«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Мантры, высеченные на каменной дощечке и поднесенные ступе Махабодхи. Бодхгая, Индия. Фото: Игорь Янчеглов.
Цветы, поднесенные ступе Махабодхи в Бодхгае, установленной на том месте, где 2600 лет тому назад достиг просветления Будда Шакьямуни. Бодхгая, Индия. Фото: Игорь Янчеглов.
Украшенное цветами изображение Будды у ступы Махабодхи в Бодхгае. Бодхгая, Индия. Фото: Игорь Янчеглов.
Священные символы, объекты силы и самовозникшие святыни
Цель паломника ─ места силы, однако его внимание устремлено к священным символам и наделенным силой материальным предметам, которые в сущности неотделимы от самого места. В них ─ непосредственный источник благословений. Некоторые места силы, особенно пещеры и другие природные структуры ландшафта, лишились движимых артефактов после геноцида, вызванного китайской оккупацией, и в результате хищнического уничтожения Красной армией. Однако даже здесь, почти наверняка, паломники встретят священные объекты, такие как высеченные на скалах изображения или «самопроявленные явления». Таким образом, всегда найдется какой-нибудь из трех типов артефактов, относящихся к Телу Будды, Речи Будды и Уму Будды. Это могут быть изображения, надписи и чортены, чье тибетское наименование «тенсум» указывает на их функцию ─ служить «тремя объектами, или опорами веры».
Изображениями Будды, символизирующими его Тело, могут быть изваяния из глины, камня, бронзы или деревянные статуи, скульптурные барельефы на скалах; образы, нарисованные или высеченные на камне, написанные на хлопке и шелковых свитках (танки); сотканные изображения; образы, отпечатанные на хлопчатобумажной ткани для изготовления молитвенных флажков или на бумаге для закладки в амулеты, а также самопроявленные двух- или трехмерные изображения. Наиболее часто встречающиеся образы ─ Будда Шакьямуни, или один из Пяти Будд ─ Намнанг (Вайрочана), Микьопа (Акшобхья), Ринчен Джунгне (Ратнасамбхава), Опаме (Амитабха) и Доньодрубпа (Амогхасиддхи); бодхисаттва Ченрезиг (Авалокитешвара), Джампелъянг (Манджушри), Чана Дордже (Ваджрапани), Джампа (Майтрея) и Долма (Арья Тара), а также Гуру Ринпоче и великие ламы-основатели религиозных школ. Во всех монастырских лхакангах имеется изображение главного тантрического будда-божества (йидама) и кхандромы Дордже Налджормы (Ваджрайогини) в различных формах. На стенах изображаются цари-охранители четырех направлений, и где-нибудь непременно найдутся образы главных охранителей гомпы ─ Палден Лхамо, Нагпоченпо и других.
В великих монастырях «священные тексты», символизирующие Речь Будды, будут представлены каноническим собранием наставлений Будды Шакьямуни (Кангьюр) и каноническими комментариями к ним, составленными великими индийскими мудрецами и йогинами (Тенгьюр), ─ все это, конечно же, на тибетском языке. В гомпах поменьше имеются библиотеки священных писаний, скорее всего, содержащие часть Кангьюра (например основополагающие сутры Праджняпарамиты), собрание трудов (сунгбум) основателя гомпы, или ключевые работы школы, к которой эта гомпа принадлежит. Лишь в нескольких монастырях сохранились священные тексты, написанные или напечатанные до 1959 года. Солдаты Красной армии использовали тексты для разжигания костров или просто бросали их на произвол судьбы. По сей день на развалинах монастырей можно увидеть сваленные в кучу беспорядочно спутанные страницы или отыскать комнату в отреставрированном здании, где будут храниться перемешанные остатки древней библиотеки.
В пещерах и горных местностях символами буддийских текстов будут священные слоги и мантры, высеченными на скалах. Порой это могут быть самопроявленные объекты. Камни-МАНИ ─ мантры, высеченные верующими на камнях и скалах для накопления заслуг, принадлежат к этой категории. Стены-МАНИ, иногда длиной в сотни метров, содержащие сотни каменных плит с написанными на них одной или несколькими сутрами, также символизируют Речь Будды. Однако и камни-МАНИ, и стены-МАНИ были разрушены во время Культурной революции, и сейчас зачастую можно увидеть только груды фрагментов. Речь Будды также символизируют мантры, выложенные из камней на склонах гор; их буквы иногда достигают в высоту нескольких метров.
Третий «объект, или опора поклонения» ─ это чортен (ступа), символизирующий Ум Будды. Чортены существуют в различных формах и размерах, достигая в высоту от нескольких сантиметров до сотни метров. Чортеном может быть небольшое бронзовое изваяние, живописное изображение или барельеф, высеченный в камне, хранилище священных реликвий внутри большого лхаканга или огромное скульптурное сооружение, выстроенное из камней и земли. В период гонений чортены с вложенными в них драгоценностями были желанной целью охотников за сокровищами, и соответственно их осталось немного, хотя в последнее время во многих местах силы возникли на скорую руку выстроенные монументы.
В некоторых традиционных азиатских религиозных культурах, особенно в индийской, древним изображениям, книгам или символам не оказывают какого-либо особого почтения в сравнении с новыми и недавно освященными. Но в Тибете все обстоит иначе. Здесь сила объекта, подобно силе места, исходит от связи с ним святого или йогина, от их живого присутствия. Их чистое видение или вибрация наполняют объект энергией Будды. Считается, что изображения, созданные, например Джово Атишей или Миларепой, несут в себе просветленную энергию Будды, а исходящие от них благословения равнозначны благословению самого их создателя. Драгоценные предметы (терма), сокрытые Гуру Ринпоче, обладают той же силой, что и сам великий гуру. В силу самого своего возраста древние изображения, тексты и чортены были современниками великих и святых людей и потому несут в себе их благословения, которые можно получить, выразив почтение этим символам или соприкоснувшись с ними.
То же относится и к священным объектам, служащим отражением связи (самаи). Это предметы, которые носили при себе тантрические йогины и с кото-рыми ритуально была установлена связь через обет не проводить различие между символом и его основополагающим значением, а также посредством исполь-зования этого предмета. Дордже (ваджра) и дильбу (гханта), или колокольчик, – самые распространенные предметы, отражающие связь. Они символизируют (и воплощают) мужской и женский аспекты основополагающей метафизической реальности, состоящей из двух слитых воедино составляющих ─ сострадания и мудрости. Они всегда присутствуют на алтаре йогина и используются практически в каждом тантрическом ритуале. Среди других объектов связи ─ чаша из черепа (тхопа, капала), которая есть пустота и может использоваться йогином как сосуд для питья или сосуд для ритуальных подношений, содержащих символы крови или семени; а также пурба (кила), ритуальный кинжал, который часто можно видеть на поясе нгагпы-заклинателя. Он используется в ритуалах для подчинения духов ─ ритуалах, отражающих динамическую энергию пустоты. Считается, что эти объекты связи не только излучают энергию чистого видения и осознанности использующего их йогина, но также являют собой те качества Будды, которые они символизируют. Данная категория священных предметов ─ мощный источник благословения, особенно если когда-то этот предмет принадлежал Гуру Ринпоче, Далай-ламе или Другпе Кюнле.
Верующий, полный решимости достичь просветления Будды в течение этой жизни, настраивается на более высокую тональность метафизической реальности предмета, впитывает его высокие вибрации. И даже если история про-исхождения данного объекта выдумана, верующий спроецирует на него качества Будды и тем самым наделит его энергией, которая впоследствии вернется к нему. Похожим образом эта схема срабатывает и в случае с искренним верующим, нуждающимся в каком-либо мирском благе, исцелении или очищении от неблагих действий: предмет, к которому он обращается за силой или благословениями становится «магическим предметом». Личное имущество святых и йогинов ─ «магические предметы». Их башмаки, одеяние, посох или чаша для подаяний ─ все это можно найти на алтарях в местах силы. Кальсоны покойного Дуджома Ринпоче были разрезаны на кусочки и распределены между учениками как «магические предметы».
Такую же силу приписывают «самопроявленным» или «самопроизвольно возникшим» (рангчжунг) явлениям. В большинстве главных мест силы, куда ти-бетцы совершают паломничество, ─ даже за пределами Тибета ─ есть природные каменные образования, которые, как считается, самопроизвольно возникли без участия рук человека. Иногда это ─ грубый рельеф на скале, который отождествляется с образом Будды, или неровная трехмерная форма, которая видится как Будда. Также обнаруживают самопроизвольно возникшие дордже. Семенные слоги мантр, такие как А или ОМ А ХУM, также часто можно найти на камнях. Большинство этих явлений уходят корнями в седую древность, равно как и еще одна разновидность самовозникших предметов ─ частицы метеоритного металла, которые упали с неба и напоминают по форме дордже или другой священный символ (токчак).
В то время как проявления «рангчжунг» можно рассматривать как матери-альные отражения спонтанно возникшего состояния Будды, отпечатки, оставленные йогином в камне, чаще всего в пещерах для медитации, свидетельствуют о его контроле над первоэлементами. Обретение такого контроля относится к одному из восьми великих магических сил (сиддхи), открывающихся по дости-жению просветления. Пещера Гуру Ринпоче в Тердроме изобилует подобными отпечатками. Здесь паломник найдет вмятины на камнях в местах, где великий гуру сидел и прислонялся спиной, отпечатки его головы и ладони. Также остались следы от его трезубца (катванги) и чаши из черепа. Отпечатки стоп и ладоней ─ наиболее часто обнаруживаемые святыни такого рода. Будда Шакьямуни оставил отпечатки стоп на камне по четырем сторонам корры вокруг Канг Ринпоче, чтобы пригвоздить гору к месту и продемонстрировать нерушимую при-роду своего просветленного состояния.
Для благочестивого паломника найти самопроизвольно возникшие явления и отпечатки на камнях в месте назначения своего паломничества ─ это простое подтверждение природы и действенности места силы, а также духовной мощи йогинов, здесь медитировавших. В более скептически настроенных западных паломниках это по крайней мере может породить небольшую веру. Суть паломничества заключается в том, что оно наверняка вызовет ослабление укоренившихся ментальных концепций, а священные объекты места силы будут способствовать состоянию ума, благоприятному для установления связи с ноуменальной энергией этого места.
Священные субстанции
Существуют определенные субстанции, которые паломник стремится по-лучить в месте назначения своего паломничества и которые наделяют различного рода благословениями. Некоторые из них ─ это природные вещества, вода, камень или глина. К ним также могут относиться алхимические составы, изготовленные ламой-тантриком при строгом соблюдении всех ритуальных условий. Ими могут быть самопроявленнные субстанции, обладающие магической силой. Некоторые дают избавление от болезни, другие ─ даруют духовные благосло-вения ламы или буддийского божества.
Самой распространенной священной субстанцией является камень. Пропитанный энергией священной горы он приносится паломником домой и служит зарядным устройством, генерирующим энергию места силы, из которого он был принесен. Или же он может быть привезен на родину и заложен в фундамент или в реликварий строящегося чортена, который таким образом преобразуется в ту священную гору, частью которой этот камень когда-то являлся. По маршруту корры вокруг Амнье Мачен, на перевале Дрокду Ньякха Ла есть каменоломня для добычи таких камней. Многие места силы обладают особыми месторождениями священной земли (сане), которая также может использоваться в строительстве чортенов и изготовлении цаца. Цаца представляют собой маленькие глиняные изображения высотой в несколько сантиметров с рельефным изображением будды. Или же это могут быть объемные фигурки, символизирующие чортен. Глиняные оттиски изготавливают с помощью бронзовых матриц, после чего высушивают на солнце. Глину, из которой делают цаца, часто смешивают с реликвиями ушедшего ламы и закладывают в чортен или в специально выстроенный реликварий. Когда цаца смешивают с останками мирянина, их могут оставить в ближайшем месте силы, священном для определенного охранителя, с которым сознание умершего таким образом устанавливает связь. Неприемлемым считается уносить цаца с того места, куда они были принесены во время ритуала.
Есть еще лечебная земля ─ как в сыром виде, в котором ее извлекают из почвы, так и прошедшая процесс обработки или приготовленная доктором. На большинстве горных маршрутов корры по местам силы есть места (нэса), где паломник может раздобыть лечебную землю, предназначаемую для лечения раз-личных заболеваний.
Воду из священного источника или озера также можно забрать домой для того, чтобы те, кто не смог совершить паломничество, тоже извлекли пользу через ритуальное окропление, что по сути равнозначно омовению в источнике, или, получив каплю на кончик языка, что равнозначно выпитой фляжке воды из источника. Вода, взятая из пещеры для медитации или ее окрестностей, то есть из источника, которым пользовался реализованный йогин и который, возможно, возник чудесным образом, обладает особой силой. Она называется друбчу, вода реализации.
К категории «священных субстанций» прежде всего относятся вещества, приготовленные во время тантрического ритуала специально для распространения среди верующих. В тантрической церемонии подношения используются две важнейшие субстанции, символизирующие мужские и женские сексуальные жидкости ─ кровь и сперму (ракта и дудци), красную и белую. Их могут представлять различные вещества, особенно красные и белые жидкости. Мужской аспект может быть представлен алкоголем, иногда содержащим в себе немного менструальной крови и спермы. Женский аспекта может быть представлен мя-сом. Божество и его свиту символизирует сакральный конус из ячменной муки и патоки, иногда готовящийся с добавлением алкоголя. Такой конус называется торма, «субстанция для разбрасывания и распространения». Однажды освященные и поднесенные божествам все эти субстанции, будучи источниками благословения, сохраняются для распространения среди паломников.
Главный алхимический препарат называется «божественным дхармическим лекарством» (дуци чомен). Он включает в себя растительные и минеральные смеси, которые готовятся во время тщательно разработанного ритуала. Его проведение зависит от фазы луны, расположения планет и звезд, а также ритуальной чистоты участников церемонии, в особенности ламы, который проводит такое освящение. Изготовление данной субстанции иногда занимает много дней, в течение которых она проходит процесс от клейкой массы до очень маленьких темноокрашенных шариков. Зачастую сразу готовят множество килограммов таких пилюль, ведь они изготавливаются редко и могут храниться в запасниках долгие годы. Различные тантры описывают разные рецепты изготовления этой амброзии для тех или иных целей. Если с их помощью распространяется благословение ныне живущего ламы, тогда жидкости тела этого ламы будут особым священным ингредиентом, входящим в состав таких пилюль. Если лама уже умер и обрел другое рождение, то пилюли могут содержать его измельченные в порошок останки. Особые растительные компоненты могут привнести в изготавливаемый состав силу божества местности, где они были собраны. Например, растения, собранные на горе Цари, могут содержать в себе особые благословения обитающих там небесных танцовщиц. Эти растения могут представлять собой универсальное медицинское средство, а также обладать психоделическими свойствами. Фармакологические свойства этих растений напрямую связаны с впитанной ими энергетикой места силы, где они произрастали. В действительности, их лечебные свойства служат отражением качеств самих небесных танцовщиц (кхандрома), так что невозможно провести границу между присутствием энергии будды и активным химическим веществом. Большинство таких божественных субстанций изготавливаются по гомеопатическому принципу чем лучше качества субстанции, тем действенней ее эффект. Безусловно, сила субстанции не зависит от ее количества. Мельчайшей доли компонента бывает вполне достаточно. Таким образом, небесная субстанция, заявленная как останки великого эрудита-мистика Лонгчена Рабчжампы, умершего более 600 лет назад, и предлагаемая ученику современным ламой, содержит мельчайшую долю исходной субстанции, которая сама содержала в себе лишь крохотную часть реликвий, и чем дальше, тем меньше становится пропорция священных останков. Но это никоим образом не уменьшает силу источника благословения в сравнении с исходными реликвиями.
Такие волшебные компоненты эффективны прежде всего для устранения завесы эмоций и умопостроений во время медитации. Кроме того, они могут создавать гармоничную вибрацию в тонком теле и химический баланс, то есть здоровье, в физическом теле. Растения, которые одновременно служат и медицинскими и психотропными ингредиентами, иногда собираются йогинами в местах силы для аллопатического лечения с использованием соответствующих дозировок.
Тайное знание приготовления магических компонентов передается изустно в йогической линии преемственности. Однако даже для посвященных в тантру, где описывается этот рецепт, трудно получить наставления по некоторым алхимическим аспектам йоги. Этот метод называется чулен, «извлечение сущности». Различные диеты, включающие чулен, предписываются йогинам для развития медитации. Например, чонгжи, известняковый минерал представляет собой универсальное средство и может заменять собою весь рацион питания. Ашвадудх, выделение черного цвета, проступающее из камней, увеличивает жизненную силу и сексуальную энергию. Растение лингчен, растущее на высокогорных лугах склонов горы Цари, может вызывать состояния эйфории и радости, в которых возможно реализовать левитацию и другие сверхъестественные йогические способности. Луду дордже, самое ценное психотропное растение, также растет на склонах горы Цари. Шарообразные пилюли, рильбу, еще более ценные чем чомен, включают высокоактивные вещества из этих субстанций.
Самопроявленные реликвии рингсел ─ это магические субстанции, которые не является ни алхимической смесью, ни панацеей, составленной из одних только трав. Эти крошечные белые, похожие на бусинки шарики, выпадающие из чортенов (ступ), находят на земле вокруг них одиночно или в неисчислимых количествах. Их также обнаруживают среди останков йогина, который реализо-вал радужное тело, оставив после себя лишь несколько реликвий рингсел, или после сожжения тела в кремационной ступе. Особенное качество реликвий рингсел заключается в том, что после помещения их в священное место, они могут самопроизвольно репродуцироваться и умножаться в количестве.
Святой человек
Если чистое видение доведено до совершенства, то любой встреченный во время паломничества воспринимается как святой человек. Однако традиция на-деляет особой ролью специально подготовленных людей: лам. Лама ─ это учитель, который посредством действий тела, речи и ума наглядно демонстрирует Учение Будды. Он может явиться вам в образе тулку, монаха, йогина, ученого-философа, странствующего мага-нгагпы или в других различных формах. Для паломника он ─ святой человек, которому следует оказывать почтение и который в свою очередь служит своего рода зеркалом для верующего. Например, если в восприятии верующего он предстает как божество, то в этом случае он и продемонстрирует божественное проявление; если как Будда, он может дать наставления или явить самадхи. Таким образом святой человек передает благословение будды (чжинлаб), и поэтому ему выражается даже большее уважение и преданность, чем Трем Драгоценностям. Паломник совершает простирания, подношения и молитвы ламе в месте силы и получает от него благословения.
Самое высокопоставленное положение занимают тулку. Тулку ─ это воплощенный будда. Особенно очаровательного и одаренного ребенка в очень раннем возрасте признают новым воплощением учителя, который постоянно перерождается. В благоприятной среде монастырского образования его обучают тантрической традиции ─ это единственные знания, которые ему прививают. Тулку являет собой духовный идеал тантрического буддизма. По крайней мере, так нередко происходило в прошлом, когда культурная традиция оставалась невредимой, когда Тибет был обособленным обществом в Центральной Азии, изолированным не только от культурного влияния Запада, но также от индийского и китайского. В то время каждый монастырь жил по своим установленным нормам, а каждый день разворачивался как длинное ритуальное действо, так что тулку за 20 – 30 лет обучения получал полный набор необходимых знаний и навыков. Возможно, это лишь абстрактная идеалистическая картина, но вера обладает большой силой, и нет никаких сомнений в том, что тибетцы верили и все еще верят в реальность своих воплощений будды ─ тулку, так же как мы верим в звездность кино-идолов или в несгибаемость стали.
Учитель-улку был духовным авторитетом гомпы, а в большом монастыре, как правило, было несколько тулку. В связи с тем, что в руках тулку была сосредоточена в том числе и политическую власть, и они служили оплотом тибетского буддизма, китайские коммунисты обращались с ними особенно жестоко. Вот почему доля тулку в среде эмигрантов, а также в той части тибетского сообщества, которая подвергалась систематическому истреблению в Тибете, оказалась несоразмерно большой. И хотя некоторые из них остались в Тибете, в наши дни редко можно найти тулку, проживающего в гомпе; обычно монастырем руководит настоятель.
В пещере или отшельническом поселении в качестве ламы может выступать йогин. Действующий в Тибете режим терпимо относится к медитирующему отшельнику, скорее всего, из-за того, что он не представляют никакой политической угрозы. Если такой йогин достаточно хорошо справляется со своей работой, то он будет признан самопроявленным тулку и, возможно, станет основоположником собственной линии сознательных воплощений. В традиции терма школы Ньингма, такой йогин считается эманацией Гуру Ринпоче, или, другими словами, самим Гуру Ринпоче. Он, следовательно, обладает наивысшей осознанностью и духовными силами Гуру Ринпоче, а также аурой магического преображения.
Благословения, даруемые святым, будь то тулку, йогин, монах или маг-нгагпа, не отличаются своей ценностью от благословений, получаемых от священных предметов или от соприкосновения с природой Будды во время поклонения. Но святого человека, совмещающего в себе благословения Тела, Речи и Ума Будды, легче повстречать, и, кроме того, он принял обет служить на благо всех живых существ. Передача благословений ─ это одна из его первостепенных обязанностей. Поэтому преображенный ландшафт и объекты силы второстепенны в сравнении с ламой, который и есть первостепенная цель паломничества. Будучи главным лицом, наделяющим благословениями, он ─ духовное сердце места силы.
В тибетском языке слово благословение, чжинлаб, означает «поток милосердия», который переживается как всплеск сострадания и благости или как необычайно яркое духовное переживание. Благословение как бы вливает осознанность в человека, его принимающего, «подобно тому как красная краска пропитывает белую ткань». Благословение святого человека может быть передано от ума к уму посредством жеста или слова, через прикосновение руки или контакт со священным предметом. Оно также передается через защитный шнурок с узелком (сунгду), который носят на шее для защиты от негативных влияний, или через амулет в форме маленького квадратного мешочка, содержащего записанные мантры, или сплетенный защитный амулет, который также носится на шее. Любая священная субстанция, даруемая паломнику святым человеком, пропитана его благословениями особенной силы.