«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Краткая биография Его Святейшества Богдо-гэгэна IX Джебцзундамба-хутухты
Его Святейшество Богдо-гэгэн IX
Его Святейшество Богдо-гэгэн IX
Дедушка (по отцовской линии): Джампел Гьялцен
Бабушка (по отцовской линии): Янгчен Долкэр
Отец: Лобсанг Джампел
Имя матери: Янгчен Лхамо
Биография дедушки, Джампела Гьялцена
Джампел Гьялцен родился в конце 1880-х гг. в Пенпо. Он был преимущественно фермером, но летом был кочевником и ходил со стадами своего скота. По словам его жены, их семья относится к клану Ра Лоцзавы, величайшего тантрического практика. Ра Лоцзава был великим переводчиком, путешествовал по Индии, был посвящен в монахи в Наланде, самом передовом буддийском университете того времени.
Биография бабушки, Янгчен Долкэр
Янгчен Долкэр родилась в конце 1880-х гг. в Пенпо. Она была простой домохозяйкой. По словам Джецун Дампа Халха Ринпоче, его мать говорила ему, что готовить она научилась у бабушки, потому что та была очень хорошим поваром. Но ее жизнь не была долгой. Эта история – лишь смутные воспоминания, которые он слышал от своей матери. Он поступил в монастырь очень молодым и не был сильно вовлечен в жизнь своей семьи.
Биография отца, Лобсанга Джампела
Лобсанг Джампел родился в 1900-х гг. около Лхасы. Он проводил свое детство с родителями, затем его забрали в армию и послали в восточный Тибет – Кам. Там он женился. Затем они вернулись в Лхасу. В их семье был один ребенок. Отец принял на себя ответственность за фермерское хозяйство семьи и провел остаток жизни, как простой фермер. Он был примером для многих в той местности: был успешным фермером, а также религиозным человеком. Он был буддистом, вел очень умеренную жизнь. Хотя он никогда не показывал свой гнев, сын очень боялся его. По словам матери Богдо-гэгэна, он прожил недолго.
Биография матери, Янгчен Лхамо
Янгчен Лхамо родилась в начале 1900-х гг. летом, в Чамдо в восточном Тибете, в семье богатого фермера известного как Екпу Цанг. Она была средним из семи детей в семье. До замужества она жила в семье своих родителей. Она не могла получить формальное образование, но была грамотной благодаря влиянию своего двоюродного брата-монаха. Она проявляла особый, необычный интерес к буддизму, особенно к затворничеству и медитации. В местности своего мужа она была известна как Дакини по причине глубокой религиозности. Она была очень добра и заботлива к своему сыну, который был очень привязан к ней. Когда он бежал в Индию [1], его мать не смогла идти с ним. Она умерла в начале 1960-х.
Биография Джецун Дампы Халха Ринпоче
Джецун Дампа Халха Ринпоче родился в Лхасе в 1932 г. Его рождение было отмечено многими удивительными и благоприятными знаками. Когда он был еще в утробе матери, Трехор Джампа Чодрак, девятнадцатый держатель трона Гандена, предсказал ему необычное рождение и даровал имя Сонам Даргъял.
До его перерождения как Таранатхи [2], он был известен как Джамьянг Чойдже, который был одним из основателей монастыря Дрепунг у Лхасы, самого большого монастыря в Тибете. В Ньингма он был известен как Ронзонг Лоцзава Чокьи Гьяцен, в Кагью – как Баромба Дхарма Вангчук, в линии Сакья – как мастер Кунга Дролчок. После этого воплощения [установили, что] он должен был быть перерожден как Таранатха. Нечунг, государственный оракул Тибета, также распознал его как истинное перерождение Джамьянга Чойдже, сказав: "Это мой Джамьянг Намкай Норбу..."
Когда Сонаму Даргьялу было четыре года, регент Ретинг Ринпоче, в соответствии с установлениями гадания, признал его как подлинное и безошибочное перерождение Халха Джецун Дампы VIII [3]. Однако, поскольку это совпало с неблагоприятной ситуацией в Тибете и Монголии, тибетское правительство не могло провести традиционную официальную церемонию интронизации. Тэло Ринпоче [4] приехал, чтобы встретиться с ним, и предложил чашу как символ процветания и развития буддизма в Монголии.
Мальчик принял обет послушника в присутствии регента Ретинга, который был представителем Далай-ламы в случаях, когда тот является ребенком или скончался. Он получил имя Джампел Намдол Чокьи Гьялцен. В возрасте семи лет он поступил в монастырь Дрепунг как простой монах. Там изучал философию 14 лет, до уровня Мадхьямики. Его наставниками были геше Тубтен Ньима и геше Таши Гьяцо, бурят и монгол, соответственно. Он получил линии преемственности Дхармы от Его Святейшества Далай-ламы. Он с энтузиазмом успешно изучал тексты Сутры, такие как Парамита (Совершенство) и Мадхьямика (Срединный путь). Когда он достиг возраста 12 лет, получил посвящения, передачи чтением и учения по текстам обычной и необычной традиций от Кьябдже Лхацун Ринпоче и Кунделин Ринпоче. Следуя им, он направился в Чуминг Гьяца (места затворничества у 108 источников) [5]. Там он практиковался по всем наставлениям, которые получил.
В 1952 г., в возрасте 21 года, он посетил великий монастырь Тактен Пунцоглинг. Там его попросили принять мирское и духовное водительство школой Джонанг. Тогда он улучшил систему правил монашеской дисциплины и выступил против потребления мяса в монастыре. Он восстановил весь монастырь, включая его внешние и внутренние реликварии, а также 16 новых храмов, окружающих монастырь. Старая благородная традиция совершения религиозных подношений в благоприятные дни была возрождена, и выдающиеся ученики получали свидетельства. Он даровал людям много тематических проповедей, включая "Стадии пути Просветления" (Ламрим) и "Тренировку ума" (Лочжон). Кроме этих дел, он был занят затворничеством и медитацией.
В 1959 г., в возрасте 28 лет, вследствие драматических перемен, происходивших в то время, он тайно ушел в Индию ради убежища. До того, как он достиг Индии, пробыл год в Валунге – месте на границе между Индией и Непалом. В то время он изучал традиционные тибетские науки, такие как грамматика и поэтика, а также грамматический текст называемый "Янгчен Драдо" (dByangs-can sgra-mdo) с Сэ Падма Чойлингом в качестве учителя. В 1960 г., когда ему было 29 лет, он пришел в Индию, где получил много учений. Его Святейшество Далай-лама, Его Святейшество Панчен Ринпоче, Кьябдже Линг Ринпоче и Кьябдже Лхацун Ринпоче, Кунделинг Ринпоче были его учителями в линии передачи Гэлуг [6]. Дилго Кхьенце Ринпоче был его учителем в линии Ньингма, Калу Ринпоче и Кармапа – в линии Кагью; Сакья Тризин Ринпоче – в линии Сакья. Взаимосвязь с Далай-ламой уходит во времена перед 1959 г., когда у них был общий учитель. Считается драгоценным, когда лама получает учения от всех главных лам четырех разных школ. Поэтому Богдо-гэгэн IX очень благодарен всем своим святым учителям.
С тех пор он был в очень многих местах вокруг Дарджилинга и в южной Индии. С конца 1960-х гг. до 1970-х работал на Всеиндийском радио в Дарджилинге как редактор, а затем был переведен в Тибетский дом в Дели более чем на 10 лет. В 1981 г. он поселился в Манипате, центральная Индия, где, будучи ламой, удовлетворял духовные потребности местного населения.
В 1986 г. он посетил Тибет. В соответствии с политикой Тибетского автономного района, он принял заведывание Тактен Пунцог Чойлингом, вновь собирал всех бывших монахов этого монастыря с согласия китайского правительства. Он восстановил былые традиции проведения утренних и вечерних молебнов.
В 1990 г., когда Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Манипат, ему было 59 лет. Там они встретились.
В 1991 г. министр религии и культуры тибетского правительства в изгнании посетил Монголию. Он встретился с президентом Монголии и другими монгольскими официальными лицами, а также со многими старшими ламами. Они твердо сказали ему, что свобода религии улучшается, и они хотели бы пригласить перерождение Джецун Дампы в Монголию в близком будущем. Они спросили его также, было ли признано перерождение Халха Джецун Дампы Его Святейшеством Далай-ламой. На это Его Святейшество ответил:
"Перерождение Джецун Дампы, Джампел Намдол Чокьи Гьялцен, в соответствии с прилагаемой бумагой, [7] представляется подлинным. Он очень предан Дхарме Будды и изучил все тексты Сутры и Тантры. Таким образом, я признаю его как девятое перерождение Джецун Дампы. Я молюсь за его долгую жизнь и верю, что он будет порождать сострадание и прилагать усилия к развитию счастья и процветания великой страны Монголии". [8] Подписано 20 сентября 1991 г.
Департамент культуры и религии тибетского правительства в изгнании предложил отчет о поисках перерождения и рекомендательное письмо от Его Святейшества Далай-ламы Джецун Дампе Халха Ринпоче. Тогда же было публично объявлено о его признании. В 1992 г. (что соответствует году Воды – Обезьяны) он в сопровождении свиты был приглашен в Дхарамсалу. Большая церемония интронизации была организована 13 января того же года в храме Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале. Церемонию удостоили своим присутствием ламы и тулку всех школ тибетского буддизма, министр и секретарь департамента религии и культуры тибетского правительства, многие другие высокопоставленные лица, а также множество мирян и лиц, посвященных в духовный сан. С тех пор он постоянно находился в Дхарамсале и получал учения глубокой Дхармы от Его Святейшества "подобно тому, как пустая ваза наполняется до краев". Затем, во исполнение указания Его Святейшества, после повторения Калачакры в требуемом числе, он провел различные тантрические медитации и одну однонаправленную медитацию по двум стадиям йоги.
В 1994 г., в соответствии с указанием Его Святейшества Далай-ламы, он отправился в Домэй в Тибет, чтобы получить редкие посвящения, включая таковое традиции Джонанг. Однако, прибыв в Тибет, он был задержан в Чэньду более чем на месяц китайским правительством. Он встретил ламу Йонтен Цанга. После этого был депортирован в Лхасу, по причине чего не смог воплотить свое желание встретиться с мастерами школы Джонанг. Во время пребывания в Лхасе, как было предсказано Его Святейшеством Далай-ламой XIII, он покрыл золотой краской лица двух статуй Будды Шакьямуни (двух Джово) в Лхасе и другие изображения с одной целью: ради долгой жизни, мирского и политического процветания Его Святейшества Далай-ламы XIV. Кроме того, он сделал подношения тысяч торма и проводил семь дней умилостивление божества Палден Лхамо. После этого, получив разрешение китайского правительства, он отправился в центральный Тибет по приглашению Тубтена Дордже, и председательствовал на церемонии начитывания ста миллионов мани (dung-sgrub).
Затем он посетил Ринчен Пунгнэй, который лежит поблизости от Лхасы, и там организовал трехдневную церемонию ста тысяч подношений (‘bum-tshogs) Гуру Падмасамбхаве. Он осуществлял большую религиозную деятельность в Тибете. Однако из подозрительности китайские правительственные [чиновники] допрашивали его с пристрастием несколько раз, и получали ответ: "Я осуществляю всю эту религиозную деятельность ради мира во всем мире".
Вернувшись из Тибета, он объездил много западных стран по приглашениям многих буддистских центров, включая США в 1994 г., оттуда в октябре ездил в Канаду. В 1995 г. его снова пригласили в США и Канаду. Вернувшись домой, он часто удалялся в затворничество в течение двух лет. В 1998 г. путешествовал в США и Канаду, где давал учения согласно потребностям и ментальным способностям людей.
В 1995 г. он основал резиденцию Тактен для сохранения буддийской Дхармы. Он учил многим темам, особенно – практике Чод, а иногда приглашал высоких Ринпоче. Даже сегодня там обучается много монгольских лам и мирян. В резиденции Тактен, в числе прочего, есть статуи Мачиг Лабдронмы и Чже Цонкапы.
Его Святейшество Далай-лама XIV, предполагая, что было бы хорошо основать монастырь для сохранения традиции Джонанг, предложил ему монастырь Сангье Чойлинг в Симле вместе с монастырским имуществом. Сейчас под его водительством 100 монахов тщательно изучают буддизм, там обучается 30 монгольских учеников.
В 1999 г. его пригласили в Россию, где он дал учение буддийскому сообществу в Бурятии. По воле многих монастырей и лам, ради блага существ, он поехал в Монголию – как простой турист. Осуществлял там большую религиозную деятельность ради освобождения всех существ от страданий, и получил большое удовлетворение от служения народу Монголии.
Он вновь был приглашен в Российскую Федерацию в 2000 г. в Москву и Калмыкию, где учил буддийской философии многих учеников. Затем последовал визит в Сингапур по приглашению монгольского буддийского сообщества. В 2002 г. он ездил в Швейцарию, чтобы давать религиозное учение, включая посвящение Чод и затворничество на один месяц.
На Тайване он дал первое посвящение Калачакры многим людям. Тысячи людей собрались в благоприятный день. 12 июня 2002 г. в монастыре Джонанг Пунцог Чойлинг состоялась торжественная церемония подношения тенщук (ритуал долгой жизни) Его Святейшеству Далай-ламе. Его Святейшество даровал учения восьми прошлых лам Джонанга и посвящения Калачакры матери-отца (Dus-‘khor-lhan-skyes). В августе того же года Богдо-гэгэн вновь приехал в Россию – в Москву и Калмыкию, где помогал ученикам изучать редкие буддийские учения. В 2003 г. его снова пригласили в Российскую Федерацию, где он дал посвящение Калачакры в Калмыкии и Туве тысячам людей.
2004 был годом препятствий для Богдо-гэгэна. В марте он прошел небольшую хирургическую операцию на глазу. Затем, в июне, у него отказала почка, и ему пересадили почку от его старшего сына. С тех пор его здоровье стало не таким хорошим, как было обычно. Поэтому его поездки были сильно ограничены предписаниями врачей. Но, вследствие духовных нужд многих учеников в России, он снова приехал туда в 2005 г. и дал много учений.
Согласно постоянным просьбам его духовного друга Кенчока Ринпоче, он поехал в Австралию и дал краткие учения в 2007 г. Его снова пригласили в Россию, где он дал учения многим людям, а затем приехал в Венгрию. К сожалению, с ним случился удар, и его деятельность несколько ограничилась. С тех пор он взял отдых и почти отошел от мирских дел; обычно он проводит медитацию и простое начитывание мантр.
В 2009 г. он вновь был – на этот раз официально – приглашен в Монголию в монастырь Гандантэгчэнлин. Он посетил многие монастыри и встретился со многими людьми. Снова он приехал в Монголию в 2010 г. и получил монгольское гражданство.
Богдо-гэгэн IX исторически связан с монгольским народом. Он является духовным лидером монголов. Пребывание его в Монголии – залог возрождения традиций, религии и духовности народа.
Примечания
[1] После подавления китайцами народного восстания в Тибете в 1959 г.
[2] Джецун Таранатха – религиозный мыслитель, историк и наставник, один из крупнейших представителей школы Джонанг. Родился в 1575 г.
[3] Богдо-гэгэн VIII, последний теократический монарх Монголии.
[4] Дилова-хутухта Жамсаранжав, знавший Богдо-гэгэна VIII. Нынешним перевоплощением Дилова-хутухты Жамсаранжава является Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
[5] Практика Чод, которая выполняется в течение 4 мес., когда практикующий обязан обойти 108 источников, останавливаясь у каждого на одну ночь.
[6] Учения были получены в Тибете (в частности, от Панчен-ламы), а позже в Индии.
[7] Имеется в виду документ о результатах гаданий и т.д.
[8] Это перевод текста официального письма Далай-ламы.
Подготовили Ж. Оюунчимэг и С.Л. Кузьмин по материалам, полученным из монастыря Гандантэгчэнлин, Улан-Батор, и из Офиса Его Святейшества Далай-ламы, Дхарамсала.