«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Ринпоче показывает банкиру несколько мантр, написанных на бумаге. Лама Сопа, поправляясь после болезни, пишет мантры правой рукой. Декабрь, 2011.
"Видя это, вы достигаете просветления. Как же нам повезло! Вот это да! С молитвами и огромной любовью". Лама Сопа Ринпоче, 11 декабря 2009 из Lama Yeshe Wisdom Archive (Архив мудрости ламы Еше)
На основе своих заметок, сделанных во время перевода, Еше Гьяцо восстановил беседу с незначительной редактурой.
Эти мантры были переданы самим Буддой. Они обладают колоссальной силой очищения и исцеления. В Калифорнии, где я сейчас живу, у нас есть джип, на котором мы каждый год ездим в Мэдисон, штат Висконсин, где я провожу учения. По пути мы минуем множество ферм, построенных по обе стороны дороги. Когда автомобиль набирает скорость, тучи насекомых разбиваются о капот и лобовое стекло. Я размышлял, как помочь гибнущим насекомым, и в результате написал несколько мантр на капоте джипа. Насекомые, дотрагиваясь своими телами до мантр, очищают ум и получают хорошее перерождение. Во время смерти ум отделяется от тела и отправляется в следующее рождение (хорошее или плохое) в одном из шести миров: в мире людей или божеств, в аду, в мире голодных духов или животных.
Мантры очищают отрицательную карму насекомых, когда они вступают с ними в контакт. Более того, когда ветер и капли дождя касаются мантр, начертанных на автомобиле, а затем прикасаются к живым существам, то очищают отрицательную карму каждого из них. Сила мантр засеивает в поток ума живых существ семена просветления, высшего просветления, а также семена полного освобождения от страданий и самсары ‒ от рождения, старения, болезней и смерти.
На правой стороне джипа написано: «Источник счастья – забота о других». Так я стараюсь донести каждому послание о правильном и скорейшем пути достижения счастья.
На левой стороне джипа значится: «Моя религия – это доброта». Эти слова Его Святейшество Далай-лама часто повторяет во время публичных выступлений и интервью.
Сзади, на дверце багажника, начертано: «Нет гнева ‒ нет и врага». Гнев – наш настоящий враг.
Расскажу о том, как и почему возникает гнев. Разгневаетесь вы или нет, когда люди выказывают вам высокомерие или неуважение, не воздают вам за доброту, игнорируют вас или вдруг перестают проявлять к вам привычное дружелюбие, зависит от того, какого образа мысли вы придерживаетесь в это время. В такие минуты вы замечаете, как меняются тело, речь и ум провоцирующего вас человека. Вызовут ли эти изменения гнев или нет, зависит от состояния вашего ума.
На самом деле гнев возникает не из-за перемен в поведении этого человека, хотя все выглядит так, будто они-то и послужили причиной вашего возмущения. Причина всему ‒ ваш ум. Если в ответ на злобу ваш ум преисполнится сочувствия, пожелает обидчику освободиться от страданий и проблем (в особенности, если вы искренне и глубоко пожелаете ему преодолеть трудности), тогда сострадание поможет вам удержать положительный настрой и сохранить покой.
Допустим, вас ударили палкой. Нет смысла сердиться на палку, ведь она – орудие в руках человека. Злиться на палку бессмысленно. Так же как и палка, человек не свободен. Он полностью порабощен гневом, он под его контролем и лишен какой бы то ни было свободы. Он во власти гнева. И выходит, что ваш обидчик ‒ не более чем объект сострадания. Если размышлять в этом ключе, рождаются сострадание и сочувствие. Вы всем сердцем желаете ему избавиться от проблем. Сострадайте ему, примите на себя ответственность за его освобождение от злобы и думайте: «Что я могу сделать, чтобы вызволить его из рабства гнева?» И даже если сейчас вы не в состоянии ему помочь, вы все же можете помолиться о том, чтобы когда-нибудь суметь это сделать. И тогда, какой бы ни была его злоба, она не вас заденет. Даже, если он будет обижать вас постоянно. Видите, порождение гнева не так уж и зависит от поведения другого человека.
Подумайте о том страдании, которое испытывает ваш обидчик, и вместо гнева в сердце родится сочувствие ‒ основа здорового отношения к жизни. Вы поймете, что в действительности этот человек помогает вам взрастить сострадание.
Руководствуйтесь единственным порывом ‒ помочь ему. Обращайтесь к мудрости: медитируйте о том, что высшая природа вашей личности и личности обидчика ‒ пустота. Взращивайте мудрость постижения пустоты, сосредоточьтесь на этом, и гнев не возникнет. Как бы ни разворачивались события, вы должны сохранить положительный настрой ума. И тогда, даже если вы станете жертвой побоев, вы будете желать одного ‒ протянуть обидчику руку помощи.
Если ум опутан сетями привязанностями, мы не принимаем во внимание интересы других, думаем лишь о себе, печемся только о собственном счастье. Нет и речи о трудах ради счастья будущих жизней ‒ все заботы только об этом рождении. И мы только и делаем, что гневаемся, грубим, проявляем неуважение, телом своим вершим неблагие деяния. Эго жаждет уважения (добрых слов, любви ‒ к этому стремится наш ум), но вместо этого получает противоположное, то, что претит его стремлениям и привязанностям. Так рождается гнев. Состояние вашего ума зависит от того, какой ярлык вы повесите на происходящее. Вы можете написать на ярлыке «это плохо, это причиняет мне вред». Однако положительное в вас, ваше сострадание не назовут происходящее «вредом». Действия обидчика не наносят вреда. Если вы практикуете терпение, думайте: «Этот человек учит меня терпению», тогда постепенно гнев исчезнет бесследно. Останется лишь блаженное состояние, в котором нет места гневу. Такое умиротворение, такое счастье. Вы больше не гневаетесь и тем самым дарите мир своим близким и бесчисленным живым существам. Достичь этого можно, упражняясь в терпении, оперевшись на того, кто задевает вас за живое. Ум, который ценит терпение, сочтет такого человека очень добрым. Ведь с точки зрения терпения его доброта поистине безгранична.
Если ваши мысли полны привязанности, обидчик своими действиями ущемляет ваше эго. Вы то и дело навешиваете ярлык «плохо» («причиняет мне вред»). Из-за привязанности и гнева другой кажется вам злым, вредоносным. Вы не просто навешиваете ярлык, но еще и твердо верите в него, холя и лелея уже живущие в вас привязанность и гнев. И приходите к выводу: «Он меня обижает». Но на самом деле гнев ‒ всего лишь одно из проявлений ума. В нем также есть сострадание и мудрость.
Не навешивайте ярлык «плохо», и гневной реакции не последует. Замените ярлык «плохо» ярлыком «терпение». Ведь ярлык «плохо» вызван привязанностью и влечет за собою боль. Так что враг рождается в вашем уме. Привязанность и гнев навешивают ярлык «враг», и вы начинаете видеть в другом недруга.
Так развивается [гнев]. Но давайте отыщем его источник. Гнев возникает из отрицательных отпечатков, оставшихся в потоке ума с прежних времен. Семена гнева были засеяны и в будущем вновь дадут всходы. Проявляя гнев прежде, мы оставили в потоке ума множество отпечатков. В них основная причина. Если в обстоятельствах, способствующих проявлению гнева (когда вас оскорбляют словом или делом), вы не прибегнете к медитации о высшей природе ума, не взовете к мудрости, то безоружным и беззащитным предстанете перед лицом врага. В это мгновение всплывет неблагой отпечаток гнева из прошлого, и гнев проявится снова. В подобной ситуации медитация подобна лекарству. Отпечатки – непосредственная причина гнева, а корень гнева – неведение, незнание природы «я» (самости). Поэтому важно каждый день размышлять: «Мое тело ‒ это не “я” и мой ум, не имеющий цвета и формы (бесформенный) и по своей природе ясный и способный к познанию ‒ это не “я”. Даже мой ум – не “я”».
Совокупность тела и ума, что стремится прекратить страдание и достичь счастья, – это не “я”. «Я» невозможно обнаружить нигде, от кончиков волос до кончиков пальцев ног; даже внутри тела его не найти. Это не значит, что «я» не существует. То «я», что живет попытками прекратить страдания и достичь счастья, ‒ чрезвычайно тонкое явление. Никогда его существование не было таким, как мы его себе представляем.
Его бытие ‒ совершенно иное, ведь все существует лишь на уровне обозначений, а не само по себе. Такова подлинная реальность «я» и тела. Но мы никогда не воспринимаем «я» как простое обозначение, но всегда как существующее истинно, со стопроцентной гарантией.
«Я», которое не существует, верит в свое существование. Эта вера и есть неведение ‒ корень гнева и зависти.
Гнев может разрушить целый мир. Пример тому ‒ Гитлер, который не развивал терпение и в итоге принес страдания стольким живым существам. Вот почему в буддизме медитация играет ключевую роль, в особенности если это сосредоточение на сострадании и мудрости.