|
Шри-Ланка 2013 Анурадхапура, Руванвели дагабаК периоду Дуттхагамани относится постройка «Великой ступы» (Махатхупа) – одного из величественных и самых почитаемых буддийских сооружений острова (современное название – Руванвелисая). Согласно традиции, в ступе хранятся самые священные реликвии. После Дуттхагамани ступа многократно достраивалась и перестраивалась. В XI в. после нашествия Чолов многие дагабы были разрушены, но затем вновь восстановлены. «Великая ступа» достраивалась, обновлялась вплоть до настоящего времени.В «Махавамсе» сохранилось очень интересное описание торжественной закладки ступы при царе Дуттхагамани. На этот праздник прибыли, согласно хронике, буддийские миссии из других стран, в том числе даже из Парфии (14). «Махавамса» (XXIX) рассказывает, как царь отдал приказ выкопать землю до глубины нескольких метров, чтобы сделать для укрепления ступы основание. Затем он приказал воинам доставить круглые камни, хорошенько разбить их молотками и для большей прочности основания утоптать этот слой камней при помощи огромных слонов, ноги которых были защищены кожаными башмаками. На камни была наложена особая маслянистая глина, а на нее снова слой кирпичей, затем грубый цемент и киноварь, поверх этого железная сетка, горный кристалл, а затем, наконец, слои камней, скрепленных особой маслянистой глиной (XXIX. 8-13). Структура подобного основания, предназначенного нести огромную тяжесть, удивительно напоминает армированный бетон. Хотя описание хроники не являлось, очевидно, отражением действительного хода строительства, но оно ясно указывает на высокий уровень строительного искусства. «Махавамса» рассказывает также, как «царь вместе с государственными чиновниками, в парадных одеяниях, сам пленяющий всех великолепием своего царского убранства, окруженный сонмом поющих и танцующих женщин, соперничающих красотой с небесными нимфами, наряженных в разнообразные украшения, в присутствии сорока тысяч человек, сопровождаемый музыкантами, направился на это место, чтобы собственной царской рукой заложить первый кирпич в постройку». Далее в хронике дается описание сооружения самой ступы (XXX). Сперва насыпали платформу, облицованную с боковых сторон камнем, поддерживаемым каменной щебенкой и галькой (без извести); внутри вся платформа была заполнена землей и битым кирпичом до уровня парапетной плиты на окружающей платформу стенке. Поверх земли платформа была замощена камнем. Затем в середине платформы был намечен круг наружного очертания ступы и построено ее основание. На этой стадии работы обычно воздвигались из кирпича реликварные камеры, и после помещения в них священных предметов они покрывались каменными плитами. Из описания «Махавамсы» можно предположить, что имеются в виду реликварии, делавшиеся не в теле купола (геба) ступы, а в вахалькадах. Потом воздвигалась вся ступа с навершием. Поверхность ее покрывалась толстым слоем белой штукатурки (подобной индийской «чунам»), которая тщательно полировалась до блеска; иногда детали покрывались краской и золотились. Огромная полусфера поражала сияющей чистотой и блеском. Сингальские ступы больше индийских, но гораздо меньше украшены (например, по сравнению со ступами в Санчи и Амаравати (15)). Кирпич, применявшийся здесь в древности, был больших (как и в Индии) размеров, достигая 42,5 см в длину, к XII в. он уменьшился до 30 см. ———————————————————————————————————————————————————— (14) См.: Б. А. ЛИТВИНСКИЙ, Махадева и Дуттхагамани (о начале; буддизма в Парфии «Вестник древней истории», 1967, № 3.) (15) См.: Percy Brown, Indian Architecture. Buddhist and Hindu), Вombay, 1942, р. 201.). ———————————————————————————————————————————————————— В XIX в., когда на «Великую ступу» обратили специальное внимание, она была в руинах и поросла деревьями и кустами. В 1893 г. Руванвелидагабу начали реставрировать и впоследствии у нее на шпиле установили навершие из драгоценностей, подаренное буддистами Бирмы. Теперь диаметр тела ступы равен 91 м. Ее высота, по некоторым данным, была столь же огромной, но теперь – 54,6 м (без шпиля). Тело ступы в общем близкое к полусфере, но с неточно полукруглыми очертаниями – тип буббулакара. Квадратная надстройка – хатара-котува – увенчана высоким коническим шпилем простой формы с остроконечным навершием. Позднейшая надстройка по форме, деталям, цвету и пропорциям не соответствует лаконичной мощи основного объема дагабы. Она возвышается на двух квадратных мощеных платформах, 144,5 м в поперечнике, расположенных ступенчато одна на другой. С четырех сторон на платформу ведут широкие ступени. Ее боковые стороны оканчиваются стенкой, украшенной снаружи сплошным рядом скульптур слонов в виде протом: у них выступают из плоскости стены только головы с хоботами и передние ноги. Ограда называется хасти-пракара («слоновая стена»). Ввиду того, что Руванвелидагаба переделывалась, особенно сильно начиная с последней четверти XIX в., судить о ее первоначальном облике возможно разве только по миниатюрной дарственной ступе, поставленной на террасе Руванвелидагабы. Это превосходная в пропорциях ступа, на тройном круглом ступенчатом основании. Ниже – квадратная платформа. Купол приближается к типу буббулакара. Квадратная хатара-котува и шпиль очень пропорциональны. В реликварной камере, помещающейся в массиве сплошной кирпичной кладки «Великой ступы», археологи нашли лотосовый реликварий с золотыми листьями. Согласно «Махавамсе», царь Дуттхагамани приказал в середине камеры установить дерево Бодхи из драгоценных камней и драгоценных металлов. На «стволе» были изображены цветы и ряды четвероногих животных и гусей (XXX. 62-66). Тюляев С. И., Бонгард-Левин Г. М. "Искусство Шри Ланка" |
|||||
Главная | Архивные материалы | Фотогалерея | Статьи | Видео | Книги | Гостевая книга | Ссылки | О сайте | ||||||
Сайт начал работу 15.06.2011 |
|