|
Сарнатх. Гравюра 1885 год
В прежние времена Сарнатх был известен как Мригадава, "Олений парк", а также Исипатана, что означает место, куда упал святой человек (пали: иси, санскрит: риши). Это последнее название связано со старинной легендой согласно которой сразу после рождения будущего Будды на землю спустились дэвы (боги) объявить об этом событии пятистам святым (риши). Все святые поднялись в небо и исчезли, а их останки (реликвии) упали на землю. |
| |
|
Сарнатх. Медная фотогравюра 1928 год
Сарнатх, сокращённое от Саранганатх (Saranganath) означает "Повелитель Оленей" и связано с одной старой притчей, в которой бодхисаттва-олень жертвует свой жизнью ради самки, на которую охотился царь. В результате царь был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день. |
| |
|
Сарнатх. Фото 1860 год
После своего просветления спустя 5 недель Будда покинул Бодхгайю и отправился в Сарнатх. Ещё до этого, когда он прекратил свою аскетическую практику его друзья-соратники по аскезе покинули его и ушли в Сарнатх. Достигнув же просветления Будда отправился туда дать им учение, т.к. силой своего ясновидения он узрел, что они смогут быстро постичь Дхарму. По пути в Сарнатх ему нужно было пересечь реку Ганг, но поскольку у него не было денег заплатить паромщику, он пересёк её по воздуху. Когда царь Бимбасара услышал об этом чуде он отменил пошлину на аскетическую практику. Будда, найдя своих прежних товарищей дал им учение, они его постигли, и в результате тоже просветлели. |
| |
|
Сарнатх
Ступа Дхамек — древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т.к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. |
| |
|
Сарнатх
Согласно тексту Махавамса ("Великая Хроника" королей Шри-Ланки, пали) в II веке до н.э. в Сарнатхе было большое сообщество монахов. На церемонии основания Ступы Маха Тупа (в городе Анурадхапура в Шри-Ланке), проводимой Старшим Дхаммасена присутствовало 12 тысяч монахов, прибывших из Сарнатха. Китайский путешественник Хёуень Цанг отмечал, что в Сарнатхе около 1500 тысяч монахов изучали Хинаяну, там был храм высотой около 100 метров, крышу которого увенчивал золотой манго. В центре храма статуя Будды в полный рост, поворачивающего Колесо Дхармы. К юго-востоку находились остатки каменной Ступы, построенной царём Ашокой. |
| |
|
Сарнатх. Бретон. Гравюра 1843 год
Буддизм процветал в Сарнатхе частично оттого, что цари и зажиточные купцы проживали в Варанаси. К III веку Сарнатх стал важным центром искусств, которые достигли кульминации своего развития в период Гупта (IV-VI века н.э.). В VII веке китайский путешественник Хуань Занг свидетельствовал о 30 монастырях и 3000 монахах, проживающих в Сарнатхе. |
| |
|
Сарнатх
Основание Колонны Ашоки (стамбха) возведённой царём Ашокой, с высеченными на ней кодексом буддийского государства, известная как Дхарма Чакра (Колесо Закона). Первоначально она была около 10 метров высотой и была увенчана капителью со львами, хранящаяся в настоящее время в Археологическом Музее Сарнатха, которая стала национальной эмблемой Индии и национальным символом на флаге Индии. |
| |
|
Сарнатх
В Сарнатхе находится очень известная старинная ступа, на месте которой, согласно одной из версий, первоначально находилась небольшая ступа, которая со временем надстраивалась с приходом власти все новых и новых царей. Если вы посетите это место, то заметите колонну, установленную императором Ашокой, а вокруг ступы, справа и слева, очень много старинных монастырей и храмов. |
| |
|
Сарнатх. Фото 1890 год
С просьбой даровать учение для блага всех живых существ к Будде обратились божества Индра и Брахма: Брахма поднес Просветленному золотое тысячеспицевое колесо, а Индра - белую раковину. При первом Повороте Колеса учения, а точнее проповеди о Четырех благородных истинах, присутствовало множество живых существ, однако пять ближайших учеников Будды были основными слушателями. Это деяние Будды произошло в городе Варанаси, в местечке Сарнатх. |
| |
|
Коллона Ашоки
Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования. |
| |
|
Бенарес
Главным священным городом Индии с незапамятных времен является город Варанаси. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши - "город света".
Варанаси - самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то, заметил: "Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд - а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые". |
| |
|
Бенарес
Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. А набережная эта, в свою очередь, состоит из гхатов - "священных мест омовения".
В принципе гхат - это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В Варанаси - 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов - это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как посещение храма. А поутру, когда из-за восточного горизонта встает солнце, сотни людей стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру - наиболее священную мантру индуистов. |
| |
|
Бенарес
Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле.
А дело было так : когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом - дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами - и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле. |
| |
|
Бенарес
Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле.
А дело было так : когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом - дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами - и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он никогда не покинет. |
| |
|
Бенарес. Фото 1890 год
Еще легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся пять миллионов лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми. |
| |
|
Бенарес
Невозможно сосчитать количество храмов в Варанаси; по некоторым подсчетам, их там не меньше двух тысяч.
В некоторых нет отбою от паломников, некоторые известны только местным жителям, а о некоторых вспоминают только раз в году. С древних времен обслуживание этих храмов - основное занятие жителей Варанаси. Даже главная индустрия города - известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще во времена Будды - появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и изображением божеств нужна была одежда. |
| |
|
Каши Вишванатх, "Золотой храм"
Каши Вишванатх, "Золотой храм", самый священный храм Варанаси; здесь находится один из 12 джотьирлингамов - Ади Вишвешвара.
Легенды гласят, что храмы под разными названиями - Ади Вишвешвар, Авимуктешвар, Омкарешвар - находились на этом месте уже много тысяч лет, поскольку именно здесь появился первый джотьирлингам. В Пуранах - древних священных книгах, написанных между V веком д.н.э и V веком н.э. упоминается, что на этом месте находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли армией султана Радзьи. |
| |
|
Бенарес
|
| |
|
Бенарес
|
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Excavated remains
General view
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Shadakshari Lokesvara
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Dhamekh Stupa
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Lokanatha
(in the National Museum of india)
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Bodhisattva
(in the National Museum of india)
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Lion-capital of Asokas pillar
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
General view
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Dhamekh Stupa
Details of carvings
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Scenes from Buddhas life
(in the Indian Museum Calcutta)
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Head of Buddha
(in the National Museum of India)
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Bodhisattva dedicated by Bhikshu Bala
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Buddha preaching his first sermon
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
A leogryph with swordsmen
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Railing-pillars
Archaeological survey of India 1963 |
| |
|
Сарнатх
Sarnath
Asokas pillar-edict
Archaeological survey of India 1963 |