«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Нам посчастливилось осознать, что величайшая из всех проблем − это наша собственная привязанность. Когда мы упоминаем о зле, демонах и тому подобном, мы в действительности ведем речь о нашем внутреннем «дьяволе» − привязанности. На протяжении бесчисленных жизней мы искали источник своих несчастий вовне, но так и не обнаружили виновника. Поэтому порадуйтесь тому, что мы наконец пришли к пониманию: причина всех страданий − внутри нас.
Порою мы ведем себя неразумно. Представьте, что вы с друзьями в старом доме, где царит жуткая и неуютная атмосфера. За окном глубокая ночь, вы смотрите фильмы ужасов. Кто-то из друзей говорит: «Не ходи в подвал, там злой дух!» И если по какой-то причине вам все же приходится спуститься в подвал, вам становится не по себе: «А что, если там и впрямь злой дух?» Вы так легко поддаетесь внушению. Большая глупость. Нет никакого зла, приходящего извне, а его боязнь – всего лишь проекция зла в вашем собственном уме. Столь буйное воображение заставляет ваш суеверный ум порождать страхи. И если прежде в подобной ситуации вы чувствовали себя спокойно, то теперь вас охватывает ужас. Это глупое поведение рождается из привязанности.
Поэтому было бы чудесно и мудро, если бы мы сумели распознать, что все негативные проявления (демоны, враги, зло и тому подобные названия, которые встречаются в повседневных разговорах, науке или религии) берут начало во внутреннем «демоне», и мужественно преобразовали эту привязанность в заботу о других.
На планете Земля обитает бесчисленное множество живых существ, но мало кто знает о практике замены себя на других. Ее выполнение может быть сопряжено с большими трудностями, но она дает замечательные результаты. Если вы станете заниматься этой практикой, то она поможет разрешить все ваши проблемы. Такое изменение мировоззрения преобразует любое переживаемое вами несчастье в мирный путь к освобождению.
Мы отчаянно нуждаемся в таком методе. Жизнь – страдание, наши умы слабы. Замена себя на других – поистине революционный подход. Эта внутренняя революция не производит радикальных перемен во внешнем мире, но разворачивает наше мышление на 180 градусов.
Если вы полагали, что буддизм – это всего лишь сидение в медитационном сосредоточении, то у вас могло возникнуть чувство отторжения: «Колени болят, мое тело не создано для такого. Буддизм для гималайских лам. Я же не могу жить, не работая и не занимаясь мирскими делами. Дхарма не для меня». Но буддизм Махаяны – нечто большее, нежели простое сидение в сосредоточении. Если у вас есть мудрость, то вы можете практиковать 24 часа в сутки.
Сталкиваясь с трудностями или проблемами, не впадайте в депрессию, сохраняйте самообладание. Размышляйте следующим образом: «Замечательно! Если бы не эта проблема, я бы думал, что проблем не существует вовсе. Эта проблема – мой учитель, все проблемы – мои учителя. Они обогащают меня знаниями, делают мудрее и помогают яснее распознать природу привязанности. Это так прекрасно. Пусть все проблемы моих матерей – живых существ созреют во мне, а все мои заслуги, счастье и мудрость достанутся им».
Если вам трудно принять страдания других, тогда начните практику с себя. Когда от сидения в медитативной позе заноют колени, представьте, что мысленно отдаете эту боль своему эго, пусть оно ужаснется и завоет от боли. Снова и снова заставляйте свое эго корчиться от боли. Практикуйте так в течение недели.
Затем примите на себя все страдания, которые уже испытали в этой жизни. Вашему эго и привязанности это тоже может не понравиться, но продолжайте повергать их в ужас. Постепенно расширяйте границы практики, добавляя к собственным страданиям сперва страдания своих родителей, затем друзей, всех жителей своей страны, всех жителей планеты Земля, а в конце примите на себя проблемы и страдания всех живых существ, обитающих во вселенной. Затем, без колебаний, отдайте им все свое имущество, счастье и заслуги.
В чем состоит техника этой практики – медитации «принятия и даяния», которую тибетцы называют тонг-лен? Необходимо сочетать ее с сосредоточением на дыхании, по сути это девятичастный цикл медитационных упражнений.
Сделайте выдох через правую ноздрю. Мысленно представьте воздух, который вы выдыхаете, в виде белого света, суть которого – вся ваша позитивная энергия и мудрость. Этот белый свет озаряет всех живых существ, пребывающих в шести мирах самсары и за ее пределами. Он попадает в их левую ноздрю, опускается в сердце и порождает в них великое блаженство. Представьте воздух, который они выдыхают в форме густого черного дыма. Его сущность – все их негативные проявления, омрачения и тяжкие страдания. Эта темная, загрязненная энергия входит в вашу левую ноздрю и опускается в ваше сердце. Не оставляйте ее вовне, опустите ее в глубину своего сердца так, чтобы ваше эго и привязанность испытали недюжинный страх.
Такова уж природа привязанности: как только возникают трудности, она заставляет нас слепо их отвергать. Эта практика приучает нас контролировать негативные эмоции, чувствовать сострадание к другим, принимать на себя их страдания и проблемы. В целом она помогает преодолеть эгоцентризм и заботиться о других больше, чем о себе.
Повторите трижды описанный выше цикл – выдыхайте белый свет через правую ноздрю и вдыхайте черный дым через левую. Затем трижды выдохните через левую ноздрю и вдохните через правую. После этого сделайте три выдоха и три вдоха через обе ноздри. В конце каждой из частей девятичастного цикла сосредоточьтесь насколько возможно на том, что вы и все живые существа полностью очистились ото всех страданий, негативных эмоций, двойственного восприятия и достигли полного просветления; ощутите нескончаемое блаженство, которое пронизывает все ваше тело и ум. Если не удалось сконцентрироваться, проведите девятичастный цикл еще раз. Повторяйте его вновь и вновь в течение всей сессии.
Не думайте, что эта медитация – всего лишь фантазия, и она никак не влияет на ваши собственные и чужие страдания. На самом деле это глубокая практика, и каждый раз, выполняя ее, вы приближаете себя и других живых существ к просветлению. Именно эгоцентризм служит величайшим препятствием на пути к просветлению, и наилучший способ преодолеть его − принимать на себя все страдания, карму и омрачения всех живых существ и отдавать им все свое счастье и заслуги. Самый эффективный способ тренировки ума в преодолении эгоцентризма − практика медитации тонг-лен.
Выдержка из книги «Ego, Attachment and Liberation» (Эго, привязанность и освобождение) серии Lama Yeshe Wisdom Archive (Архив мудрости ламы Еше). В книгу включены собрания учений, дарованных ламой Йеше в 1975 г. во время пятидневного медитационного курса близ г. Мельбурн, Австралия.