«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Тибетское слово тогден означает человека, который имеет реализацию, который постиг истинную природу ума. Тогдены существовали во всех школах тибетского буддизма. Тогдены из Кхампагара больше специализируются на практике Махамудры и Шести Йог Наропы. Они также практикуют особые учения Друкпа Кагью о равностности, медитацию взаимозависимости и гуру-йогу. Не существует каких-то особенных практик специально для тогденов. Они практикуют объектную и безобъектную медитацию, а также визуализируют каналы, чакры и энергии. Вот то, что они практикуют и что может характеризовать их как тогденов. Однако особенность этих людей на самом деле заключается не в том, что они практикуют, а в том, как они это делают.
Бывает, что некоторые люди, выполнившие большое количество духовных практик, начинают испытывать чувство гордости. Гордость порождает желание стать знаменитым. С самого основания монастыря Кхампагар в 1745 г. все Кхамтрулы Ринпоче были очень строги со своими учениками, чтобы сдерживать подобные тенденции. Они отбирали кандидатов для обучения йогическим практикам, и со временем некоторые ученики становились признанными тогденами. В то же время, они даже не рассматривали кандидата, который был в основном заинтересован в том, чтобы стать важным или известным. По обычаю кандидатов проверяют в течение длительного времени. Главным качеством кандидата считается наличие способности и энергии практиковать, а также стремления и желания заниматься практиками. Определяющим фактором в процессе отбора является решение ламы, которое он принимает после медитации. Настрой самого кандидата очень важен, но все же имеет место длительный испытательный период.
Не важно, как долго они практикуют, не имеет значения, насколько они реализованы,─ в традиции Кхамтрула Ринчопе никого не выделяют среди остальных. Он всегда ведет себя с ними как с обычными монахами, или чуть лучше, если они действительно особенные люди. Таким образом, те, кого называют тогденами, питают искреннюю преданность, эти люди искренне посвящают себя практике. Они не надеются на какую-либо награду и не имеют желания на этом заработать. Вот, что представляют из себя тогдены. Эта традиция сохраняет свою чистоту и по сей день.
Все тогдены Кхампагара ─ монахи. Многие люди думают, что они женаты, потому что тогдены одеваются как йоги-миряне. Они не всегда одеваются как монахи. В основном, они носят белые одежды, серьги, у них длинные волосы, собранные в пучок на макушке. Это одеяние женатого йогина, но все тогдены Кхампагара начинают свой путь с полных монашеских обетов, которые они поддерживают на протяжении всей жизни, даже когда становятся йогинами
Этот обычай, когда соблюдающие строгий обет безбрачия йогины, выглядят как миряне, похоже, уникален и встречается только в Кхампагаре. Все другие йогины, одетые подобным образом, на самом деле являются мирянами. Третий Кхамтрул Ринпоче говорил: «Храните обеты гелонга, которые наиболее подходят для буддизма, практики мантраяны, и одевайтесь в белое». Это был его совет и предсказание. Когда Четвертый Кхамтрул Ринпоче основал йогический центр, именно этот принцип он положил в основу традиции монастыря. Тогден Аджам рассказывает, что когда он путешествовал с Восьмым Кхамтрулом Ринпоче по различным районам Кхама, он обнаружил, что живущих в монастырях-филиалах Кхампагара тогденов миряне принимали за женатых йогинов, хотя в самих монастырях знали, что это не так. Он считает, что причина ношения длинных волос и тому подобных атрибутов связана с особенностями практики. Когда йогин уходит в затворничество, выполняет определенные практики божеств и тому подобное, он не может остригать волосы, а неподстриженные волосы не согласуются с монашескими одеяниями.
Тогдены не принимают каких-либо особых обетов и обязательств. Время от времени они получают различные посвящения и практики, и как результат этого ─ они берут на себя больше обетов. Но не существует какого-то определенного порога, такого, чтобы можно было сказать, вот до этого момента этот человек монах, а после уже тогден. Даже если человек в течение трех лет ведет жизнь тогдена, он еще не считается тогденом. Он все еще учится. И если после трех лет он покинет общину тогденов, никто не назовет его тогденом.
Тогдены ─ это люди, которые посвящают всю свою жизнь духовной практике и достижению реализации. Тот, кого признают тогденом, свободен от гордости и от мирских привязанностей. Он скромен и не болтлив. Поэтому у людей спонтанно возникает мысль: «Это тогден». За все время до сих пор не было безнравственных тогденов. Если человек хвастлив, привязан к мирским благам и тому подобное, люди, естественно, не признают в нем тогдена, даже если тот провел в затворничестве шесть или девять лет.
Происхождение традиции
Традиция тогденов восходит к буддийской практике, идущей от Тилопы и Наропы из Индии. Эта традиция была принесена в Тибет Марпой, передана затем Пагмо Друпе. Затем она была передана Лингчену Репе и Цангпе Гьярэю. После этого она пришла в Кхам. Во времена Первого Кхамтрула Ринпоче Кхампа Карма Тенпела (1548–1627) вокруг него собралась большая группа тогденов. Во времена Четвертого Кхамтрула Ринпоче, Чоки Ньимы, был основан монастырь Кхампагар. Помимо монастыря он основал центр для тогденов, в котором с целью поддержания чистоты Дхармы число тогденов не должно было превышать 13 человек. Из 300 монахов лишь 13 становились тогденами. С тех пор и продолжается традиция Кхампагара, которую сейчас поддерживают в монастыре Таши Джонг на севере Индии.
Традицию практики тогденов в Кхампагаре начал в конце 17 века Кунга Тендзин, Третий Кхамтрул Ринпоче, который был тертоном и полностью посвященным монахом. До этого эти учения передавались по линии преемственности Другпа Кагью, но в практику йогической общины они вошли во времена Третьего Кхамтрула Ринпоче. У него был ученик-мирянин по имени Амкха Дечен Дорже, который прославился на весь Кхам. Обычно, когда достигается реализация радужного тела, то этого достигает только один человек. Но с Амкхой все произошло иначе, и эта история широко известна по всему Кхаму и по сей день. Сам Амкха, его жена, дети, яки и овцы – все вместе одновременно растворились в пространстве.
Это была не столько реализация радужного тела, сколько путешествие в землю дакинь. Он был родом из Нангчена, из семьи кочевников. В его семье было 13 человек, включая детей. Если посчитать коз, овец, яков и собак, то всего в семье было 62 члена. Однажды утром все они отправились в чистые земли. Амкха, который был учеником Тендзина Ньимы и Цогньи, отправился туда первым, играя на своем барабане дамару и звеня в колокольчик. За ним последовала его жена, дети и животные. Тогден Аджам, рассказывая эту историю, говорит, что не помнит название местности, где это произошло, но после них ничего не осталось кроме очага и палатки. Накануне ночью соседняя семья кочевников решила, что в семье Амкхи происходит ссора, им показалось, что те бросают вещи в реку. А на утро от них не осталось и следа. Амкха выполнял ту же самую практику, которую и сейчас практикуют тогдены. Он состоит в этой линии преемственности. После Кунга Тендзина идет Амкха, за которым следует Джампа Паво, известный также под именем Йонгдзин.
Традиционно в йогической общине Кхампагара было 13 тогденов. О значении числа 13 рассказывает другая история. Йогическая община, основанная Чоки Ньимой, Четвертым Кхамтрулом Ринпоче, располагалась в местности, где не было воды. Но он все же выбрал это место, потому что оно ему понравилось. Кхамтрул Ринпоче отправил одного из своих спутников с торма, велев ему выкопать яму и спрятать торма в ней. Он сказал, что после этого в этом самом месте появится ручей. Он также указал своему помощнику на обратном пути сооружать груды из камней: «Сооружай груды из камней на всем пути, пока не дойдешь до меня». Помощник сделал все так, как ему было сказано, и действительно появился ручей. Этот ручей снабжает йогинов водой вплоть до настоящего времени. Когда помощник вернулся, Кхамтрул Ринпоче спросил его, сколько груд из камней тот выложил на протяжении всего пути. Помощник ответил – тринадцать, и Ринпоче решил, что это является указанием на то, что в центре должно быть 13 йогинов. Сложил бы помощник больше каменных холмиков, было бы в центре больше йогинов, а так их никогда не может быть больше 13 одновременно.
В Тибете число 13 считается достаточно позитивным, и оно встречается довольно часто. Это число йогинов, которое постоянно поддерживается в Кхампагаре. Их никогда не было больше. В Таши Джонге сейчас пять тогденов. Вместе с Кхамтрулом Ринпоче из Тибета бежали восемь тогденов, но некоторые из них уже умерли. Несколько новых кандидатов сейчас находятся в процессе обучения. Некоторые из них проходят испытание уже несколько лет и, возможно, будут приняты.
На вопрос, проходят ли тогдены такую проверку на достижения в практике, как высушивание мокрых простынь, тогден Аджам отвечает, что такая проверка обычно проводилась в Тибете, но в Индии для нее неподходящая погода – недостаточно холодная. Он продолжает: «В любом случае, есть определенные способы проверки, которые могут кое-что прояснить, подобно форме, в которую заливают раствор. Если форма хорошая, получится правильное изображение».
Долгое время после возрождения общины Кхампагар в Таши Джонге Кхамтрул Ринпоче не принимал никого в йогическую общину, и многие в общине думали, что это серьезное упущение. Они полагали, что необходимо обучать новых йогинов, а иначе традиция может иссякнуть. Тем не менее, традиция остается той же – кандидаты, выбранные среди монахов, проходили многолетний испытательный срок. Многие из них хотели стать тогденами, но принято было только несколько человек. Их отобрал Дорзонг Ринпоче. Хотя многие из кандидатов родились в изгнании, у них все же присутствует должный настрой. Их экзаменовали в течение многих лет и тщательно отбирали. Один из них из района Дугу, его выбрали из нескольких тысяч человек. Другим избранным стал кандидат из местности Дорзонга Ринпоче.
Статья из журнала CHÖ YANG (№7, 1996)
Перевод Виктории Ивановой