SHAKYAMUNI.RU

Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупарама дагаба

Древнебуддийские монастыри (вихары и сангхарамы) представляли собой целый комплекс различных построек. Главными его объектами являлись ступа, дерево Бодхи и «дом дерева Бодхи» (бодхигхара), «дом останков» (дхатугхара), «дом образа» (патимагеха или патимагхара), «дом упосатхи» (упосатхагхара), «дом дхармы» (дхаммасала), библиотека, жилые помещения для монахов и т. д.

Все эти части единого монастырского комплекса играли разную роль. Со ступой связывалось представление о сохранении мощей Будды и его учеников; «дом дерева Бодхи» был связан с поклонением священному дереву Бодхи, под которым, согласно традиции, Будда достиг просветления и ветвь которого будто бы была доставлена на Цейлон в III в. до н. э.; «дом останков» предназначался для хранения останков Будды и его верных последователей (кроме телесных останков объектами поклонения являлись и личные предметы этих буддийских проповедников); «дом образа» служил помещением, где находились скульптуры Будды; «дом упосатхи» предназначался для проведения основной церемонии – упосатхи; дхаммасала – «дом дхармы» являлся помещением, где собирались монахи и верующие миряне для проповедей.
На территории монастыря находились водоемы, специальные дорожки для ритуальных процессий. Вся территория окружалась общей оградой (сима). У главного здания монастыря пристраивались портик (доратува) и некоторые другие строения.

Тхупарамадагаба в Анурадхапуре. III в. до н. э
Самой священной частью монастыря являлась ступа. При Деванампиятиссе из Индии, по традиции, доставили на Шри Ланка священные останки сожженного праха Будды и они, как сообщает хроника, были помещены в специально построенную для этого ступу Тхупараму. Тхупарама считается древнейшей и самой почитаемой священной реликвией острова.

Специальная глава (XVII) «Махавамсы» посвящена описанию прибытия на Шри Ланка священных останков Будды и воздвижению ступы. Многие ступы, сооруженные на острове, отличаются гармоничными пропорциями и лаконичной выразительностью своих простых и монументальных форм. Слово «ступа» на языке пали – «тхупа», по-сингальски – «дагаба», что значит реликварная камера – от палийского «дхату» (реликвия) и «габба» (лоно, вместилище).

Типичная ступа на Шри Ланка, как и в Древней Индии, состояла из тройного основания – тримала или «три браслета», куполообразного тела (основного объема) – геба и надстройки – хатара-котува («квадратный дом»), близкой к форме куба, с коническим кольцеобразным шпилем – девата-котува («дом божества»). Все завершалось небольшим заостренным навершием, в древности имевшим форму раскрытого зонта. В массиве вершины гебы, под хатара-котувой, устраивалась маленькая реликварная камера, куда помещался янтрагала – священный камень в виде гранитного блока с девятью углублениями для реликвий и даров.

Пропорции ступы основаны на священном в буддизме числе три, означающем буддийское триединство – Будда, дхарма (учение), сангха (община – и три плана бытия).
Снаружи ступы обычно покрывались слоем белой стуковой штукатурки «чунам» или раскрашивались белой краской.

С четырех сторон ступы строились обычно своего рода прямоугольные ворота-вахалькады, не имеющие прохода. Это были «ложные двери», символизирующие врата во вселенную (9). При каждой вахалькаде воздвигались стелы, на которых высекались рельефы. Эти добавления в комплексе ступ появляются примерно во II в. н. э. (10). В поздних буддийских источниках положение ворот связывается уже с жизнью Будды: рождение царевича Гаутамы олицетворяют восточные ворота, просветление – южные, начало распространения доктрины – западные, нирвану Будды – северные ворота (11).

В целом островные ступы воздвигались по плану, самой ступе и всему сопровождающему ее архитектурному ансамблю придавалась особая четырехчленная структура, которая символизировала модель вселенной (12). Это представление, характерное и для индийских ступ, было связано с очень древней эпохой. Кроме того, три главные части ступы (основание, купол и навершие) связывались также с представлением о тройственности мира (подземный, земной и небесный). Ряд данных позволяет говорить о добуддийском происхождении ступы. Погребальные сооружения, существовавшие на острове до проникновения буддизма, сделались объектом религиозного поклонения буддистов и стали выполнять важную ритуальную функцию – в них клали священные останки Будды и его верных последователей.
————————————————————————————————————————————————————
(9) См.: Е. С. Семека, указ. соч., стр. 120.
(10) См.: «History of Ceylon», р. 261.
(11) См.: А. В. Govinda, Some Aspects of Stupa Symbolism, pt. I – II, Sarnath and Calcutta, 1936.
Дж. Фогель связывал вахалькады Шри Ланка с Южной Индией – с традициями Амаравати и Нагарджунаконды (J. Rh. Vogel, Вuddhist Art in India, Ceylon and Java, Oxford, 1936, рр. 80-81).
(12) См.: Е. С. Семека, указ. соч., стр. 120-122.
————————————————————————————————————————————————————


Буддхагхоша, известный буддийский ученый и комментатор, писал о том, что ступы существовали до прихода на остров Махинды и были связаны с добуддийскими верованиями – верой в местных духов – якш («якха»). Они восходят, очевидно, к погребальным холмам, сложенным из камня.

Основанная при Деванампиятиссе, Тхупарамадагаба неоднократно реставрировалась и переделывалась, например, в VII и в XIII вв., а настоящий вид получила после реставрации в 1862 г. Ее купол теперь не в форме колокола (гхантакара), как многие другие, а, по сингальской классификации, в виде пузыря (буббулакара). Тхупарамадагаба сложена из кирпича и облицована белым мрамором. У нее тройной круглый базис, под которым круглая платформа диаметром 50,2 м и высоты 3,5 м от уровня почвы. Высота дагабы-19 м. В зените основного объема дагабы возвышается квадратная в плане надстройка (хатара-котува) и на ней – кольчатый шпиль с семью делениями, означающими символические зонты. В массиве купола (главного объема) ступы имеется маленькая реликварная камера. Судить с достоверностью о первоначальном виде Тхупарамадагабы теперь невозможно, поскольку все деревянные части постройки исчезли полностью, да и каменные столбы сохранились частично. Однако архитектура местных дагаб почти не изменялась даже в течение многих столетий. Поэтому архитектура современных ступ позволяет в общих чертах представить и древние образцы (13).
————————————————————————————————————————————————————
(13) См.: А. Ваreau, Lа vie et l’organisation des communautes bouddhiques moderns de Ceylon, Pondichery, 1957.
————————————————————————————————————————————————————


Тюляев С. И., Бонгард-Левин Г. М.
«Искусство Шри Ланка»
webshus.ru


Фото: Роман Анощенко

Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупарама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупарама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупурама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба
Тхупарама дагаба


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте