SHAKYAMUNI.RU

Паломничество по святым местам Шри-Ланки

Анурадхапура (Anuradhapura)
Анурадхапура (Anuradhapura)

Будурувагала (Buduruwagala)
Будурувагала (Buduruwagala)

Канди (Kandy)
Канди (Kandy)

Дамбулла (Dambulla)
Дамбулла (Dambulla)

Раджагуру Шри Субхути Маха Вихара (Waskaduwa, Rajaguru Sri Subuthi Maha Viharaya )
Раджагуру Шри Субхути Маха Вихара (Waskaduwa, Rajaguru Sri Subuthi Maha Viharaya )

Канди (Kandy)
Канди (Kandy)

Авукана (Avukana)
Авукана (Avukana)

Сассерува (Sasseruva)
Сассерува (Sasseruva)















«Шри-Ланка - настоящая буддийская страна», - так об этом удивительном острове отзывается Его Святейшество Далай-лама.

Паломничество по святым местам – непременный атрибут практически любой религии. Верующие отправляются в путь, чтобы обреcти добродетели и накопить заслуги. Буддисты посещают места, где когда-то медитировал тот или иной буддийский наставник. Его пребывание в этом месте сделало его благословенным или заряженным энергетически, словно окруженным неким электрическим полем. Паломники приходят, чтобы ощутить эти мистические вибрации, разделить его духовные прозрения. На пути они преодолевают преграды, не помышляя о выгоде материального толка. Каждый их шаг, каждое движение проникнуты духом духовного прогресса. Некоторые стремятся сделать свое паломничество еще труднее, отправляясь в путь пешком или всю дорогу читая молитвы и мантры, чтобы приумножить обретаемую ими духовную заслугу.

Далай-лама о паломничестве по святым местам


Цейлон переводится с санскрита как «Земля львов». С 1972 года остров получил свое новое название - Шри-Ланка «Благословенная земля».

Шри-Ланка - это одна из самых красивых стран Южной Азии, а также культурная сокровищница человечества, ведь ее история насчитывает более двух тысяч лет. Многие из памятников острова составляют золотой фонд мировой культуры и охраняются ЮНЕСКО. Будда Шакьямуни посещал Цейлон три раза. Он посетил множество мест на острове и благословил их своим присутствием.

Всего на Шри-Ланке шестнадцать мест, где останавливался Будда Шакьямуни. Наверное, по этой причине остров и называется «Благословенная земля».

Впервые Будда посетил Цейлон после девятого месяца как достиг просветления, его миссия состояла в том, что Будда должен был уладить возникший спор между народами двух королевств Сумана Саман Области Сабарагомува. В связи с этим было выбрано место, уникальное по своей непревзойденной красоте и расположению - Махиянгана. В этом месте впервые в историю Шри-Ланки был возведен буддистский храм, монахи этого Храма впервые преподнесли Богу Саману реликвию в виде горстки волос Будды. Это предопределило распространение буддизма среди населения Цейлона.

В дальнейшем, Будда снова посетил Цейлон, это было второе его посещение, и его миссия заключалась в том, чтобы уладить вопрос о праве трона Королевства Нагодипа. Ему предстояла задача урегулировать спорный вопрос между могущественными королевскими семьями Чулодара и Маходара. Его философия и неиссякаемая энергия ума, желание миролюбиво решить эти спорные вопросы, в том числе и политические, помогли сохранить мир в северной части Цейлона, которая сейчас называется полуостров Джафна.

Третье и самое знаменательное посещение Будды на Цейлон было по приглашению короля Маниаккика королевства Келания в западной части Цейлона, которое произошло спустя восемь лет после просветления Будды. Этот момент являлся весьма благоприятным для совершения важных и существенных перемен в жизни народа Цейлона. Будда Шакьямуни посетил множество мест на Цейлое, своим присутствием Будда благословил эти места, и они стали святыми.

Cписок мест, которые нам удалось посетить:


Коломбо (Colombo) - Михинтале (Mihintale) - Анурадхапура (Anuradhapura) - Авукана (Avukana) - Сассерува (Sasseruva) - Дамбулла (Dambulla) - Полоннарува (Polonnaruwa) - Сигирия (Sigiriya) – Наланда (Nalanda) – Алувихара (Aluwihare) - Канди (Kandy) - Пик Адама (Adams Peak) – Ратнапура (Ratnapura) – Галле (Galle) - Матара (Matara) – Мирисса (Mirissa) – Тиссамахарама (Tissamaharama) – Катарагама (Kataragama) - Малигавила (Maligawila) - Будурувагала (Buduruwagala) – Мулкиригала (Mulkirigala) - Калутара (Kalutara) – Васкадува, Раджагуру Шри Субхути Маха Вихара (Waskaduwa, Rajaguru Sri Subuthi Maha Viharaya ) - Келания (Kelaniya) - Коломбо (Colombo)

Прибыв в Коломбо, мы сразу отправились на север острова к местечку Михинтале. Именно в этом месте появились первые на острове буддийские монахи, и именно здесь синигалы впервые услышали слово Будды. С этого места Буддизм на Шри-Ланке начал свое активное распространение.

В двенадцати километрах от Михинтале находится город Анурадхапура. История Анурадхапуры - это история правления 113 королей, многие из которых внесли огромный вклад в развитие буддизма.

Анурадхапура - это древняя столица Шри-Ланки, святой город. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам, которых на территории города восемь: Дерево-Бо и семь великих ступ. Руины нескольких монастырских комплексов обнаружены в древнем городе, два из них Джетавана и Абхаягирия.

По дороге ко второй столице Цейлона Полоннаруве мы посетили два значимых места - Авукана и Сессарува.
Среди многочисленных статуй Будды, найденных на Шри-Ланке, Авукана Будда - одна из лучших скульптур в Южной Азии. Со временем статуя Будды в Авукане стала своеобразной моделью для более поздних мастеров, занимающихся созданием скульптур стоящего Будды. В Сессаруве находится одна из самых древних статуй Будды высотой около 12-ти метров.

К вечеру мы добрались до второй столицы древнего Цейлона. Полоннарува. Этот древний буддийский город основан около 1000 лет назад. В течение трех веков Полоннарува был столицей синегалского царства. Здесь находится четвертая по величине ступа Шри-Ланки после великих ступ Анурадхапуры.

На следующий день мы наблюдали удивительный закат с вершины Сигирии. Сигирия - львиная скала. Она возвышается в центре острова на 370 метров. В пятом веке н.э. царь Касапа построил на скале неприступную крепость. До и после Касапы на скале существовал буддийский монастырь. Сигирия также известна фресками небесных апсар, которые расположены на высоте более 100 метров над землей в углублении скалы.

По дороге в город Канди мы заехали в пещерный храм Дамбулла – он был преподнесен в дар, в знак благодарности, Ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время четырнадцатилетней оккупации столицы Анурадхапуры (89 - 103 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют надписи над входом в пещеры. Храм, построенный в 150-тиметровой скале, состоит из пяти пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер указывают на то, что храм представлял собой сплошную галерею живописи. Храм датируется 1 в. до н.э., но достраивался и восстанавливался в XII и XVIII веках. Это самый крупный и наиболее сохранившийся храмовый пещерный комплекс на Шри-Ланке.

По дороге к городу Канди мы посетили храм Наланда. Это хорошо сохранившийся храм традиции Ваджраяна.

Далее был храм Алувихара, который включает в себя тринадцать пещер, из которых только несколько действуют в наши дни. Самое важное событие, произошедшее в храме и принесшее ему известность - запись буддийского канона Трипитака, он записывался в течении трех лет на сингальском языке. Это событие произошло в 100 году до н. э.

Вечером мы приехали в город Канди, успели посмотреть кандийские танцы, а уже ночью мы поднялись на холм к статуи сидящего Будды. С вершины холма открывалась красивая панорама на весь город. В этом месте мы поучаствовали в пудже, получили благословение, пообщались с настоятелем храма и продолжили дальше свое путешествие.

На следующий день мы посетили скальный храм Гадаладения, в котором находится каменное изображение Будды, которому свыше 700 лет.

Храм Дегалдорува Раджа Маха Вихара был следующим на нашем пути. Он состоит из трех комнат, одна из которых высечена в скале. Храм Дегалдорува Раджа Маха Вихара построен в 1770-1780 г., считается одним из самых известных храмов Канди, известность ему принесли уникальные фрески.

Вечером мы отправились на пуджу в храм Шри Далада Малигава, в этом месте хранится известная буддийская реликвия - зуб Будды. Храм был построен в пределах королевского дворцового комплекса для размещения священной реликвии, зуба Будды. Огромное число паломников каждый день приходит в этот удивительный храм с мотивацией создать благую заслугу, совершить подношение и поклониться драгоценной реликвии.

