|
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Тхупарама дагабаДревнебуддийские монастыри (вихары и сангхарамы) представляли собой целый комплекс различных построек. Главными его объектами являлись ступа, дерево Бодхи и «дом дерева Бодхи» (бодхигхара), «дом останков» (дхатугхара), «дом образа» (патимагеха или патимагхара), «дом упосатхи» (упосатхагхара), «дом дхармы» (дхаммасала), библиотека, жилые помещения для монахов и т. д.Все эти части единого монастырского комплекса играли разную роль. Со ступой связывалось представление о сохранении мощей Будды и его учеников; «дом дерева Бодхи» был связан с поклонением священному дереву Бодхи, под которым, согласно традиции, Будда достиг просветления и ветвь которого будто бы была доставлена на Цейлон в III в. до н. э.; «дом останков» предназначался для хранения останков Будды и его верных последователей (кроме телесных останков объектами поклонения являлись и личные предметы этих буддийских проповедников); «дом образа» служил помещением, где находились скульптуры Будды; «дом упосатхи» предназначался для проведения основной церемонии – упосатхи; дхаммасала – «дом дхармы» являлся помещением, где собирались монахи и верующие миряне для проповедей. На территории монастыря находились водоемы, специальные дорожки для ритуальных процессий. Вся территория окружалась общей оградой (сима). У главного здания монастыря пристраивались портик (доратува) и некоторые другие строения. Тхупарамадагаба в Анурадхапуре. III в. до н. э Самой священной частью монастыря являлась ступа. При Деванампиятиссе из Индии, по традиции, доставили на Шри Ланка священные останки сожженного праха Будды и они, как сообщает хроника, были помещены в специально построенную для этого ступу Тхупараму. Тхупарама считается древнейшей и самой почитаемой священной реликвией острова. Специальная глава (XVII) «Махавамсы» посвящена описанию прибытия на Шри Ланка священных останков Будды и воздвижению ступы. Многие ступы, сооруженные на острове, отличаются гармоничными пропорциями и лаконичной выразительностью своих простых и монументальных форм. Слово «ступа» на языке пали – «тхупа», по-сингальски – «дагаба», что значит реликварная камера – от палийского «дхату» (реликвия) и «габба» (лоно, вместилище). Типичная ступа на Шри Ланка, как и в Древней Индии, состояла из тройного основания – тримала или «три браслета», куполообразного тела (основного объема) – геба и надстройки – хатара-котува («квадратный дом»), близкой к форме куба, с коническим кольцеобразным шпилем – девата-котува («дом божества»). Все завершалось небольшим заостренным навершием, в древности имевшим форму раскрытого зонта. В массиве вершины гебы, под хатара-котувой, устраивалась маленькая реликварная камера, куда помещался янтрагала – священный камень в виде гранитного блока с девятью углублениями для реликвий и даров. Пропорции ступы основаны на священном в буддизме числе три, означающем буддийское триединство – Будда, дхарма (учение), сангха (община – и три плана бытия). Снаружи ступы обычно покрывались слоем белой стуковой штукатурки «чунам» или раскрашивались белой краской. С четырех сторон ступы строились обычно своего рода прямоугольные ворота-вахалькады, не имеющие прохода. Это были «ложные двери», символизирующие врата во вселенную (9). При каждой вахалькаде воздвигались стелы, на которых высекались рельефы. Эти добавления в комплексе ступ появляются примерно во II в. н. э. (10). В поздних буддийских источниках положение ворот связывается уже с жизнью Будды: рождение царевича Гаутамы олицетворяют восточные ворота, просветление – южные, начало распространения доктрины – западные, нирвану Будды – северные ворота (11). В целом островные ступы воздвигались по плану, самой ступе и всему сопровождающему ее архитектурному ансамблю придавалась особая четырехчленная структура, которая символизировала модель вселенной (12). Это представление, характерное и для индийских ступ, было связано с очень древней эпохой. Кроме того, три главные части ступы (основание, купол и навершие) связывались также с представлением о тройственности мира (подземный, земной и небесный). Ряд данных позволяет говорить о добуддийском происхождении ступы. Погребальные сооружения, существовавшие на острове до проникновения буддизма, сделались объектом религиозного поклонения буддистов и стали выполнять важную ритуальную функцию – в них клали священные останки Будды и его верных последователей. ———————————————————————————————————————————————————— (9) См.: Е. С. Семека, указ. соч., стр. 120. (10) См.: «History of Ceylon», р. 261. (11) См.: А. В. Govinda, Some Aspects of Stupa Symbolism, pt. I – II, Sarnath and Calcutta, 1936. Дж. Фогель связывал вахалькады Шри Ланка с Южной Индией – с традициями Амаравати и Нагарджунаконды (J. Rh. Vogel, Вuddhist Art in India, Ceylon and Java, Oxford, 1936, рр. 80-81). (12) См.: Е. С. Семека, указ. соч., стр. 120-122. ———————————————————————————————————————————————————— Буддхагхоша, известный буддийский ученый и комментатор, писал о том, что ступы существовали до прихода на остров Махинды и были связаны с добуддийскими верованиями – верой в местных духов – якш («якха»). Они восходят, очевидно, к погребальным холмам, сложенным из камня. Основанная при Деванампиятиссе, Тхупарамадагаба неоднократно реставрировалась и переделывалась, например, в VII и в XIII вв., а настоящий вид получила после реставрации в 1862 г. Ее купол теперь не в форме колокола (гхантакара), как многие другие, а, по сингальской классификации, в виде пузыря (буббулакара). Тхупарамадагаба сложена из кирпича и облицована белым мрамором. У нее тройной круглый базис, под которым круглая платформа диаметром 50,2 м и высоты 3,5 м от уровня почвы. Высота дагабы-19 м. В зените основного объема дагабы возвышается квадратная в плане надстройка (хатара-котува) и на ней – кольчатый шпиль с семью делениями, означающими символические зонты. В массиве купола (главного объема) ступы имеется маленькая реликварная камера. Судить с достоверностью о первоначальном виде Тхупарамадагабы теперь невозможно, поскольку все деревянные части постройки исчезли полностью, да и каменные столбы сохранились частично. Однако архитектура местных дагаб почти не изменялась даже в течение многих столетий. Поэтому архитектура современных ступ позволяет в общих чертах представить и древние образцы (13). ———————————————————————————————————————————————————— (13) См.: А. Ваreau, Lа vie et l’organisation des communautes bouddhiques moderns de Ceylon, Pondichery, 1957. ———————————————————————————————————————————————————— Тюляев С. И., Бонгард-Левин Г. М. «Искусство Шри Ланка» webshus.ru |
|||||
Главная | Архивные материалы | Фотогалерея | Статьи | Видео | Книги | Гостевая книга | Ссылки | О сайте | ||||||
Сайт начал работу 15.06.2011 |
|