SHAKYAMUNI.RU

Танки. Коллекция - Ковалева И.Г. Часть II.

Танка, или "свиток" - это иконописное изображение божеств в тибетском буддизме, которое во время религиозных процессий прикрепляют к шесту и несут как знамя. Танки, пишутся по строго определенным каноническим правилам и в совершенно особых состояниях сознания, в которые вводит себя мастер. Художником является непременно духовное лицо, лама достаточно высокого ранга, хорошо знающий священные тексты.

"Танки: приоткрывая завесу тайн" / И. Г. Ковалев - Ставрополь: Издательство "Ставролит", 2010 г. - 152 с.

Авалокитешвара Чатурбхуджа
Авалокитешвара Чатурбхуджа
Существует множество форм Авалокитешвары: Симханада - Львиноголосый (изображается на спине своего ездового животного - льва), Падмапани - Держащий лотос (стоит или сидит на лотосовом троне, держа в руке стебель цветущего лотоса), Чатурбхаджа - четырехруки, Экадащамукха - одиннадцатиликий, Сахасрабхуджа Авалокитешвара - тысячерукий.


Авалокитешвара Чатурбхуджа
Авалокитешвара Чатурбхуджа
Авалокитешвара - величайший бодхисаттва северного буддизма. Бодхисаттва появляется на земле из цветка лотоса для освобождения человечества. Он отказался от достижения состояния будды, пока все существа, подверженные страданию, не достигнут просветления. Основные свойства Авалокитешвары - безграничная милость и бесконечное сострадание. Кроме того, считается, что он наделен особой силой спасать от ужасов ада и избавлять от всего того, что вызывает страх, даровать защиту слабому и страдающему существу.


Авалокитешвара Чатурбхуджа
Авалокитешвара Чатурбхуджа
Огромна популярность Авалокитешвары в странах северного буддизма. Китайцы зовут его Гуань-ши-инь, корейцы - Кваным, японцы - Каннон. В гималайских странах и Тибете его называют Ченрези, что означает Сострадающий Дух Гор.


Будда Акшобхья
Будда Акшобхья
Акшобхья (Непоколебимый) - один из пяти дхьяни-будд, олицетворение бесстрастия, невозмутимости. С ним ассоциируются: страна света - Восток, цвет - синий, животное - слон, чувство - осязание, элемент - вода, символ - ваджра; его женское соответствие (праджня) - Лочана, эманирующий бодхисаттва - Ваджрапани. Чаще всего Акшобхью изображают сидящим на лотосовом троне с ваджрой, стоящей на его левой ладони (на скульптурных изображениях она иногда лежит перед ним). Акшобхья особо почитается за то, что он обладает способностью трансформировать гнев и заблуждения в чистый свет абсолютной мудрости.


Будда Амитабха
Будда Амитабха
Амитабха (Беспредельно сияющий Будда) - Олицетворение "неизмеримого света". Амитабха - создатель и владыка рая Сукхавати, в котором могут возрождаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабхи живые существа.


Будда Амитабха
Будда Амитабха
В ваджраяне Амитабха - один из 5 дхьяни - Будд. С ним ассоциируются: страна света - Запад, цвет - красный, животное - павлин, цветок - падма-лотос, одно из 5 чувств - вкус, элемент -огонь. Эманация Амитабхи - бодхисаттва Авалокитешвара, земное воплощение - Будда Шакьямуни, а по мнению последователей гелугпа - также и Панчен - лама. Символ Амитабхи - нищий буддийский монах с патрой, его женское соответствие (праджня) - Пандаравасини. Обычно Амитабха изображается сидящим на троне в позе созерцания с монашеской чашей для сбора подаяний в руках.


Будда Амитаюс
Будда Амитаюс
Особое место среди бодхисаттв занимает божество долгой жизни Амитаюс, образующий вместе с богинями Ушнишавиджаей и Белой Тарой триаду божеств долголетия. Имя Амитаюс означает "Владыка неизмеримой жизни". Когда-то в далеком прошлом это было одно из имен дхьяни-будды Амитабхи, но постепенно возникает представление об Амитаюсе как особой самостоятельной форме Амитабхи. Ритуалы, связанные с Амитаюсом, возникли еще в индийском буддизме. Соглаcно одному из преданий, его культ был принесен в Тибет Гуру Падмасамбхавой,


Белый старец
Белый старец
Белый Старец (Цагаана Эбугена) - глава духов земли, хранитель местности, а также населяющих ее людей и животных. Атрибутами Цагаана Эбугена являются жезл с головой дракона, чётки и книга - свиток, свидетельствующая о принадлежности к ряду божеств, введенных в буддийскую иконографию. Присутствие на изображении Будды Амитаюса говорит о приобщенности Цагаан Эбугена к кругу божеств долголетия.


Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни
Будда (санскрит. Buddha); дословно - Пробужденный, то есть обретший пробуждение, или просветление - целостное и полное осознание природы реальности, достигший освобождения от сансары (непрерывного круговорота смертей и рождений). Слово "Buddha" является родственным русским словам "будить", "пробуждаться".


Бхайшаджагуру (Манла)
Бхайшаджагуру (Манла)
Бхайшаджагуру (тиб. Манла) - Будда Медицины, Владыка Бериллового Сияния. Имя Будды Бхайшаджагуру, или Манлы, было широко известно во всех буддийских странах. На танках он предстает в монашеском одеянии, сидящим на лотосовом троне, в позе, исполненной величественного покоя. Его тело изображалось белым, золотым или темно-голубым. В правой опущенной вниз руке он держит стебель миробалана (пальчатого лимона), растения, известного как царь всех лекарств из-за эффективности в лечении умственных и физических болезней, а в другой - чашу для сбора подаяний


Ваджрапани
Ваджрапани
Ваджрапани - гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к Просветлению. Его имя означает "Рука, держащая ваджру". В отличие от прочих бодхисаттв он изображается в пропорциях дхармапалы, без нимба, за его спиной бушует пламя. Ваджрапани синего цвета, его атрибуты - ваджра в правой руке, поднятой в тараджни - мудре, мудре угрозы, в левой (также в тараджни-мудре) - крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани - единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, а лепестки, символизирующие дхьяни - Будд.


Ваджрапани
Ваджрапани
Ваджрапани вместе с Авалокитешварой и Манджушри образует триаду северного буддизма - Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани также считается гневной проявлением Манджушри. В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца, он владыка дождей и покровитель змей - нагов, которые были в числе учеников Будды, именно им Просветленный передал многие учения, которые еще рано было открывать людям.


Вайшравана
Вайшравана
Вайшравана (Хорошо слышащий), он же Кубера, Намсарай - единственный мирный бог среди дхармапал. Его образ восходит к индийскому богу горных сокровищ Кубере, который оттеснил в Тибете бога богатств Норлха.


Вайшравана
Вайшравана
Существует два основных аспекта этого бога - воинственный дхармапала, называемый также Махапита ("Великий Желтый"), и бог богатств. Его основным атрибутом во всех формах является мангуста, извергающая драгоценности; она символизирует щедрость, поскольку пожирает змей, воплощающих не только злость, но и жадность.


Вайшравана
Вайшравана
Мы приводим этот список по "Молитвам к спутникам Вайшраваны" Бутона Ринчен Дуба (XIII в.). Джамбхала - восточный, златотелый на золотом коне, с драгоценностью в правой руке. Он одаряет богатством. Сампраджана - юго-восточный, желтотелый, держащий золотой меч мудрости. Он уничтожает невежество и дает знания. Пурнабхадра - южный, желтотелый, держит вазу. Он одаряет всеми желаемыми вещами. Гухъястхана - юго-западный, черный, гневный, потрясает копьем. Он уничтожает вредоносные воздействия демонов. Манибхадра - западный, цвета полной луны, держит камень, исполняющий желания. Он полностью исполняет все желания.


Вайшравана
Вайшравана
Легенда о происхождении дхармапалы Вайшраваны повествует о царе якшей, который с помощью своих восьми сыновей победил асуров. Эти сыновья персонифицируют восемь сторон света и воплощают различные блага. Дхармапалу часто изображают в их окружении, однако цвета и даже имена сыновей не совпадают в различных источниках.


Лхамо
Лхамо
Лхамо - одно из немногих высших женских божеств тибетского буддизма. Она почитается верующими как грозная богиня войны и разрушения. Первоначально ее образ возникли в Древней Индии среди верующих индуистов. В буддизме Лхамо является как дхармапала - защитница веры и предводительница других дхармапал. В народном представлении Лхамо почитается не только как защитница, уничтожающая зло неверия и сомнения, но и подательница плодородия земле, скоту и всему живому.


Манджушри
Манджушри
Манджушри (Величественно-прекрасный) - имя одного из главных бодхисаттв махаяны и ваджраяны. Он носит и другие имена: Манджугхоша - Красивый голос, Манджунатха - Красивый спаситель, Вагишвара - Господь речи, к которым дополнительно присоединяется эпитет Кумарабхута - Бывший принц. Он пользуется безусловным почитанием у верующих как олицетворение мудрости и мистического познания.


Манджушри
Манджушри
Манджушри, достигший однажды состояния будды, отказался вступить в нирвану, пока остаются погрязшие в невежестве и несчастьях люди. Его миссия бодхисаттвы предполагает искоренение невежества и зла. Поэтому Манджушри изображается в облике прекрасного юноши с поднятым пламенеющим мечом в одной руке и книгой в другой. Эманацией самого Манджушри считается основатель школы гелугпа Дже Цзонхава.


Махакала
Махакала
Махакала (Великий Черный). Тибетцы называют его "Великий Черный Защитник" или "Великое Черное Сострадание"; он одновременно является и идамом, и дхармапалой. Всего существует семьдесят пять форм этого божества. В своей основной, шестирукой форме Махакала (Джняна Махакала) является одним из главных покровителей Тибета. На танке изображен шестирукий Махакала в его обычном окружении. Махакала попирает ногами слоноголового Винакаю, царя препятствий, главу демонов - вигхна (обычно его путают с индуистским богом мудрости Ганешей).


Нагараджа
Нагараджа
Нагараджа (Нагешварараджа) - один из 35 Будд покаяния или очищающих от греха. В данном образе он предстает как повелитель всех нагов - змей и змееподобных. Он изображается сидящим на лотосе, поднимающимся из мировых вод. У него лик белого цвета, а тело - синего. Его голова и тело окружены радужным сиянием и ореолом из семи змей, хвосты которых свисают с лотосового трона. Руки Будды сложены перед грудью так, что вытянутые указательные пальцы соприкасаются, символизируя молнию.


Пехар
Пехар
Пехар (санскр. Махапанчараджа), иногда называемый Белым Брахмой, - это древнее тибетское божество, по легенде, укрощенное Гуру Падмасамбхавой. Пехар является защитником Тибета и монастыря Самье, хранителем сокровищ и сокровенных знаний, оставленных там Гуру Падмасамбхавой. О нем говорят как о мифологическом предке тибетских царей, как о владыке туч и дождей, как о главе всех охранителей мира. Его "пасть раскрыта, как бездонное небо, его четыре клыка острые, как лед ледников, между ними - язык, вращая который он заставляет содрогаться три мира, двигая ушами, он производит свирепые устрашающие ветры,


Пять Лха
Пять Лха
В число личных духов - покровителей входят Пять Лха - пять личных защитников человека, живущие внутри его тела в течение всей жизни. Шанг-лха - обитает подмышкой слева, Юл-лха - на макушке, Гра-лха - на правом плече, Сронг-лха - в сердце, Пхо-лха - подмышкой справа. Их изображение особенно популярно в монгольском и бурятском искусстве.


Пять Лха
Пять Лха
В центре находится Шанг-лха. В его правой руке стрела с орлиным пером, украшенная зеркальцем и лентами; в его левой руке золотое зеркало. Шанг-лха защищает от бедности и воплощается как летучая мышь. Юл-лха держит в руках лук и стрелы. Он защитник родного места человека и воплощается как множество друзей. Юл-лха исполняет желания, приносит успех, здоровье, счастье, мир в семье и обеспечивает благополучие во время поездок. Гра-лха в руках держит копье со знаменем и лассо. Он защищает от врагов и судебных исков, воплощается как гуру, или как ястреб, волк или дикий як. Гра-лха заботится, чтобы дела шли хорошо и сохраняет здоровье, оберегает от дурной молвы.


Зеленая Тара
Зеленая Тара
Тара - одна из главных богинь буддизма. Тара, Милосердная, родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, Владыки Сострадания, когда тот оплакивал страдания мира. Она символизирует сострадание и ведет путников через беспредельный океан перерождений. Вместе с Авалокитешварой она является покровительницей человечества. Призванная, она приносит спасение от бесчисленных опасностей. Под влиянием благочестивого поклонения ее образ постепенно трансформировался, приняв аспект Богини-матери, Матери всех будд, как к ней обращаются в молитвах и песнопениях, сочиненных в ее честь.


Двадцать одна Тара
Двадцать одна Тара
На танке представлена Двадцать одна форма Зеленой Тары. Эта композиция является иконографическим воплощением "Молитвы к Двадцати одной Таре".


Белая Тара
Белая Тара
Белая Тара является богиней долгой жизни и символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость. Белая Тара всегда изображается с семью глазами мудрости (три глаз на лице, на каждой ладони и ступне), ее тройной лотос символизирует три ступени познания, бутон (авидья) - невежество, полураспустившийся цветок (виджняна) - логическое знание, расцветший цветок (праджня) - интуитивное знание, либо будд прошлого, настоящего и будущего.


Хайягрива Гухъясадхана
Хайягрива Гухъясадхана
Хайягрива (тиб. Тамдрин) - идам и дхармапала в традиции Ваджраяны, относится к семейству Будды Амитабхи. Имя Хайягрива связано с легендой о том, как Авалокитешвара принял гневную форму, дабы одолеть демона Матонга Рудру, в волосах которого была конская голова и которую победивший бог забрал себе в знак победы. Об этой голове говорится, что ее ржание "уничтожает все ложные проявления реальности, открывая сияющую реальность". Хайягрива считается воплощением Яростного Сострадания, помогающего преодолеть внутренний эгоизм и внешние трудности.


Хайягрива Гухъясадхана
Хайягрива Гухъясадхана
На танках можно увидеть формы Хайягривы с тремя головами и восемью руками, с тремя головами и шестью руками, с одной головой и двумя руками. Идам Хайягрива Гухъясадхана (букв. "Имеющий шею лошади, покровитель тайной практики"), стоящий на змеях - нагах, обладает исключительной способностью исцелять болезни, особенно кожные, причиняемые ядовитыми змеями. Его красная центральная голова символизирует силу, зеленая - действие, белая - миролюбие; в своих шести руках он держит ваджру, жезл кхатвангу, меч, копье и петлю, верхняя левая рука в мудре угрозы.


Лама Цзонхава
Лама Цзонхава
Чже Цонкапа (1357-1419) - Великий Тибетский Реформатор, основатель буддийской школы "Гелугпа". Приход Чже Цзонкапы знаменует возвращение к более чистой форме буддизма.


Лама Цзонхава
Лама Цзонхава
В тибетской иконографии часто встречается этот сюжет. Досточтимым Лама Цонкапа в образе "сто божеств неба радости". В центре композиции Дже Цонкапа с учениками Гьялцабом Дже и Кедрубом Дже. Дже Цонкапа с учениками представляет тип изображения, распространенный в тантрической иконографии Тибета: "трое отец с сыновьями". Вверху - небо Тушита, внизу справа - Яма Дхармараджа, слева - Шераб Сенге, который имел видение Дже Ринпоче.


Ушнишавиджайя
Ушнишавиджайя
Ушнишавиджайя - одно из самых популярных божеств буддийского пантеона. Ее имя означает "Победоносная мать с высокой ушнишей". Ее почитают как божество света, восьмирукую богиню, приносящую счастье и долгую жизнь. Она изображается белым цветом, трехликой, с тремя глазами на каждом лице. Ее центральное лицо белое, как белый лотос, правое - цвета золота, а левое - сапфирово-синее. Она сидит на лотосовом троне в царственных одеждах и украшениях. Ее нижняя правая рука в мудре щедрости, левая - у груди в знаке бесстрашия, левая верхняя - в мудре угрозы, левая нижняя - в мудре созерцания держит сосуд с эликсиром бессмертия.


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте