SHAKYAMUNI.RU

Экспозиция музея «Истории буддизма» Центрального хурула пополнилась несколькими экспонатами.

Модель глиняной ступы из Раджгира.
Модель глиняной ступы из Раджгира.

Компактная модель великой вихары «Махабоддхи».
Компактная модель великой вихары «Махабоддхи».

Будда.
Будда.

12 глиняных оттисков «ца-ца» с высоким рельефом разного размера из красной и белой глины.
12 глиняных оттисков «ца-ца» с высоким рельефом разного размера из красной и белой глины.



Посеребренная статуэтка Ламы Кармапы ХVI – го.
Посеребренная статуэтка Ламы Кармапы ХVI – го.

Посетители выставки «Опора на пути».
Посетители выставки «Опора на пути».

Посетители выставки «Опора на пути».
Посетители выставки «Опора на пути».

Досточимый профессор Самдонг Ринпоче на выставке  «Опора на пути».
Досточимый профессор Самдонг Ринпоче на выставке «Опора на пути».

Экспозиция музея «Истории буддизма» Центрального хурула пополнилась еще несколькими десятками интереснейших предметов буддийского искусства, предоставленных для выставки нашим другом, основателем проекта Shakyamuni.ru, буддистом – Романом Анощенко.

Полтора года в стенах музея действует экспозиция «Опора на пути» из его же собрания, о которой мы писали ранее. Она включает в себя буддийскую скульптуру из металла, дерева, камня, мелкую пластику из кости, а также прекрасной сохранности гравюры из большой серии гравюр «Религиозные обряды и обычаи народов мира», выполненные известным французским гравером Бернардом Пикаром (Bernard Picart).

Серия «Религиозные обряды и обычаи народов мира» известна тем, что гравюры и оттиски с них создавались постепенно, известно, что гравер отдал этой работе двадцать лет своей жизни(1723-1743), серия состоит из двухсот пятидесяти гравюр.

Каждая из гравюр раскрывает перед нами историю знакомства европейцев с буддийскими странами, историю развития интереса Европы к буддийскому Востоку.

В начале сентября Роман привез нам и добавил к уже выставленным образцам скульптуры, новые статуэтки Будд, Бодхисаттв, выдающихся лам, известных святых.

Роман Анощенко в 2010 г. делал выставку своих фотографий на третьем уровне хурула и в том же году выставил содержательную коллекцию почтовых марок и открыток, выпущенных в разные годы в буддийских странах. Внимательные посетители музея, должно быть, помнят их – причудливых, красочных, сложных по цветовой гамме и ритмической структуре.

Роман ежегодно совершает паломничества в Индию на Учения Его Святейшества Далай-ламы, после Учений он обязательно посещает святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Индия – великая страна, «страна богов», страна, где более двух тысяч лет назад принц, покинувший свой дворец и отказавшийся от царства, достиг невероятного высочайшего состояния тела, речи и ума – пробуждения.

Все экспонаты из новой выставки привезены оттуда и имеют свою историю.

Небольшая модель глиняной ступы из Раджгира (h – 12см.) передает особую теплоту и рукотворность древнейшего сакрального памятника Индии. Она слеплена из той самой земли, где ступала нога «Пробужденного», Бхагавана.

Достоверная, компактная модель великой вихары(храма) «Махабоддхи» (построенной в месте, где принц Сиддхартха стал Буддой), создана неизвестным ремесленником из Бодхгайи в середине XX века, была приобретена Романом у его сына, торгующего сувенирами, неподалеку от самой святыни. Модель «вихары» так же вылеплена из необожженной «бодхгайской» глины. Возможно, многие из побывавших в Индии, почувствовали на себе благословение святых мест, там нас охватывает чувство покоя, щемящей грусти и отчего-то становится хорошо на душе.

Эти два глиняных экспоната – редкий образец коллекции, уж очень хрупок материал, из которого они выполнены.
Остается только удивляться, как Роман смог довезти их в целости из такой дали, учитывая множество переездов на автобусах, такси и авиаперелеты.

Здесь же представлены любопытные образцы оберегов - «мирдэ» в кожаных чехлах, привезенные из паломничества в Непал: Лама Цонкапа и Гуру Ринпоче.

Нам, буддистам Калмыкии, они хорошо знакомы, у многих в семьях после ухода предков остались такие же святыни, обрамленные металлом, кожей, обшитые холстом, свидетели множества испытаний. Их носили на груди в походах, во время переездов и перекочевок, молились, взывая о помощи и поддержке. В современной Калмыкии, «мирдэ-бурхн» носят в красивых небольших медальонах, также встречается разновидность оберегов – кулонов как ювелирных украшений, выполненных из драгоценных металлов (золота и серебра).

Есть 12 глиняных оттисков «ца-ца» с высоким рельефом разного размера из красной и белой глины. Представленные в них изображения Ваджрапани, Зеленой Тары, Авалокитешвары, крохотный отпечаток - копия стопы Будды, маленького размера (чуть более 1,5 см) Будда на престоле, каждый из предметов погружает нас в прошлое, в историю жизни Будды.

Посеребренная статуэтка Ламы Кармапы ХVI – го хорошо передает внешность этого большого Учителя, мощь и силу его личности.

Отлитые из темного металла изображения великого святого Миларепы и Гуру Падмасамбхавы - работы непальских умельцев, окружают статую лидера школы Кагъю.

Несомненный интерес для зрителей представляет пластина из золотистого металлического сплава с тонким детальным рельефом, сюжеты которого повествуют о «Двенадцати великих деяниях Будды».

По моим личным наблюдениям, когда мы видим предметы буддийского культа в музее - скульптуры, тханка и мирдэ, мы воспринимаем их иначе, чем на храмовом алтаре или домашнем. Глаз немного привыкает, «замыливается», теряется острота восприятия. Несмотря на то, где находится изображение Будд и Бодхисаттв, какого оно качества, оно символизирует его тело, отражает 32 основных признака великой личности и 60 дополнительных признаков.

Если мы приняли Прибежище в трех драгоценностях и считаем себя буддистом, то к любому изображению Будды должны относиться с трепетом и уважением, любое изображение относится к одной из категорий трех тел Будды, символу «нирманакая».
Когда я спросила у Романа, насколько часто он бывает в паломничествах, тот ответил, что каждый год. Он не только ездит сам, но помогает съездить тем, кто заинтересован в паломничествах по святым местам буддизма.

На мой вопрос: «Не надоедает ли частое посещение этих стран, он ответил: «Разве человеку, живущему в пустыне, может надоесть хождение к источнику за чистейшей водой?»

Да, чистейшая вода Дхармы, дает нам очищение и вдохновение, ею невозможно напиться.

За «водой из целебного источника», несущего силу и счастье, одаривающего вдохновением и любовью стремятся паломники в Индию, Шри-Ланку, Непал, Тибет и Бутан.

Как посланники святых мест, как отражение совершенных тел Будд, стоящие в витринах нашего музея статуи, вызывают неподдельный интерес зрителей, наделяя всех пришедших в храм равным благословением.

Нурова Герля Владимировна - куратор выставок. Центральный калмыцкий буддийский храм «Золотая Обитель Будды Шакьямуни».
Фото: Константин Мамышев, Анощенко Роман.



Смотрите также:


Новая экспозиция «Наследие Индии» представлена в музее центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Выставка старинных гравюр и буддийской скульптуры открылась в музее «Золотой обители Будды Шакьямуни».

В Центральном хуруле Калмыкии открылась фотовыставка «Многоликий Будда».
13/09/2014


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте