SHAKYAMUNI.RU

Тэло Тулку Ринпоче и Тензин Приядарши. В чем смысл человеческой жизни?

Тэло Тулку Ринпоче
Тэло Тулку Ринпоче

Тэло Тулку Ринпоче
Тэло Тулку Ринпоче

Юлия Жиронкина, Тензин Приядарши и Тэло Тулку Ринпоче
Юлия Жиронкина, Тензин Приядарши и Тэло Тулку Ринпоче

Тензин Приядарши
Тензин Приядарши

Юлия Жиронкина и Тэло Тулку Ринпоче
Юлия Жиронкина и Тэло Тулку Ринпоче

монахи из монастыря Дрепунг Гаман
монахи из монастыря Дрепунг Гаман

Мандала Манджушри
Мандала Манджушри

Мандала Манджушри
Мандала Манджушри

Юлия Жиронкина.
Здравствуйте, теперь со своей стороны я вас очень тепло приветствую. У нас очень большая радость - мы смогли все к вам приехать на завершение песочной мандалы. Вы даже не представляете, насколько вам сегодня повезло, что плюс к этой делегации монахов из монастыря Дрепунг Гаман у вас в городе сегодня гостят такие удивительные, по-настоящему удивительные гости. Я с большой радостью передаю слово Тэлу Тулку Ринпоче, главе буддистов Калмыкии, который для нас россиян является связующей ниточкой с его Святейшеством Далай-ламой. По желанию и благодаря большим усилиям Ринпоче, сегодня россияне имеют возможность поехать в Индию и получить учение от Его Святейшества Далай-ламы и, пользуясь этим случаем, хочу сказать, что очередные учения Далай-ламы в Индии будут в этом году в декабре. И я знаю, что очень многие жители Краснодара уже побывали на учениях, организованных Тэло Тулку Ринпоче в Индии. Мы приглашаем всех, мы очень рады вне зависимости от того, к какой конфессии вы принадлежите и каких взглядов вы придерживаетесь. С большой радостью передаю слово Тэло Тулку Ринпоче и надеюсь, что он поделится с вами своими мудрыми мыслями.

Тэло Тулку Ринпоче.
Прежде всего, позвольте мне передать свои самые теплые пожелания по этому праздничному событию, этому великому дню. Для меня большая радость и честь приветствовать вас в этот день, когда завершается выставка, продолжавшаяся на протяжении недели или более того. Несколько лет тому назад мы уже проводили подобную выставку в вашем городе. Я очень внимательно следил за репортажами о том, как проходила ваша программа «Дни тибетской культуры» в Краснодаре на протяжении последних дней. И потому, что я видел, читал и слышал, я понимаю, что интерес в городе к нашей культуре достаточно высок и это - очень радостно. Но, что я хочу особенно подчеркнуть - это событие, эта выставка и наш приезд к вам не должны рассматриваться как какое-то миссионерское действие. У нас нет никакого желания кого бы то ни было перевести в свою веру. Мы приехали не для того чтобы проповедовать свою традицию, свою религию, но я глубоко убежден в том, что если мы будем общаться друг с другом, если мы будем опираться на искусство, на выставки, такого рода культурные мероприятия, то мы сможем добиться по настоящему конструктивного диалога между нами. Сегодня весь мир взывает к миру, сегодня весь мир желает гармонии. Но разве мы сможем создать мир и гармонию, не распространяя свои знания, не занимаясь образованием людей? Поэтому цель нашей выставки - образовательная. Для нас эта выставка также позволяет и дает нам возможность больше узнать о вас, о вашей культуре, о ваших традициях. На самом деле, буддизм как религия существовала на территории России последние четыре столетия. Но, к сожалению, не так многие русские знают об этом. Потому мы чувствуем, что очень важно донести свою традицию, свою историю, как мы существовали на территории России и других стран последние века и это одна из целей, почему мы проводим выставку в Краснодаре. Я знаю, что в прежние годы в Краснодаре уже проводились подобные выставки, но, наверное, если посмотреть на количество людей, которые пришли сегодня, эта программа была самой успешной. Я искренне надеюсь, что эти дни прошли для вас с каким-то смыслом, что приходя в стены этого музея, знакомясь с экспонатами выставки, вы вынесли для себя что-то полезное, чему-то научились, что-то узнали.

На протяжении предшествующих дней глава этой группы монахов Геше Лобсанг проводил лекции по разным аспектам философии, и я знаю, что тибетский доктор, который входил в состав этой группы также прочитал лекцию по тибетской медицине. Вы также имели возможность посмотреть несколько кинофильмов. А сегодня для меня особая радость представить Тензина Приядарши, у которого за плечами очень необычный опыт. По своему происхождению он индиец, он родился в индуисткой семье с очень жесткими традициями, его отец - интеллектуальный деятель. И, наверное, я буду прав, если скажу, что в самом раннем возрасте, несмотря на все эти строгие обычаи его семьи, Тензин Приядарши убежал из дома, несмотря на запреты своих родителей для того, чтобы начать свои собственные духовные поиски. И его собственная решимость глубоко изучать не только буддизм, но и самые разные религиозные традиции, которые существуют в мире, постигать их глубоко, это его стремление превратило его сегодня в одного из ведущих ученых современности. В прошлом году он впервые приехал в Россию по нашему приглашению. В прошлый свой визит он прочитал целый ряд лекций в Калмыкии для ученых, преподавателей школ, для учеников, и меня очень просили снова пригласить его в Россию, он также прочитал лекции в Москве и так уж совпало, что день его приезда оказался днем разрушения мандалы в Краснодаре. И мы решили в самый последний момент изменить наши планы и приехать к вам. Сегодняшняя тема, которую мы попросим нашего гостя рассказать - это тема счастья, как стать счастливым. Тензин Приядарши расскажет вам о том, как стать счастливым, как найти счастье. Я лично не буду говорить с вами о счастье, потому что не хочу брать на себя ответственность, что если вы последуете моему методу и счастья не добьетесь, что тогда? У нас с Тензином Приядарши разное положение дел, я от вас очень близко всего лишь в пятистах километрах. Тензин Приядарши проведет с вами всего лишь несколько дней и улетит в далекие края, вам до него будет добраться гораздо сложнее.

Но все-таки в чем смысл человеческой жизни? Я думаю, что этот вопрос каждый человек задает себе хотя бы раз в жизни, а то, наверное, и много раз. Я много общаюсь с молодым поколением и я всегда спрашиваю их: в чем цель жизни? И какие ответы я получаю на этот вопрос? В основном, они очень интересны, но эти ответы бесконечны. Я спрашиваю студента: в чем цель твоей жизни? Ответ: получить хорошее образование. Хорошо. Я отвечаю: отлично, получил ты хорошее образование, а что дальше? Они говорят: следующая цель - найти хорошую работу. Я отвечаю: замечательно, нашел ты хорошую работу, дальше что? Следующий ответ: найти мужа или жену, создать семью, тогда я спрашиваю: а что дальше? Завести детей, а после их воспитать. Хорошо, дети выросли, что дальше? Потом - стать дедушкой, бабушкой, А после? Видите, вот такая бесконечная история получается. Какой можно сделать вывод, что настоящего достижения эти люди так и не обретают. Потому что мы просто двигаемся шаг за шагом от одного этапа к следующему. Я спрашиваю: а, в конце концов, какое главное достижение вашей жизни? Когда вы прошли все эти ступеньки и получили образование, хорошую работу, купили себе самые замечательные, самые дорогостоящие вещи, и что? И часто я получаю такой ответ: да, наверное, в конце концов, ничего не остается. Что, в этом наша цель жизни? В результате остаться с нолем? Ведь все хотят обрести какое-то достижение. Нужно четко понимать, что именно мы хотим получить, как к нему придти. Кто-то говорит: выйду замуж, буду счастливой, хорошо, вероятно, вы будите счастливы. Но что это за счастье, это счастье относительное или это высшее счастье, постоянное счастье, которое никуда не исчезнет? Вы сейчас счастливы? А то счастье, которое вы переживаете оно постоянно, оно будет с вами всегда? Как же всё-таки придти к этому постоянному нерушимому счастью? Человеческая природа такова, что единственное время, когда мы задумываемся о каких-то философских воззрениях, о какой-то религии или обращаем свои взоры к богу творцу или к пророкам, это время, когда мы страдаем. Такова человеческая природа. Страдание и счастье идут рука об руку, так мы запрограмированны самой нашей природой. Из всех живых существ люди - самые разумные, но одновременно человеческая раса самая глупая из всех существ. Потому что мы сами создаем ту жизнь, которую мы проживаем день от о дня. Мы создали этот стол, самих себя, это здание, эту мандалу. Уникальное качество буддизма состоит в том, что считаем, что творцом является сам человек. Человек порождает хорошее, человек порождает дурное. Мы рождаемся с целым букетом положительных и отрицательных качеств. Когда рождается ребенок и ему всего лишь несколько недель, как вы думаете, он приходит на свет с состраданием? Если вы думаете, что нет, как вы думаете, он рождается с гневом в сердце? Почему вы думаете, что он рождается с гневом в сердце, но не рождается с состраданием? Вы думаете, что нет баланса в мире, нет равновесия? На самом деле эти качества любовь, сострадание и любые другие достоинства, мы приходим с ними на свет. Но с другой стороны нам присуще и привязанность и жадность и гнев. Если мы родители, то мы должны показать ребенку путь сострадания, любви, умения прощать, то есть делать выбор в пользу позитивных качеств. Когда ребенку всего пару недель, он может проявлять гнев, привязанность, разочарование пусть даже ребенок не может это произнести, выразить это в словах, он все-равно это чувствует. Когда ребенок голоден, он расстраивается, когда мама его не кормит вовремя, и он плачет с такой агрессией, получается, что эти негативные черты присуще ему с самого рождения. Но ровно в такой же степени ему присущи любовь, умение прощать, сострадание. Просто мы забываем присущие нам от рождения качества в себе лелеять, развивать и при этом мы все хотим быть счастливыми. Разве сможем мы стать счастливыми, если мы не воспитываем в себе эти качества любви, сострадания, умения прощать, умения терпеть. На эту тему вам расскажет свои мысли Тензин Приядарши, но я хочу сейчас подчеркнуть, что буддизм это учение, которое имеет три категории. Для кого-то буддизм - это религия, вера, можно смотреть на буддизм как на философию и можно смотреть на буддизм как на науку. Что это за наука? Это наука о том, как функционирует наше сознание, это наука, которая рассказывает, как работают наши эмоции, как устроено наше сознание. Я человек, который родился в буддийской семье, конечно, для меня буддизм это сразу все три составляющие вместе. Я никогда не приветствую переход людей из одной веры в другую, чтобы все они стали буддистами. Потому что переход в другую веру это вопрос очень серьезный. Наши предки избрали для себя тот или иной духовный путь, могли повлиять внешние условия, окружающая среда, психологические особенности, русские выбрали для себя православие по этим многочисленным причинам. С тех пор, как рухнул советский союз, распахнулись двери и люди стали знакомиться с самыми разными учениями, разными традициями, очень много людей стали приходить ко мне и говорить: я хочу стать буддистом или я уже стал буддистом. Конечно, как буддист я не могу сказать, что я расстраиваюсь от того, что кто-то говорит, что он стал буддистом, я не испытываю печали. Но я всегда призываю таких людей идти шаг за шагом и каждый этот шаг осмысливать, обдумывать очень глубоко. И еще, что я говорю, если вас интересует буддизм, если он кажется вам привлекательным это вовсе не означает, что вы должны взять буддизм в качестве своей веры, своего вероисповедания. Я являюсь глубоким сторонником, поклонником философии Махатма Ганди, который проповедовал путь ненасилия, но от того, что я беру себе на вооружение ненасильственный путь Махатма Ганди, разве я становлюсь индуистом таким же, каким является он. Я заимствую у Махатма Ганди именно его путь ненасилия, несмотря на то, что этот путь ненасилия почерпнут Махатмой Ганди из глубочайшего наследия индуизма. Чтобы придерживаться ненасильственного пути, мне не нужно быть индуистом, я просто могу заимствовать именно это. Я говорю вам об этом, потому что вы можете поступить именно так же. Вы можете заимствовать какие-то особенно важные, интересные для вас элементы из буддийской традиции, не становясь при этом буддистом. Но если вы все-таки захотите стать буддистом, конечно, это право каждого человека выбирать свой духовный путь. Мы живем в свободном мире, мире свободного сознания, где мы наслаждаемся свободой вероисповедания, так, что это решение каждого из нас. Я лишь подчеркну, что это ваше решение, но это решение должно быть продуманным которое нуждается в осмыслении. Если вернуться к описанию того, что такое буддизм, то можно выделить еще две категории, буддизм как религия и буддизм как буддийская культура, на самом деле это два совершенно разных взгляда на буддизм. Но эти две плоскости соотносятся друг с другом. То, что вы увидели здесь в стенах этого музея в последние дни, мы показывали вам суть буддийской культуры. Буддизм как религия я думаю, что мы этого не показывали и на самом деле мы даже и права не имеем навязывать вам свою веру. Для меня действительно очень большая честь быть с вами сегодня в Краснодаре во второй раз и видеть сегодня так много знакомых лиц, дружески настроенных лиц, хотя я приезжаю сюда ненадолго мы уже успеваем стать друзьями. И еще раз я хочу воспользоваться случаем, чтобы пригласить всех вас в Калмыкию, когда у вас будет такая возможность. Организация такого события, здесь в стенах этого города, конечно, это не простая задача. Очень много людей приложили усилия: организаторы, координаторы, спонсоры, персонал этого замечательного музея, множество волонтеров принимали участие, поддерживали эту программу, целая большая команда людей. Люди работали упорно не для того чтобы получить деньги или получить славу, почет, почтение, а для того, чтобы это прекрасное событие происходило. Конечно, я должен поблагодарить и вас зрителей, приходящих на эту выставку день от о дня, потому что без вашего участия это событие не было бы таким прекрасным. Я надеюсь, что вам понравилось, я очень надеюсь, что вы получили позитивный опыт и эти семена позитивных переживаний, которые были засеяны в вашем сердце, в ваш ум, они останутся с вами и помогут вам в вашей каждодневной жизни. Мы со своей стороны будем надеяться, что наша встреча не последняя и мы снова вернемся и приедем к вам. И я хотел бы поблагодарить сегодня Пема Лютович - организатора этого мероприятия «Дни тибетской культуры» в Краснодаре, мы благодарим от всего сердца, от имени монахов, которые приехали в Краснодар и от имени нашего буддийского сообщества Калмыки. У нас есть традиция вручать ходаки, и мы хотим поблагодарить директора музея. Мы благодарим всех, кто помогал организовывать мандалу, всех, кто помогал охранять, всех, всех людей, которые здесь работали. Мы хотели бы поблагодарить Ирину и Дмитрия, которые наши давние друзья, которые помогали нам самыми разными способами для того, чтобы наш храм в Калмыкии развивался. Мы благодарим вас от имени всех буддистов Калмыки от лица всех, кто принимал участие в этой выставке.

Я хочу передать слово нашему уважаемому гостю Тензину Приядарши и я хочу попросить вас сегодня вне зависимости к какому вероисповеданию вы принадлежите, поддержать Тензина Приадарши своими молитвами, потому что он совсем недавно потерял своего отца, буквально несколько дней тому назад, ему было шестьдесят три года. У него не совсем простой период в жизни, но он все-таки нашел возможность приехать к нам. Это очень тяжело, когда ты расстаешься с родными и близкими людьми и при этом продолжать улыбаться и быть счастливым. И это то, что он воплощает в себе. Безусловно, должен существовать какой-то инструмент, какая-то техника, которая позволит человеку улыбаться в такие тяжелые времена и это то, чему мы сможем у него поучиться. Я хочу поблагодарить монахов, которые проделали такой долгий путь, которые приехали в Россию, поблагодарить всех вас, которые посещали эти программы, если интерес с вашей стороны есть, то мы всегда сможем какие-то усилия приложить, чтобы эти выставки продолжались. Монахи, которые к вам приехали, они придерживаются буддийской традиции, но при этом, как вы знаете, они представляют гималайский регион. По своей национальности они индийцы, но они приехали из гималайского региона это такие места как Ладак, Занскар, я знаю, что здесь есть люди, которые в этих местах побывали, и вы можете подтвердить какие это красивые места, лично я там не бывал. Некоторые монахи, которые к вам приехали сюда это те люди, с которыми я учился в монастыре, учитель, который их сопровождает, глава группы - это очень искренний духовный практик, с которым мы росли вместе, когда я был ребенком я его побаивался, откровенно говоря, потому что он такой крупный монах, очень большой, с таким глубоким зычным голосом. Наверное, говоря эгоистически, я уже справился со своим страхом, я к нему питаю глубочайшее уважение и я так же его благодарю за то, что он читал вам лекции на протяжении последних дней. Так же я благодарю Ген Наванг Лодоя, который является администратором центрального калмыцкого хурула, он приехал сюда не только для того, чтобы поддержать монахов, но потому, что его связывает очень теплая и искренняя дружба с организаторами в Краснодаре, с жителями в Краснодаре. Спасибо!

Тензин Приядарши.
Доброе утро! Для меня большая радость, очень большая радость быть с вами. Я благодарю Тэло Тулку Ринпоче за его любезное приглашение вновь приехать в Россию, вновь вернуться сюда и я не одинок в своем восхищении перед этим человеком за его решимость, за его готовность знакомить с определенными аспектами буддийской культуры широкое население России. Я буду краток, я вижу, что многие из вас стоят, к тому же, здесь становится жарко, душно, я очень боюсь, что бы вы не вернулись домой и не сказали: я пошел послушать про счастье, но на самом деле там были одни страдания. Тогда, наверное, никому не будет хорошо от такого исхода событий. Первое, что нам нужно понять, что такое счастье? Конечно, счастье это весьма и весьма субъективное переживание. И каждый человек определит то, что такое счастье по-своему. Очень часто, когда мы говорим о счастье, мы создаем вокруг него некие искусственные условия и думаем, если я буду счастливым от этого, то другие счастливыми не будут. Но когда буддисты определяют то, что такое счастье, то их определение отличается от обычного присущего человеческим существам определения. Потому что буддисты хотят, чтобы мы стали счастливыми и были счастливыми всегда, во все времена, в любом месте, где бы мы не находились. Как обычно мы переживаем счастье, каждый из нас? Когда вы счастливы, что вы делаете? Какие эмоции вы выражаете? Совершенно верно, вы кричите от счастья, прыгаете от радости, вы можете кого-то обнять от радости, но тогда ответьте мне на такой вопрос: такое счастье может быть длительным? Хоть что-нибудь из перечисленного вы можете проделывать постоянно, постоянно прыгать или постоянно кричать? Кричать от радости целый день? Вы, конечно, можете попробовать, но это будет трудно. Итак, то, что мы на обыденном уровне называем счастьем - это очень кратковременное переживание, которое приходит вспышками. Но, то счастье, о котором говорим мы, это некое постоянное переживание, счастье, которое не меняется, радость, которую вы не теряете. Переживая это базовое состояние счастья, конечно, на протяжении дня вы можете испытывать взлеты и падения, могут происходить положительные переживания или отрицательные, но ваш ум не идет за ними и не падает, то есть он сохраняет это базовое переживание радости. Как же нам добиться этого ровного переживания счастья? Нам нужно оттолкнутся от предпосылки, что абсолютно все живые существа хотят быть счастливыми вне зависимости какой религии мы следуем, какова наша национальность, это нас объединяет, мы все хотим быть счастливыми. Давайте я вам это продемонстрирую. Кто сегодня утром проснулся и сказал себе: я хочу сегодня целый день быть несчастным, страдать и провести весь день в таких неприятных переживаниях? Есть такие? А вчера такие были? Кто-нибудь планировал на завтра быть несчастным целый день? Видите, гнев несчастливые состояния ума мы не планируем. Так же мы не будем планировать, что мы будем ревновать, завидовать или быть несчастным. И где бы я не выступал в Соединенных Штатах или в Индии не находится ни одного человека, который бы запланировал быть несчастным. Поэтому хорошо было бы, если бы утром просыпаясь вы бы взращивали это состояние радости и думали так: пусть сегодняшний день пройдет таким образом, чтобы я помог себе создать условия, способствующие переживанию счастья. Прежде всего, нам нужно разобраться, избавиться от запутанности, понять, что между обычным переживанием радости, помните я говорил об этом вначале, обыденном переживанием радости, когда мы прыгаем от радости и так далее, и глубинным переживанием счастья, есть разница. Очень важно с самого утра, когда вы просыпаетесь зародить в себе этот радостный настрой, пусть те условия, с которыми я столкнусь, пусть то, что я буду делать поможет мне укрепиться в хорошем настрое. У счастья очень простое уравнение, мы должны совершать как можно больше поступков, как можно больше действий, которые ведут к переживанию счастья. И стараться всеми силами избегать тех поступков, тех действий, которые наоборот от счастья вас уводят. Очень простое уравнение, формула счастья, но ее очень трудно применить на практике. Почему это так? Потому что нашему уму присущи первичные тенденции. Когда мы сформировали в себе определенные привычки, привычки думать, привычки действовать, то эти привычки переломить очень сложно. Например, такая ситуация: мы понимаем, что мы не хотим быть несчастными, мы не хотим испытывать гнев, но мы точно знаем, что каждый раз, когда мы видим того определенного человека, мы можем с точностью сказать, что мы обязательно разозлимся, обязательно разгневаемся. Но имеет смысл задать себе вопрос, почему же так происходит, что какой-то другой человек, не мы сами, а другой человек имеет такую власть над нашим умом, он меняет наше ментальное состояние из плюса в минус. Поэтому начните с того, что вы взращивайте простые условия, которые ведут вас к обретению счастья. Не нужно для того что бы стать счастливым делать что-то абсолютно кардинальное от того, что мы делаем обычно. Если вы, например, проснетесь утром и скажите себе, так: я хочу быть счастливым, а Будда говорил: для того что бы быть счастливым нужно два часа в день медитировать. Если вы так попробуете, то, скорее всего, на следующий день вы проснетесь с больными коленями. Очень часто, когда перед нами есть что-то новое, новые задачи, новые действия, мы прилагаем слишком большие усилия, мы испытываем чрезмерное воодушевление, а Будда предлагал нам действовать постепенно, шаг за шагом, не переусердствовать. Так что, с одной стороны, мы смотрим, что делает нас счастливым, с другой стороны, мы прорабатываем то, что делает нас несчастными. Я не смогу сейчас вам подробно объяснить эту технику, но как Тэло Ринпоче сказал, он от вас всего лишь в пятистах километрах, так что вы всегда сможете к нему приехать и спросить как же стать счастливым. Но Ринпоче говорит, что все-таки я не создатель вашего счастья, я не как не могу сделать вас счастливыми по собственной воле. Еще один очень важный элемент с буддийской точки зрения - все те эмоции, которые мы испытываем, они взаимосвязаны. Есть определенные действия, которые вы можете совершать сознательно и они будут влиять на состояние вашего ума. Они будут влиять на то, как вы воспринимаете окружающий мир. К чему бы я хотел призвать вас, это одна очень интересная практика и она называется «Практика сорадывания». Ведь часто бывает так, когда мы видим человека, которого мы по какой-то причине недолюбливаем и мы видим, что у него в жизни все складывается удачно, он счастлив, мы начинаем завидовать. Какая у нас рождается автоматическая мысль? Почему этот человек так счастлив, он счастья не заслуживает? Но давайте посмотрим, что происходит дальше. Эта ваша негативная мысль на самом деле она не наносит никакого вреда тому человеку, которому вы завидуете, а зависть, которая у вас родилась в сердце, меняет ваш внутренний настрой, она делает вас несчастным. Она уводит вас от состояния счастья, то же самое, если вы видите что какой-то человек достигает успеха не завидуйте, просто порадуйтесь, этот человек достиг успеха, и я тоже хочу достигнуть успеха. Пусть это будет на уровне радости. Когда мы проводим сравнение между собой и другими людьми, а ведь такое проведение сравнений является инстинктивным, оно для нас человеческих существ естественно. Вы должны выработать в себе новую привычку, когда вы видите человека достигшего успеха, когда вы начинаете проводить это сравнение, себя с другим человеком постарайтесь что бы это сравнение было позитивным и если вы будите стараться всегда проводить сравнение в позитивном ключе, то через некоторое время вы заметите, что ваше общее состояние ума меняется к лучшему. А иначе вас так и не будут радовать те отношения (будь то близкие отношения, дружеские или семейные), в которые вы вовлечены. Приведу такой пример, машину «Бентли» знаете? Потому что бывает, так, что если пример хорошо не переводится на другой язык, то его и суть невозможно донести, поэтому я спрашиваю. Несколько лет тому назад меня пригласили прочитать лекцию на западном побережье Соединенных Штатов. И организатор приехал меня встречать на новенькой Бентли, он знал, что мне нравятся разные машины, разные двигатели, вся техническая сторона жизни меня занимает. И пока мы ехали с ним по скоростному шоссе, описывал мне во всех подробностях эту новую машину и можно было видеть по мере того, как он углублялся в детальное описание своего автомобиля, он становился все счастливее и счастливее. Он сказал мне, что ждал этого автомобиля шесть месяцев, у него кожаный салон, сколько эта машина стоит, у нее такой двигатель, он просто лучился счастьем. Было видно, что ему нравиться ехать на этой машине, вести этот автомобиль. И что произошло дальше? Когда мы проехали несколько миль, нам повстречался еще один бентли, и эта модель бентли была немножко новее, чем та модель, которая ему принадлежала. Посмотрев на тот бентли, он начал мне описывать достоинства того второго бентли. Он сказал, что та модель, которая сейчас проехала она стоит столько, двигатель такой, кожа там такая. И чем больше он углублялся в описание того второго бентли можно было видеть, что он становится все грустнее и грустнее. К тому моменту, когда он закончил свое описание, от счастья не осталось и следа. Вот это то, чем мы с вами занимаемся на ежедневной основе. Мы проводим такое негативное сравнение между собой и другими и теряем способность ценить то, что у нас есть сейчас. Поэтому если мы хотим быть счастливыми, то один практический совет, который точно работает - это совет сорадоваться, то есть радоваться тому, что у тебя уже есть, испытывать чувство благодарности за то, что ты имеешь сейчас. Еще очень важно не думать о том, что счастье это, безусловно, то, чего вы заслуживаете сегодня и вплоть до конца своей жизни и что вы обретете счастье в конце, потому что это время, этот порог, может никогда не наступить, не нужно откладывать. Но, если сегодня вы скажете: я хочу быть счастливым, прямо сегодня и начнете прилагать усилия в этом направлении, то очень велика вероятность того, что через несколько лет и к концу жизни вы действительно станете счастливым. Спасибо большое.

Тэло Тулку Ринпоче.
Сейчас мы можем коротко ответить на некоторые из ваших вопросов, а затем после сессии вопросов и ответов мы сможем приступить к разрушению мандалы. Я хочу перед вами извиниться, что после такого большого тяжелого труда, которого приложили монахи для того, что бы эту красоту создать, я должен сегодня вас расстроить и сказать, что эта мандала будет разрушена. Я приношу извинения, потому что получается, что я сегодня разрушитель вашего счастья. Строительство песочной мандалы - это не такое исскуство, которое придумала эта группа монахов или какой-то отдельный монастырь, это духовное искусство, которое передавалось из поколения в поколение на протяжении многих столетий. Буддизму две с половиной тысячи лет, и мы сегодня с большой гордостью можем сказать, что мы рады, что мы донесли это учение это искусство до сегодняшних дней. Когда Будда уходил из этой жизни, когда он оставлял наш мир, он сказал, что мое учение сохранится там, где вы найдете подлинную сангху. Что такое сангха? Это полностью посвященные монахи, которые сохраняют учения. Сангха, монахи - это люди, которые держат в чистоте двести пятьдесят три обета. Это ведь очень трудно, мы зачастую не можем сохранить даже пять обетов или десять, что уж говорить про двести пятьдесят три обета. Будучи полностью посвященными монахами, эти люди несут на своих плечах огромный груз ответственности. Когда монахи строят песочную мандалу, они сопровождают это определенными ритуалами, а также медитацией, мысленными построениями. Самое начало построения песочной мандалы символизирует зарождение жизни. А потом, по мере того, как мандала растет, мы соотносим эту растущую, строящуюся мандалу с нашей жизнью, которая тоже прибывает день ото дня. Мы должны сравнить красоту этой мандалы с красотой своей жизни и принять тот факт, что наша жизнь действительно прекрасна, прекрасна как эта мандала. Вот, так мы думаем, так мы размышляем, так медитируем во время создания мандалы. Реальность нашей жизни такова, что все даже наша прекрасная жизнь в конечном итоге обрывается. Это совершенно особый для нас день, особый случай - разрушение мандалы, потому что мы можем глубоко поразмышлять о непостоянстве всего сущего. Все, что существует в этом мире, вещи материальные, финансы, все это непостоянно. Мы склонны к тому, чтобы принимать вещи как само собой разумеющиеся, но когда происходит такой момент, когда мы что-то теряем, теряем близких людей или большое накопленное нами богатство или имущество, мы преисполняемся большой, большой печалью. Это происходит потому, что мы с самого начала не думаем о непостоянстве вещей. Если бы с самого начала нашей предпосылкой было бы то, что все непостоянно, мы бы не испытывали такой душераздирающей боли, когда теряли близких людей или свое имущество или что-то еще. Учение Будды просто, однако довольно сложно его применить в своей повседневной жизни. Почему? Потому что мы слишком эгоистичны. Если мы страдаем, мы думаем, что виной тому Боги. Если мы достигаем успеха, мы говорим: «Я». «Я» выходит на первый план. Это я это сделал. Это я этого достиг. Это из-за меня. Очень сильное чувство «я». Я, мое, принадлежит мне. Но, что такое это «я». Что это? Может, начнем его искать? Но искать «я» трудно. Трудно найти его определение, трудно сказать, что такое «я». Хорошо, вы сейчас пришли в этот зал. Вы здесь. А, может, завтра вас уже не будет в живых. Кто знает? Тогда, где это «я»? Что с ним станется? Что будет с тем, что принадлежит вам? Что будет с тем, что вы называли «своим», «моим»?

Буддийское учение, действительно, простое. Первое учение, которое даровал Будда, являло своей основой четыре благородные истины. Истина о страдании, истина о причине страдания, истина о прекращении страдания, истина о пути к освобождению. Можно ли достичь этого освобождения? Конечно, да! Только тут не помогут одни лишь молитвы. Это комбинация сочетаний самых разных усилий с нашей стороны. В буддизме мы говорим о шести парамитах, среди которых: щедрость, нравственная дисциплина, терпение, усердие, сосредоточение и наконец, мудрость. Нам нужно осуществить целый ряд практик, если мы хотим достичь освобождения. У меня много знакомых, которые когда слышат такие слова, говорят: «Да, да, я все это слышал, я все это понимаю. Слышал я это учение, по этой теме уже много раз». Но в реальности некоторые из них оказываются худшими буддистами, которых я когда-либо встречал. Они обладают, как они думают, такими огромными знаниями буддизма, но они ни разу не попробовали применить эти учения в своей повседневной жизни. Какой смысл знать так много о буддизме или другой религии и не применять это в своей повседневной жизни. Какой смысл знать определение счастья, если мы не пытаемся быть счастливыми. Какой смысл знать определение мира, если мы не пытаемся сделать общество, которое вокруг нас более гармоничным. Никогда не думайте, что я ничего не смогу изменить, потому что вы действительно можете. Вы существуете прямо сейчас, вот вы. А потому у вас есть возможности. Вы сможете сделать этот мир лучше, построить более гармоничное общество вокруг себя. Но не достаточно просто иметь такую возможность, необходимо приложить усилия. А для этого потребуется терпение, для этого нужно очень много думать, размышлять и помнить о том, что мы все обладаем мудростью. Невозможно уважать других, если ты не уважаешь сам себя. Невозможно любить других, если ты не любишь себя. Сегодня смысл любви приобрел коммерческий оттенок. Есть такой праздник «День святого Валентина», его раньше в России не отмечали, но в последнее время эта западная традиция заимствуется. Вообще хороший день сам по себе, идея неплохая, но этот день любви превращен в некое коммерческое событие. В этот день никто вам не скажет: «Вы должны подумать о любви, вы должны постараться полюбить незнакомого человека, поделиться своей любовью». Никто не говорит об этом, попробуйте сделать мир на земле прочнее. Это на рынок не выставляется, к сожалению. Почему? Потому, что деньги не приносит. Что в этот день пропагандируется? Идите купите розы, купите шоколад в виде сердечка, валентинки, открыточки поздравительные. То есть пропагандируется, то, что в этот день вы должны потратить деньги. Так, что бы ваша любовь, выражение ее, носило именно коммерческий характер. Но в действительности, истинная любовь, она ничего не стоит, она не стоит денег, ее мы получаем бесплатно. Даяние любви – акт, не требующий денег и принятие любви - тоже акт, не требующий денег. Один ученый, который приезжал к нам в Калмыкию, он как-то сказал: «Истинная любовь определяется не тем, сколько раз вы прикоснулись друг к другу, поцеловали друг друга или обняли друг друга, она определяется тем, сколько раз вы смогли достучаться до другого сердца. Насколько искренне вы могли проявить свою любовь». Вы на меня сердитесь, а я вас все равно люблю, вы меня ударили, а я вас все равно люблю. Вот истинная любовь, вот ее определение. Любовь - это не когда вы сегодня поругались, завтра помирились, потом опять поругались, это не любовь. Любовь - это не коммерческий акт, не коммерческий продукт. Любовь это некое качество, которое присуще нам с рождения. Каждый, кто сегодня здесь присутствует, стремиться к счастью. И это право быть счастливым нам присуще, у нас есть способность делиться этим с другими. Конечно, проводя этот праздник здесь в городе, мы действительно создали много радости, очень много позитивной энергии. Здесь работали монахи, организаторы, сегодня приехали гости, но реальность вещей такова, что все рано или поздно заканчивается. Когда программа завершится, наши дороги с вами разойдутся, мы пойдем в разные стороны, но мы хотим чтобы у вас в сердцах после расставания с нами осталось какое-то приятное переживание. Если советы, которые вы услышали, были вам полезны, тогда все мы вместе, как говорят буддисты, накопили заслуги. Но если советы не помогли, то в любом случае самое главное, что они были дарованы без желания причинить кому бы то ни было вред. Мы все здесь сидим и мы все друг другу незнакомые люди, в основном. Я хочу, что бы вы сейчас посмотрели налево, кто сидит с левой стороны от вас, я не имел ввиду, что вы должны посмотреть на стену, вы должны посмотреть друг на друга и просто сказать другому человеку, я тебя люблю. Просто попробовать это чувство пережить. Я вижу, что вы испытываете небольшой дискомфорт. Почему, как вы думаете нам порой так трудно сказать, я тебя люблю? Потому, что человек, который рядом с нами, он не знакомый. Потому, что для вас слово «любовь» нагружено романтическим смыслом. Но в действительности у любви множество разных ликов. Я люблю воду, я не могу ее обнять, поцеловать я ее тоже не могу, поскольку я не могу ее поцеловать и обнять, значит, я не могу испытывать к ней романтические чувства, а вода может ответить любовью на любовь. Я люблю воду, потому что она мне полезна, ответит она мне любовью на любовь, меня это не должно заботить. Попробуйте применить этот метод в своей повседневной жизни, в общении с другими. Я люблю этого незнакомца, возможно, он мне не ответит взаимностью, но это не важно, я все равно буду испытывать к нему такое близкое чувство. Что вы теряете, если вы вот так открыто подходите к миру? С точки зрения материальной, что вы теряете, с финансовой, что? Это бесплатно. Почему же нам так трудно проявить любовь, если это нам ничего не стоит? Так что любовь бесплатна, вот, что я хотел сказать. То же самое и сострадание, сострадание тоже бесплатно. Нам всем очень повезло, что мы живем на этой земле, конечно, наша жизнь полна трудностей, все эти кризисы, которые были порождены человеческой жадностью, ревностью, соперничеством, да, мы испытываем какое-то страдание, страдаем в той или иной степени, но это часть нашей жизни, мы должны принимать это как часть жизни. Но самое главное, о чем мы должны помнить, что у каждого из нас есть возможность влиять на этот мир и менять его. Поэтому старайтесь вот так спонтанно проявлять доброту. Вы знаете, что в мире бизнеса есть такое понятие как инвестиции, вложения средств. Когда мы слышим это слово «инвестиции», автоматически мы начинаем думать о каких-то финансовых вложениях, я вложу что-то для того, чтобы после что-то получить. Это то, что называется инвестициями в современном мире. Но чтобы что-то инвестировать, нужен начальный капитал. Я предлагаю вам сделать вложения в сострадание. Потому что начальный капитал не нужен, все бесплатно, вам не нужно брать заем у своих родителей, заем сострадания, потому что сострадание у вас уже есть. Не о чем беспокоиться. Делайте вложения в сострадание, в любовь, потому что это то, что есть у вас. Опять же вам не нужно брать заем в банке, заем любви, потому что, если вы делаете такое вложение, вложение в любовь и сострадание, то проценты, которые вы получите - это будут проценты счастья. Опять же изначального капитала не нужно, все бесплатно. То переживание, которое вы в результате получаете, это особое ни с чем несравнимое переживание, оно бесценно. Это нечто такое, чем мы будем гордиться и ценить до конца своих дней. Один величайший буддийский наставник Индии Шантидева в своем труде, который называется «Путь бодхисатвы», дал нам следующий совет, если проблему можно решить, то к чему беспокоиться, а если проблему вообще невозможно решить, тогда тем более зачем беспокоиться. Очень просто, нетрудно практиковать. Любая религиозная практика и особенно буддийская практика, раз уж мы сейчас говорим в контексте буддизма, на нее можно посмотреть как на футбольный матч. Нам очень легко кричать, когда игроки ведут мяч, передай мяч направо, передай мяч налево, вперед, вперед, давай, налево, направо, очень легко. Но если тренер меня отправит на поле, я думаю, что будет очень трудно, потому что я каждый день не практикую. Что такое практика? Это то же самое, как мы каждый день практикуем футбол. Очень легко судить, он передал мяч не в том направлении, не тому игроку, не в то время, но когда мы сами оказываемся на поле, когда ответственность на наших плечах, все оказывается гораздо сложнее. Но все равно мы должны пробовать. Поэтому, правда, сравните духовную практику с футбольным матчем. У нас есть возможность поставить перед собой цель и забить в ворота. Помните об этом. Еще один момент, который говорил Будда. Если не можешь помочь другому, по крайней мере, не вреди. Это самое короткое учение, которое я когда либо встречал, но самое богатое, самое насыщенное. Мы будем уезжать из вашего города с очень радостным внутренним настроем, конечно физически с этого дня нас будут разделять большие расстояния, но я чувствую, что между нами установилась какая-то сердечная связь, которая будет нас сдерживать благодаря любви и состраданию. Спасибо большое, всем, еще раз, большое спасибо организаторам, мы надеемся, что мы скоро сможем вернуться. Еще раз приглашаю вас в Калмыкию.

Материал подготовлен Романом Анощенко и Еленой Красниковой на основе устного перевода Юлии Жиронкиной.

Смотрите также:



Прослушать лекцю, прочитанную Тэло Тулку Ринпоче и Тензином Приядарши во время программы «Дни тибетской культуры» в Краснодарском историко-археологическом музее Е.Ф. Фелицина. 08/04/2012


Фоторепортаж. Построение песочной мандалы Зеленой Тары. Выставка "Мистический Тибет" в Краеведческом музее г. Энгельса.

24/05/2012


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте