SHAKYAMUNI.RU

Аурангабад. Пещеры Эллоры

Последний по времени создания и считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра.

Звучное и немного загадочное слово «Эллора» не является неким историческим именем группы древних культовых сооружений – на самом деле это всего лишь названием находящейся примерно в 2-х км к западу от пещер деревни (в некоторых источниках пещеры так и называются: «пещеры у Эллоры»).

В литературе колониального периода употреблялось другое написание названия этого объекта, которое иногда можно встретить и сейчас: либо Элура (Elura), либо местное название на языке маратхи Верула (Verula, Verul).

Следует заметить, что небольшая маратхская деревня Эллора знаменита не только пещерным комплексом. Практически на ее окраине (между пещерами и деревней) расположена одна из великих шиваитских святынь: храм Гришнешвар (Grishneshwar), входящий в группу Джьйотирлингам (Jyotirlingam) – особо почитаемых шиваитами двенадцати храмов, посвященных Шиве в его проявлении в виде «Лингама из света» (нефаллическая форма лингама в виде колонны из света).

Все пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве, обращенном склоном к западу. По религиозному принципу пещеры делятся на три расположенные отдельно друг от друга группы: на юге – буддистские пещеры, в центре – индуистские (в индийской англоязычной литературе – брахманистские, brahmanical) и на севере особняком – джайнские.

С востока на запад скальный утес пересекают четыре водных потоков, самыми большими из которых является довольно полноводная в период муссонов река Элаганга (Elaganga), образующая водопад между Пещерами N 28 и N 29.

Пещера N 10 является самой впечатляющей в группе буддистских пещер и наряду с индуистскими Пещерами N 16 (Kailasa temple ) и N 29 (Dhumar Lena) и джайнской Пещерой N 32 (Indra Sabha) относится к главным достопримечательностям Эллоры.

В описаниях Пещеры N 10 кроме названия Вишвакарма (Viswakarma) обычно приводят и другие местные названия этой пещеры: Sutar-ka-Jhopda (Sutar-ki-Jhopari, Sutar Jhopadi и т.п.) и их перевод: «Пещера Плотников» и подобное.

Вероятнее всего это связано с тем, что в послебуддистский период эта пещера была преобразована в святилище индуистского бога Вишвакармы – сына одного из членов божественной тримурти бога-творца Брахмы (другие два бога – Вишну и Шива), который является архитектором вселенной, строителем всех дворцов богов индуистского пантеона и создателем их колесниц, оружия и пр. и соответственно – покровителем всех архитекторов и строителей.

Достоверно можно сказать лишь то, что еще в начале 20-ого века строители регулярно проводили религиозные церемонии в этом храме и поклонялись образу Будды как Вишвакарме.

Пещера N 10 датируется приблизительно 6-7 в.в. н.э. и является грандиозным Махаянистским храмом, состоящим из главного зала с образом Будды, высеченного в форме чайтья-грихи, и находящегося перед ним почти квадратного двора, по периметру которого на двух уровнях расположены второстепенные святилища.

Храм Кайлаша именуется всего лишь Пещерой N 16, хотя на самом деле является самым выдающимся и самым огромным целиком высеченным из скалы культовым сооружением не только в Индии, но и во всем мире.

Он датируется второй половиной 8-го в. н.э. – временем правления Кришны I из династии Раштракутра и относится к самым поздним сооружениям Эллоры.

Здание храма (глубина – 50 м, ширина – 33.2 и высота – 36.2 м) расположено на высокой монолитной платформе и находится в огромном замкнутом дворе глубиной 84 м и шириной 47 м. Перепад по высоте скального склона, в котором он вырублен, составляет около 17 м (с 15.3 м до 32.6 м).

В боковых стенах двора на трех уровнях вырублены несколько второстепенных святилищ довольно приличного размера, а также П-образная галерея, охватывающая заднюю стену и примерно половину каждой из боковых стен.

Храм Кайлаша посвящен богу Шиве и построен в распространенном в те времена Центральном Декане стиле Весара (Vesara), который иначе называет Чалукья (Chalukya) по имении династии Чалукья из Бадами – места знаменитого своими пещерными и скальными сооружениями.
К восьмому веку состав и компоновка индуистских культовых сооружений уже сложилась окончательно, поэтому его планировка достаточно традиционна и единственным отклонением от шиваисткой традиции является ориентация главной оси храма на запад, что вызвано особенностями рельефа местности (впрочем так же, как и у всех шиваистских храмов Эллоры).

Текст: webshus.ru
Фото: Роман Анощенко


--
--


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте