тантрических посвящений.
По словам Хонгора Эльбикова, геше-лхарамба Тензин Дугда был представителем старшего поколения тибетских монахов, поколения, которое обладало колоссальными знаниями, но постепенно уходит. «Что важно, геше Дугда, несмотря на все тяготы и потрясения, до конца своих дней оставался верным монашеству. Он хранил в чистоте все 253 обета полностью посвященного монаха».
После того как врачи зафиксировали смерть Тензина Дугды, учитель семь дней пребывал в состоянии посмертной медитации (тиб. тугдам). Все эти дни монахи и миряне, собиравшиеся в доме буддийского наставника для чтения молитв и выполнения буддийских практик, свидетельствовали отсутствие каких бы то ни было признаков распада его тела.
«Все семь дней тело геше-лхарамбы Тензины Дугды сохраняло свежесть, ‒ рассказывал помощник верховного ламы Калмыкии Хонгор Эльбиков, ‒ все люди, находившиеся рядом с геше Дугдой испытывали необычайное умиротворение, тепло и даже радость».
По рассказам опытных буддийских учителей, такое возвышенное состояние духа люди неизменно переживают в присутствии человека, находящегося в посмертной медитации, когда наитончайшее сознание пребывает в глубоком сосредоточении на ясном свете.
«Мы были свидетелями настоящего чуда, которое пока не имеет научного объяснения, но о котором давно известно последователям тибетского буддизма. Это наглядное доказательство больших результатов, достигнутых в тантрической практике», ‒ делился в прошлого года Хонгор Эльбиков, который сам был учеником и личным переводчиком геше Дугды.
13 марта в главном храме Калмыкии состоятся следующие события в память о геше-лхарамбе Тензине Дугде:
11:00
Открытие фотовыставки в память о геше-лхарамбе Тензине Дугде.
Премьера документального фильма о жизни учителя.
13:00
Ритуал подношения яств, цог. Подношения угощений монахам и верующим от буддийских центров «Номин туг», «Ченрези» и «Тилопа».
В память об ушедшем наставнике:
Музыкальное сопровождение: фрагменты совместного альбома Антона Батагова
и Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче "Бодхичарья-аватра"
Фотографии геше-лхарамбы Тензина Дугды Константина Мамышева