На следующий день мы приехали к подножью Шри-Пады. В это время вся Шри-Ланка отмечала новый год, и у нас сложилось впечатление, что все жители острова решили совершить паломничество к этому святому месту. Шри-Пада известна тем, что когда Будда в третий раз посещал Цейлон, его последователи обратились к нему с просьбой оставить отпечаток ступни на вершине, который будет служить местом паломничества для его последователей. Восхождение мы начали в час ночи, а к шести утра вся наша группа была на вершине. Впечатления и переживания, которые каждый из нас получил в этом святом месте сложно описать и у каждого оно свое, но то, что к этому святому месту хочется вернуться снова, я думаю, никто не оспорит.

Далее была Ратнапура. С древних времен Шри-Ланка известна как Ратнадвипа - "земля самоцветов". В окрестностях Ратнапуры находятся самые известные на Шри-Ланке места добычи драгоценных камней (отсюда и название города «Драгоценный город»). Мы совершили небольшое путешествие по Ратнапуре и окрестностям, заехали в древний храм, посвященный Шри-Паде, обычно паломничество начинается именно с этого места.

По дороге к побережью мы побывали в Матаре. Здесь расположен уникальный буддийский храм Верахена, на территории которого находится величественных размеров статуя Будды. Храм содержит реликвию Будды.

Следующий наш выезд был в местечко Муркилигала. Всего в нескольких часах от Матары находится буддийский пещерный комплекс Муркилигала. Ещё в 1 в. до н.э. король Кавантисса "черный ворон" отдал распоряжение об основании буддистского храма в Мулкиригале. Храм расположен на пяти уровнях, на которых находятся пять террас. На четырех террасах располагаются скальные пещеры. По фрескам, сохранившимся на стенах этого храма, можно изучать историю Буддизма.

Далее была Тиссамахарама, где находится огромная белая ступа II в. н. э. Садагири. Буддисты Шри-Ланки называют ее живой, так как она содержит реликвию Будды. Также мы побывали возле величественной дагабы Ятала, которая была построена 2300 лет назад.

Вечером мы попали в город Катарагамма, он входит в тройку самых популярных центров паломничества. В городе есть священный квартал, застроенный многочисленными святилищами. В этот вечер было полнолуние и паломников было очень много. В Катарагамме мы посетили одно из самых древних деревьев Бодхи, отросток этого дерева был взят в Анурадхапуре у священного дерева Бодхи, который привезли из Индии во времена правления царя Ашоки. В этот вечер мы участвовали в ритуале подношения шелковой материи для великой ступы Катарагамы, а когда взошла луна, многочисленные паломники зажгли тысячи светильников вокруг белоснежной ступы. Это был незабываемый вечер.

На следующий день мы посетили Монарагалу, Малигавилу и Будурувагалу.
Деревня Монарагала знаменита большими статуями, вырезанными из известняка. Одиннадцатиметровая статуя стоящего Будды считается самой высокой, свободно стоящей на Шри-Ланке. Рядом, в одном километре от этой статуи, находится десятиметровая статуя Будды Майтрейи.

В Будурувагале расположен древний 9 в.н.э. храмовый комплекс традиции Ваджраяны. Он представляет собой высеченные в скале огромные барельефы Будды высотой тринадцать метров, рядом с ним находятся шесть Бодхисаттв. Это прекрасные уединённые места для медитации.

Далее мы поехали в Мириссу, откуда начался наш путь домой.
По дороге в Коломбо у нас было запланировано посещение еще трех очень значимых мест - это Калутара, Храм Раджагуру Шри Субхути и Келания.

В Калутаре находится одно из древнейших деревьев Маха Бодхи и единственная в мире большая полая ступа, внутри которой расположен храм. Ступа содержит реликвию Будды.

Далее был храм Раджагуру Шри Субхути Маха Вихарайе.
Храм Раджагуру Шри Субхути Маха Вихара основан в 1860 году. Основателем храма был великий монах - Достопочтенный Раджагуру Шри Субхути (1835-1917). Это был высоко эрудированный человек, специалист в восточных языках, таких как пали, санскрит, он также прекрасно знал английский язык. Достопочтенный Шри Субхути был признан великим ученым Палийского языка в те дни. Он проводил переписку, касающуюся новых методов изучения восточных языков, с учеными Англии, Германии, Франции, Америки, России, Таиланда и Бирмы. В награду за эти научные изыскания индийские археологи Сэр Александр Канингам и мистер Пепе даровали подлинные реликвии Будды Шакьямуни Достопочтенному Шри Субхути. Эти реликвии до сих пор хранятся в храме вместе с древними записями. Нам посчастливилось встретиться с настоятелем Храма Раджагуру Шри Субхути Маха Вихара, Махиндаванса Маха Найака Тхеро и получить благословение, а также увидеть подлинные реликвии Будды Шакьямуни.

Рядом с Коломбо мы побывали в Храме Келания Вихара, построен на том самом месте, где согласно древним текстам король Нага пригласил Будду на трапезу. В этом же месте Будда даровал учение. В ступу была заложена прядь волос Будды и посуда, из которой он совершал трапезу.
В Храме Келания Вихара наша группа завершила паломничество по святой земле Шри-Ланки.


Участница нашей поездки Ирина Коробкова описала свои впечатления о паломничестве на Шри-Ланку


Когда мои коллеги узнавали, что я провела свой отпуск на Шри-Ланке, в ответ на «И как впечатления?» в первые дни после приезда отвечала: «Сейчас не могу говорить: много рассказывать, а коротко - не готова.»

А когда все же начинала рассказ – коротко не получалось. Мне не хотелось говорить, я до сих пор под впечатлением и до сих пор, если мысленно возвращаюсь, а тем более, если фотки смотрю, то погружаюсь во все это не только увиденное, но и прочувствованное (причем не только душевно и мысленно, но и буквально кожей и ступнями – 40 градусов жары, босиком по каменным плитам или земле на территориях храмов).

Ведь, если вы летите так далеко и долго, то и увидеть надо много, а основное – это храмы, святые места (какого бы вероисповедания ты не был) – места силы. К этому надо быть готовым, вернее готовиться (собственно – и то и другое).

Люди на Шри Ланке – это самое первое – прекрасные. Мы улыбались им, они в ответ улыбались во весь рот нам и махали руками – и дети и взрослые. Не отказывались фотографироваться.

Мы попали как - будто в другое измерение, если бы я не видела асфальта и автомобилей, то этот лес, многоствольные деревья, густая трава и озера с цветущими кувшинками и лотосами, люди в своих типичных одеждах, дома или хижины среди леса или на поле, слоны, обезьяны, гигантские ящерицы (и не очень), насекомые, полог над кроватью от насекомых, фрукты – все как будто не менялось веками, т.е. было всегда. А в этих лесах или горах-скалах вдруг открывается перед тобою удивительный вид: фигура Будды, высеченная из скалы, высотою с эту самую скалу, рядом с нею каменный стол для подношений, усыпанный удивительными цветами, и ты понимаешь, что ты здесь и сейчас это видишь, чувствуешь запах этих цветов и благовоний. Люди в белых одеждах делают свои подношения, складывая руки в почтении так, как это делали их предки веками до них. Ступы, храмы, дерево Бодхи – такие разные, величественные и уже ставшие близкими.

Мы приехали в праздники, поэтому встречали много людей, а они обращали внимание на нас – ведь мы же разные, улыбаясь друг другу, мы друг дуга приветствовали и рассматривали. Особенно было интересно смотреть на нас их деткам, вероятно, в тех дальних уголках, где нам удалось побывать, редко бывают европейцы, тем более русские. Улыбки решали все, и нам разрешали фотографировать.

Мы поддерживали друг друга морально и буквально, когда в ночи поднимались на пик Адама: минимум 4 часа подъема. Для меня это было сложно физически, но почему-то не было страха, уверена была, что все равно дойду (дошла ведь). Вокруг меня были люди, которых ни возраст, ни усталость, ни это невообразимое количество разнокалиберных ступеней не останавливали – преодолевали все вместе, след в след, а то и в тесном сотрудничестве. Помню, улыбались друг другу, кивали головами, желали доброго утра, смеялись, протягивали руки, поддерживали. Пока поднималась, видела и других иностранцев. Дошли. Счастье-то, какое, люди!!! Пробыли наверху все по-разному. Местные еще могли оставаться отдыхать в специальных местах, перекусить, умыться, переодеться даже, а уже потом приложиться к святыне. А в основном, сразу - приложились к святому месту - следу Будды (или Того, о ком каждый верующий по-своему думал). Наверху каждый звонил в специальный колокол – столько, сколько раз поднялся на эту гору. После спуститься еще нужно было - оказалось, правда, что спускаться тоже нелегкое дело, но пришлось, хотя ноги упорно не хотели, просто не могли сгибаться. По времени не меньше, а то и больше показалось.

А еще никак не забыть буддийских монахов: их лиц, излучающих необыкновенное добро и любовь. Они были заинтересованы нашим посещением, а мы искренне интересовались и любовались всем вокруг, поэтому, наверное, они расспрашивали нас, рассказывали нам, гостеприимно приглашали нас в свой дом, угощали. Иногда мы вместе с ними и другими жителями этих мест участвовали в процессиях, произносили и слушали. Без общения с ними, без их пожеланий нам, наверное, не получился бы этот длинный путь таким интересным, насыщенным и глубоким. Не только монахи, встречались в этих местах, но и другие, я их называю смотрители – местные служители. Чаше – мужчины, но были и женщины, в белых сари, с добрыми, все понимающими и успокаивающими глазами. Спокойствие, равновесие, умиротворенность царят в таких местах.

Много о чем я буду вспоминать: и то невообразимое количество ступеней, которое мы преодолели (многие храмы и статуи Будды вырублены в скалах или стоят на горе), просто то, сколько проехали и прошли, особенно босиком. Как пришлось все-таки одеть носки, а через день мои ножки уже запросились походить босиком по храмовой земле. Сколько выпили воды, даже среди леса возле храмом были краники с водой – и умыться и попить. Смотрю фотографии и удивляюсь, как в один день мы смогли столько увидеть.

А все эти краски неба, земли, цветов, травы, деревьев, одежд, зверей и птиц, храмов, образов скульптур, пещер, воды в реке, озере, океане. Океан, силу которого можно было ощутить даже ночью, не соприкасаясь с ним, а находясь вдали. Купание в океане – не для каждого. Он, играючи, не ощущая своей силы (просто слабее он почти не умеет) может накрыть вас волной, вовсе отнять что-нибудь. Про природу – это отдельная песня, а про слонов – тем более, да, собственно, и про обезьян. И про условия проживания вместе с насекомыми ящерками и жуками (ну, просто они тут живут). И про еду. А из еды – про ананасы и их сок. Много солнца, влажность, жара и наконец, поприветствовавший нас ливень и теплые лужицы на раскалённых плитах, зонтики, которые нам выдал наш предусмотрительный водитель.
Все, в целом и по отдельности, важно и интересно.

То, к чему нам удалось прикоснуться, всего не опишешь: это был наш путь, и у каждого свое осталось внутри и каждый по-своему светится.

Каждая минута важна, каждый шаг, каждый взгляд, ощущение, слово, тогда не ускользнет от твоего внимания то, что другие не увидели, например: облако в виде летящей птицы на золотом небе заходящего солнца, перевернутая радуга – улыбка в солнечном небе, а еще, на рассвете – солнце в облаках на Пике Адама:

Включала лампочку заря
Под облаками над другими,
Мы поднимаемся туда,
Где все мы славим чье-то Имя,
Того, кто свой оставил след,
На этой высоте и в наших душах,
И в колокол звоним мы каждый о себе,
И радостно его нам слушать.

Выдержка из статьи "Далай-лама о паломничестве по святым местам".
Мы, буддисты, считаем, что обретаем заслугу, когда приобщаемся к религии, руководствуясь дисциплиной и верой, ибо таким образом мы взращиваем в себе правильную мотивацию. Правильная мотивация превращает в паломничество любое путешествие к святому месту. Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни. Говоря так, он не преследовал цели возвеличивать самого себя, но заботился о благополучии своих последователей. Мы полагаем, что когда мы проявляем уважение к Будде и восхищаемся его качествами, совершая подношения и предпринимая паломничество, то тем самым способствуем собственному духовному росту.

Перевод Юлии Жиронкиной

Материал подготовили Ирина Коробкова, Роман Анощенко


Смотрите также:


Паломничество на Шри-Ланку — колыбель буддизма
О паломничестве буддистов России по святым местам Шри-Ланки
Фоторепортаж. Анурадхапура, Джетавана дагаба
Фоторепортаж. Анурадхапура, Тхупарама дагаба
Фоторепортаж. Анурадхапура, Руванвели дагаба
Фоторепортаж. Анурадхапура, Шри Маха Бодхи
Фоторепортаж. Михинтале
Фоторепортаж. Шри-Ланка 2008
Цейлон на почтовых карточках
09/08/2013


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте