«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Досточтимый Роджер Кунсанг (помощник ламы Сопы Ринпоче) о своем учителе
Я провел рядом с ламой Сопой Ринпоче много лет и только теперь начинаю понимать, что его телесная оболочка – это, пожалуй, единственное, что делает его похожим на обычных людей. Все его действия кардинально отличаются от поступков большинства мирян, а, как гласят учения, это признак подлинного практика Дхармы.
Невозможно застать его занимающимся чем-либо еще, кроме Дхармы. В четыре часа утра он уже медитирует. В самолетах он приступает к медитации, едва устроившись в кресле. Покидая борт самолета, он продолжает молиться. Ринпоче полностью посвятил свою жизнь служению живым существам и вовсе не заботится о себе. Я не верю, что он спит, но в определенные моменты он клюет носом, создавая впечатление, будто спит. К примеру, Ринпоче почти всегда дремлет в машине или, если график чересчур насыщен, то иногда, на рассвете, он в течение часа создает видимость сна, но никогда не ложится в постель.
Слова «я» или «мое» отсутствуют в лексиконе Ринпоче. Подобные понятия весьма далеки от него. Что бы ему ни дарили, он минутой спустя отдает другому. Все имущество Ринпоче ‒ это темно-бордовая накидка, принадлежавшая ламе Еше. Лама взял с него обещание ни при каких обстоятельствах не расставаться с нею. Все остальное никогда не залеживается.
Ринпоче часто дарит свои одеяния. Поэтому их запасы быстро истощаются, а приобрести новые зачастую весьма непросто. Помню, как однажды в Дели я лихорадочно паковал чемоданы и едва успел все собрать. Такая паника, когда мы во весь дух мчимся, чтобы успеть к отлету, – обычное дело. Ринпоче закончил чтение мантр (а он, как правило, читает их до последней минуты, после чего, выходя за черту «последней минуты», проводит еще несколько особых пудж) и направился к выходу. Мне пришлось взглянуть на него дважды, чтобы убедиться – на Ринпоче была надета лишь нижняя юбка, шемтаб (нижняя часть монашеского одеяния) отсутствовал.
Нижняя юбка не прикрывала щиколоток, и было видно, что он шагает в туфлях на босу ногу. Свои носки вместе с шемтабом Ринпоче кому-то отдал. Мне пришлось умолять его принять назад шемтаб, который я отыскал у человека, получившего его в подарок. Убедить Ринпоче забрать его обратно стоило больших трудов. Он не видел в шемтабе особой необходимости. Но я сказал, что в аэропорт лучше явиться одетым, иначе его нижняя юбка вызовет подозрения.
Однажды Ринпоче проводил лекцию в зале, где многие высокие ламы даровали учения. Там была большая гостевая книга, и согласно традиции каждый лама оставлял в этой книге свою фотографию и автограф. Все снимки изображали лам, сидящих на троне, их головы венчали особые шапки – знак отличия высокого ламы. Ринпоче, просмотрев свои фотографии, выбрал одну, где он был запечатлен в солнцезащитных очках и пляжной шляпе с огромными полями, в одной руке он держал гитару, другой обнимал черную собаку. На собачьей морде красовались другие очки Ринпоче, а на лапах ‒ его ботинки.
Ринпоче – вегетарианец, что весьма необычно для тибетского ламы. Его забота о других живых существах, в особенности, если дело касается их убийства и поедания, удивительна. Порою, мы оказываемся в весьма напряженной ситуации: в последнюю минуту надо успеть закончить кучу дел, но вдруг в мгновение ока вся суета стихает, потому что… как это было однажды, Ринпоче заметил на своей кровати двух муравьев. Следующие тридцать минут мы провели в тщательных поисках других муравьев, затем осторожно вынесли их наружу, стараясь не причинить им какого-либо вреда. Ведь жизнь муравья гораздо важнее, чем самое ответственное, срочное задание, и спасти его нужно, не медля ни секунды.
Ринпоче не выносит вида лобстеров в ресторанах морской кухни, томящихся в резервуарах в ожидании смерти. Отведав вегетарианской еды, он, как правило, покупает живых лобстеров, стоимость которых порой доходит до 80 долларов за экземпляр, и отпускает их в открытое море. Один из наиболее запомнившихся случаев спасения животных произошел в Сингапуре, где их зачастую убивают ради кожи или в фармацевтических целях. Ринпоче выкупил черепах, лягушек, голубей, девять змей и две тысячи рыб. Две змеи оказались питонами шестиметровой длины. Их трудно было приподнять даже в мешке. Мы выпустили животных в заповеднике. Как только развязали мешки со змеями, я бросился бежать со всех ног.
Однажды в Индии несколько учеников пригласили Ринпоче в дорогой ресторан, оснащенный кондиционерами. Он заказал много еды и попросил официанта отнести ее старой, потрепанной собаке, сидящей за стенами ресторана. К величайшему изумлению официанта и учеников …
Ринпоче постоянно уделяет много времени людям, которые жалуются ему и порицают все и вся. Он проводит с ними по два-три часа, приговаривая: «Да, душа моя, да, душа моя…», в точности, как это делал лама Eше. Он просит принести собеседнику побольше чая, лучшего чая и вкуснейших печений. Я думаю, он тем самым учит нас уделять больше внимания практике Дхармы и при любых обстоятельствах проявлять терпение. Ведь большинство людей убеждены в том, что главное – произвести изменения вовне, а не извлечь из любой ситуации возможность развивать собственный ум…
… Временами я вижу, что Ринпоче физически истощен, но ни разу не замечал в нем и малейшего проявления умственного напряжения. Мой опыт показывает, что он достиг совершенства в терпении и усердии. Иногда в три или четыре часа утра, когда у меня уже слипаются глаза, и едва удается удерживать тело в вертикальном положении, Ринпоче говорит, что закончил дела, запланированные на ночь. Я с трудом добираюсь до своей постели, а он так и сидит с прямой спиной, готовый приступить к молитвам. В этом же положении я застаю его и несколькими часами спустя, когда вновь присоединяюсь к нему, чтобы начать новый день.
Как правило, мы думаем, что наши обязательства и практика Дхармы – тяжкое испытание. У нас есть обыкновение откладывать практику ради того, чтобы выпить чашечку кофе или пойти в кино, но Ринпоче – полная противоположность. Он отказался ото всех мирских удовольствий и направляет всю свою энергию на практику Дхармы. Особое внимание он уделяет суровым практикам, например всенощной медитации и ньюнг нэ. Он любит брать обеты в важные дни, например в полнолуние, в четыре благоприятных дня месяца и в дни затмений, когда порождаемая положительная и отрицательная карма значительно увеличиваются.
Если в эти дни Ринпоче не удается взять обеты, он очень расстраивается. Наверное, обычные люди испытывают такое же чувство горечи, когда теряют большую сумму денег.
Иногда Ринпоче советует совершить определенные действия, в которых я не вижу особой надобности, однако время, проведенное с ним, научило меня, что в последующем эти наставления принесут пользу. Большинство людей выстраивают схемы или манипулируют другими, чтобы добиться цели, поскольку считают, что все должно произойти именно так, а не иначе. Ринпоче же просто позволяет событиям происходить…
… По крайней мере, я научился у него открытому взгляду в будущее, что придает особую остроту моему осознанию собственного непостоянства.