SHAKYAMUNI.RU

Лама Еше. Советы монахам и монахиням. Третья беседа

Лама Еше c западными монахами и монахинями в институте Ламы Цонкапы. Италия, 1983 г.  Фото: www.lamayeshe.com
Лама Еше c западными монахами и монахинями в институте Ламы Цонкапы. Италия, 1983 г. Фото: www.lamayeshe.com

Цели монастыря Наланда

Важно подумать о том, как представить Дхарму на Западе. Вы не должны ограничиваться словами: «Директор этого центра пригласил меня дать учение, вот я и еду». Так происходило не раз, но я сомневаюсь в правильности такого подхода. Поэтому, мне бы хотелось сказать несколько слов об образовании в монастыре Наланда [Фонда поддержания махаянских традиций (ФПМТ)].

С какой целью был создан монастырь Наланда? Это центр буддийского образования. В идеале каждый из членов монашеской общины может стать учителем. Дерзайте! Осознайте эту возможность. Быть учителем ‒ это не только делиться умными словами. Существует множество разных методов обучения. В общем, мне бы хотелось, чтобы каждый приобрел необходимый объем знаний. В наших центрах существует огромная потребность в учителях. Их нехватка весьма ощутима. Вы знаете об этом? Каждый должен быть в курсе. Тогда вы постараетесь приложить больше усилий, чтобы принести пользу другим, вместо того чтобы лениться. Мир испытывает острую потребность в учителях Дхармы.

Порядок действий таков: центры, нуждающиеся в учителях, обращаются с просьбой в монастырь, а настоятель и мастер дисциплины (геко) решают, кого именно направить. Это хорошая идея, так как она не позволит совершать самодеятельные поездки. Разумеется, директор центра может указать уровень квалификации учителя или даже назвать конкретного человека: «Он подходит нам больше всего благодаря сложившемуся взаимопониманию…» Что-то в этом роде. Не предпринимайте самостоятельных поездок. Кроме того, не устраивайте соревнований. Мы просто стараемся быть максимально полезными.

На мой взгляд, западные учители больше подходят западным ученикам-новичкам. Такие учители ориентированы на западную культуру и начинающие ученики лучше воспринимают их: «Вот то, что мне нужно. Я могу применить эти знания в своей жизни». Нам следует вдохновлять западных людей на подобные действия. Безусловно, тибетские ламы могут приезжать и давать учения более продвинутого уровня, но здесь существуют определенные ограничения. Поэтому поспешите получить хорошие знания, чтобы впоследствии приносить максимальную пользу другим.

В нашей монашеской общине многие ученики уже имеют опыт преподавания курсов по ламриму. Я так счастлив тому, что они учили других. Они растут. Некоторые члены Сангхи интуитивно осознают, что должны обучать. Мне не пришлось их к этому подталкивать. Но многие еще не готовы и волнуются: «Лама сказал, что каждому предстоит обучать. Как я могу стать учителем?» Не беспокойтесь. Какими бы способностями вы ни обладали, просто делайте все, что в ваших силах. На мой взгляд, этого достаточно. Не обязательно заставлять себя накапливать интеллектуальные познания. Мы можем предоставить возможность служить буддийской Дхарме разными способами.

В будущем, когда мы наладим жизнь в монастыре, ваше образование будет приносить пользу другим и обеспечит вас хлебом с маслом. Не думайте, что, если на данный момент вы не можете позаботиться о себе, избранная вами жизнь буддийского монаха или монахини в тибетской традиции всегда будет полна материальных трудностей. В таких порой возникающих мыслях нет ничего хорошего. Разумеется, необходимо трезво оценивать ситуацию, но в мире многие люди нуждаются в учителях и, если вы станете носителем безупречных знаний, то они вас поддержат. Если какой-нибудь центр обращается к члену Сангхи с просьбой приехать и даровать учение, то именно этот центр и должен позаботиться об обеспечении его авиабилетами, едой, одеждой и стипендией. У Сангхи должно быть широкое мышление. Если вы накапливаете знания и служите людям, то они о вас позаботятся. Это естественно. Вы делитесь чем-то, помогаете другим, другие помогают вам. Такова циклическая природа самсары.

Вам придется научиться конструктивно подходить ко всем вопросам. Я беспокоюсь о вашем благополучии. Но поскольку не знаю, как позаботиться даже о самом себе, как я могу знать, что лучше для вашего будущего?

Конечно, мы можем процитировать Будды Шакьямуни, где в одной из сутр он обещает, что даже если пахотная земля на планете уменьшится до размера ногтя, пока его Сангха придерживается чистой практики, она никогда не познает голода. Правда или нет? Ну же! Быть не может? Не знаю, ошибался ли Владыка Будда. Я испытываю некоторые сомнения по поводу истинности этих слов, потому что по моим наблюдениям многим членам Сангхи, которые искренне практиковали и учились, не хватало средств к существованию: еды, одежды и финансовой поддержки. Есть здесь такие, кто встречался с подобными трудностями? В западной культуре нет традиции оказания финансовой поддержки монахам и монахиням, поэтому здесь есть определенные сложности. В наши дни с подобными проблемами сталкиваются и в тибетском сообществе. Когда-то тибетские монахи и монахини легко получали поддержку, но сейчас все иначе.

Не думаю, что мы должны сходить с ума от беспокойства о том, позаботится кто-нибудь о нас или нет. В наше время все члены моей Сангхи умны, знают, что происходит в мире, получили то или иное образование… по крайней мере закончили начальную школу! Поэтому зачем волноваться? Вы способны сами позаботиться о себе. Нам не нужны все блага мира в двойном или тройном размере, нам надо всего лишь поддерживать свое тело и здоровье. Вы должны заботиться о своем теле. Не думайте, что вы – великий созерцатель и не пытайтесь вести аскетический образ жизни, нанося ущерб своей нервной системе. С одной стороны вы говорите о драгоценном человеческом перерождении, с другой – разрушаете свое тело. Глупо…

Я слуга других

Монахи и монахини должны сами заботиться о себе, не выставлять себя изгоями общества и трудиться на благо большинства. Если Сангха не может работать на благо других, то ради чего она существует? Честно говоря, вы должны быть движимы следующей мыслью: «Я слуга других». Быть может, этими словами следовало бы заменить мантру «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Повторяйте снова и снова: «Я слуга других, я слуга других…» Пожалуй, я сделаю эти слова мантрой монахов и монахинь, заставлю их повторять миллионы и миллионы раз: «Я слуга других».

Иногда у монахов и монахинь возникают ошибочные концепции. Они считают, будто быть святым означает жить в одиночестве, вести аскетический образ жизни. Но совсем не обязательно поступать именно так. Некоторые питают подобные иллюзии. Думают, что став монахом в тибетской традиции, они тотчас же превращаются в великого йогина. Решимость служить другим существам ‒ вот что делает йогина великим. Без него стать великим йогином или великой йогиней никак не получится. Это невыполнимо.

Возможно, вы полагаете, что служить другим непрактично, что такой подход неэффективен. Но он на самом деле работает. В вашем уме станет меньше страданий. Если кто-то попросит у вас чашку чая или придет к вам за помощью, то вместо боли, гнева и раздражения, вы почувствуете благословение. Чувство раздражения, возникающее в вас, когда к вам обращаются за помощью, говорит об отсутствии решимости служить другим.

Будьте практичными. Иногда миряне критикуют монахов или монахинь, считая их бесполезными – они приходят домой, едят, пьют, но не помогают другим. Они даже не моют за собой посуду, позволяя другим заняться этим. Они впадают в прострацию, говорят несколько слов о Дхарме, тра-ля-ля… Миряне не понимают. Такова западная культура.

Между западным и восточным взглядами на Дхарму огромная разница. Ваши родители не соглашаются с тем, что вы стали монахом. Они считают вас пропащими, глупыми и думают, что вы не в состоянии прокормить даже самих себя. Вот о чем они беспокоятся. Ваши родители любят вас. Они хотят, чтобы вы были практичными, могли позаботиться о себе. Вы слышали когда-нибудь, как миряне критикуют Сангху? Я слышал. До известной степени они правы. Не думайте, что только вы всегда правы, а миряне всегда ошибаются.

Буддийская Дхарма практична, органична, ее можно сделать эффективной здесь и сейчас. Порой у людей неверные представления. Они говорят: «Моя цель ‒ просветление» и возводят глаза в небо, сложив ладони у сердца. «Мой муж там, наверху. Это мой Будда, моя Дхарма, моя Сангха. Мне все равно, что происходит здесь, внизу, на Земле». Я называю это фанатизмом, эти люди витают в облаках. Будьте реалистами, ладно? Фанатизм – это эго, столь высокомерное, необоснованное, неосязаемое. Такие люди далеки от действительности. Вероятно, так происходит потому, что в тибетском буддизме мы говорим: «На благо всех моих матерей я должен как можно скорее стать Буддой, а потому я буду практиковать… ту садхану или иную». Возможно, этот взгляд на буддизм через садханы и есть некое западное недопонимание. Я не знаю. Вероятно, на почве буддизма Махаяны вырастают ребята в прострации, а не полные жизненной силы цветы… Или я слишком резок?

Мы должны знать мнение мирян. Я сознаю, что порой жизнь монаха или монахини в обществе, где большинство составляют миряне, парализует. Вы один, чувствуете себя незначительным. Пытаетесь выполнять свои монашеские обязанности, но вы – пустое место. Пытаетесь найти компромисс с сообществом мирян, но и это не работает. Я сочувствую и не хочу, чтобы члены моей общины оказались в подобном положении, но зачастую окружение и экономические реалии толкают вас туда. С открытием монастыря Наланда, наконец, появилась возможность жить вне этой обстановки. Поэтому по крайней мере сейчас вы не сможете винить в своих трудностях обстоятельства. Монастырское окружение играет невероятно важную роль.

Порой у меня складывается впечатление, будто некоторые члены моей Сангхи полагают, что не смогут сохранить свои обеты, если начнут работать, что, начав работать, они превратятся в ужасных монахов и монахинь. Это в корне ошибочный подход, показывающий, что они задыхаются от неведения. Мало того, что мы ‒ человеческие существа, сам Владыка Будда к тому же даровал нам метод и мудрость. Нужно продумать, как сочетать работу и сохранение обетов, чтобы избежать подобной удушающей альтернативы. Многие студенты производят на меня такое впечатление. Не знаю, соответствует оно действительности или нет.

На Западе есть [христианские] монастыри. Как они существуют? Монахи и монахини, живущие там, ‒ люди: они едят, спят и работают. Вот истинная картина. Почему бы нам не последовать их примеру? Похоже, у христианских монахов и монахинь, которые работают и все же умудряются сохранять свои обеты, больше способностей, чем у нас, буддистов. Нам должно быть стыдно за себя! Почему бы вам не стать католическими монахами или монахинями? Тогда у вас не будет проблем. Шучу!

Как бы то ни было, я хочу, чтобы вы опирались на мудрость. Я не могу указывать, что вам делать, но всем сердцем надеюсь, что метод и мудрость помогут вам в становлении монастыря на Западе, где появится возможность не только заботиться о себе материально, но и выполнять свои обязанности согласно винае. Вы можете мотивировать себя на выполнение этой задачи? Я хочу, чтобы вы породили сильное намерение, иначе мы не добьемся результата. Слишком много препятствий, слишком много трудностей. Полагаю, будет совершено немало ошибок. Даже во времена проникновения Дхармы в Тибет, многих бодхисатв, защищавших свое обеты, лишали жизни. Вы знаете историю распространения буддизма в Тибете? Их на самом деле убивали, потому что они отказывались нарушить свои обеты.

Если вы сравните свое положение с тем, как обстояли дела, когда Дхарма пришла в Тибет, то увидите, как вам повезло. У вас гораздо лучше условия, больше возможностей получить образование, и вам куда легче жить, чем людям того времени. Вам невероятно повезло. Но мне бы хотелось, чтобы каждый из вас породил сильное намерение: «Именно я (не мы, но я) несу ответственность за распространение Дхармы на Западе. Я осознал могущество мудрости Владыки Будды, она принесла мне огромное удовлетворение и именно в ней больше всего нуждается мир».

Это вовсе не означает, что вы полностью изменитесь за одну ночь, и на следующий день будете бегать, как безумный миссионер. Избегайте ненужного напряжения, но все же помните о решимости служить другим. Тогда вы будете счастливы – в какой трудной ситуации вы ни оказались – счастливы потому, что помогаете другим. Если вы не разовьете решимость служить другим, то любая ситуация для вас будет болезненной, потому что фундаментальной проблемой человечества остаются себялюбивые мысли, нежелание делиться с другими, а все это ‒ противоположность служению другим. Служение делает всех братьями и сестрами. Без него остальные становятся колючками в вашей плоти, причиняют вам боль, надоедают вам, в особенности если вы живете в окружении многих людей. Вы чувствуете, что они вам докучают, пространство переполнено, и это место превращается для вас в концентрационный лагерь, а лама Еше – ваш диктатор, он с самого утра говорит вам поступать так и эдак… Уверен, что у некоторых из вас возникают подобные мысли.

Решимость служить другим поможет вам, даже если люди станут вас обвинять или наступят трудные времена. Лично я глубоко убежден в том, что нам, людям, необходимо перенести трудности, чтобы прийти к пониманию. Если вы особо не соприкасаетесь с жизнью, и к тому же все вам дается легко, то вы никогда ничему не научитесь. Я многому научился только благодаря Мао Цзедуну, который окунул меня в «обучающую обстановку». Иначе, я так бы и жил без забот. Мои родители и дядя обеспечивали меня всем необходимым – я бы никогда ничему не научился. Позже я размышлял, осваивал ли я Дхарму в те времена. Нет, я только и делал, что предавался интеллектуальным играм, играл в слова. Мао же дал мне возможность столкнуться с реальной жизнью. Вот тогда-то я многому научился…


Перевод Дели Лиджи-Гаряевой
savetibet.ru

02/02/2013


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте