SHAKYAMUNI.RU

Разушение песочной мандалы Манджушри в Ростове-на-Дону

Монахи монастыря Дрепунг Гоманг проводят ритуал Сочог.
Монахи монастыря Дрепунг Гоманг проводят ритуал Сочог.

Строительство мандалы Манджушри. Фото Роман Анощенко
Строительство мандалы Манджушри. Фото Роман Анощенко

Мандала манджушри.
Мандала манджушри.

Фрагмент мандалы Манджушри.
Фрагмент мандалы Манджушри.

Отог Ринпоче. Фото Роман Анощенко
Отог Ринпоче. Фото Роман Анощенко

Мандала манджушри.
Мандала манджушри.

Разрушение мандалы.
Разрушение мандалы.

Разрушение мандалы.
Разрушение мандалы.

Заключительная речь Отог Ринпоче на разрушении песочной мандалы Манджушри в Ростове-на-Дону.

«Вчера мы закончили полностью построение мандалы и осветили ее. Какой смысл построения мандалы? Главный смысл ее построения, что бы мы задумались о наших собственных жизнях, задумались о том, каким образом нам возможно избежать страдания и достигнуть счастья. Очень важно, чтобы мы иногда задумывались об этих вопросах для того, чтобы мы в перспективе, те, кто является буддистом, могли бы продвигаться по пути к просветлению и прилагать для этого определенные усилия. Вообще, мы говорим, что такое дхарма и для чего она существует? Она существует для того, чтобы избавить от ментальных и физических страданий. Не достаточно просто знать, что существует дхарма, необходимо продвигаться по этому пути. Если мы будем продвигаться по этому пути, то она нам, действительно, может принести пользу. По сути, дхарма не является какой-либо догмой, потому что не только в буддийском учении, но и во многих других религиозных системах существуют моменты, которые приводят нас к состоянию счастья. И правильное следование учению, действительно, приносит большей частью благие плоды. Но и сейчас все здесь собравшиеся могут утверждать, что в свое время накопили достаточно благих деяний, чтобы переродиться людьми.

У слова «дхарма» существует много значений. Но в большей части есть два значения: дхарма как учение и дхарма как мельчайший элемент, составляющий наше бытие. То есть, некоторые говорят, что данный элемент может обладать какими-то характеристиками и, основываясь на этих характеристиках, он и является элементом. Слово «учение» или «дхарма» имеет санскритские корни, а у нас в тибетском языке, кроме значения «учение» и других значений, слово «дхарма» подразумевает под собой почву, то есть потенциал стать листком либо цветком. И что же такое истинная практика дхармы? Под этим подразумевается работа над самим собой, работа над своим сознанием, то есть, если вы будете развивать положительные качества своего ума, а в другое время будете работать со своими отрицательными качествами своего ума – это и есть истинная практика дхармы. И действительно, основным упором практики в буддизме является очищение собственного сознания от действия клеш или омрачающих эмоций.

То есть, нет смысла совершать практики бездумно, либо для обретения каких-либо сверхспособностей, потому как вы должны постоянно анализировать свое собственное сознание на предмет того, помогает ли та или иная практика очистить ваше собственное сознание или нет, работает она для вас или нет. Вот это и будет истинной практикой дхармы. И очень важно, чтобы вы занимались практикой ежедневно, если вы сможете, хотя бы по 5-10 минут, медитировать или начитывать мантры, то это будет очень хорошо, очень важно, чтобы вы никогда не прерывали эти действия, потому как из часов складываются дни, из дней складываются месяца, из месяцев складываются годы. И таким образом, жизнь наша проходит. Если мы начнем делать перерывы, то есть угроза того, что мы можем и не начать в следующий раз.

Более того, благие качества ума мы не можем приобрести за деньги или через знакомства. Благие качества ума взращиваются только лишь путем ежедневной и кропотливой работы над самим собой. И если вы сможете действовать таким образом, то ваша жизнь обязательно изменится, и вы уже в этой жизни ощутите плоды своих деяний. Очень важно, чтобы вы каждый день в течение непродолжительного количества времени начитывали мантры, но самым важным будет являться то, если вы сможете порождать в себе доверие, основанное на знании трех драгоценностей. Этот в свою очередь позволит вам принимать какие-либо обеты: тантрические или индивидуального освобождения. С другой стороны, эти обеты позволят вам сделать вашу практику более эффективной, и вы сможете развивать в себе такие позитивные качества своего сознания, как умение помогать другим и вы начнете больше задумываться о благе именно тех людей, которые вас окружают. Что в результате приведет к накоплению благой кармы, и она проявится и приведет вас к тому, что вы постепенно сможете избавиться от своих собственных страданий.

Если вы можете быть буддистом – это значит работать над самим собой, это не значит, что вы должны сутками сидеть в медитации или часами начитывать мантры, это значит кропотливая работа над самим собой, это значит, что вы должны соблюдать обеты нравственности, вести более нравственную и духовную жизнь, которая в свою очередь будет основой для ваших собственных реализаций и, естественно, каждый день необходимо порождать в себе веру в три драгоценности. Таким образом, вы сможете накопить достаточно благой кармы, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. С другой стороны, если вы являетесь приверженцами другой религиозной системы, то мы знаем, что в этих религиозных системах существуют также свои традиции, также существуют свои обеты нравственности и, если вы сможете также их соблюдать, мы уверены, что эти обеты, эти наставления помогут изменить вашу жизнь в более лучшую сторону. И дхарма является очень эффективным методом для изменения своего собственного сознания в позитивную сторону. С другой стороны, если вы практикуете дхарму, и в результате этого в вас больше проявляется негатива, если вы стали более агрессивным, если вы стали менее добрым, в таком случае нет необходимости практиковать дхарму, лучше – прекратить практику. Польза дхармы проявляется не только в этой жизни, мы можем испытать плоды практики дхармы также во многих последующих жизнях. Есть люди, которые не верят в перерождение, но вы можете посмотреть на примере даже этой собственной жизни, как практика дхармы может вам помочь изменить жизнь к лучшему уже находясь в этом рождении.

Очень важно, чтобы вы уделяли как можно больше внимания практике любви и сострадания, потому как данная практика присутствует во всех религиозных системах. Если же говорить о буддизме, то Будда Шакьямуни сам говорил, что нет необходимости практиковать абсолютно все учения, которые он преподал. Вы можете практиковать и достигнуть уровня высоких реализаций путем практики лишь одного учения – учения сострадания. И поэтому я хотел бы вас попросить, чтобы вы как можно больше уделяли внимания именно данной практике, что бы породить в себе этот настрой. Что же такое сострадание? Существует очень много подразделений и видов сострадания, но наиболее важным и всеобъемлющем из них является определение того, что сострадание – это искреннее желание, от всего сердца, чтобы все живые существа освободились от страданий. И это не есть всего лишь какие-либо слова, вы должны прочувствовать это своим сердцем и после этого это станет действительно практикой.

Также, в текстах говорится о том, что все существует благодаря определенным причинам и условиям, точно так же Буддой становятся благодаря определенным причинам и условиям, то есть, и в текстах говорится о том, что самой важной причиной становления Буддой является причина, которую мы закладываем в результате великого сострадания. Благодаря деяниям, основанным на сострадании, мы сможем очистить свой собственный клеш и нарастить весь положительный потенциал и, в конце концов, достичь уровня Будды. И так же в текстах говорится о том, чтобы стать Буддой необходимо практиковать один из двух путей, либо вы идете путем практики «Шести парамит», либо вы идете путем тайной колесницы или тантры. В итоге, один из этих путей сможет привести вас к полному освобождению.

Очень важно, если вы себя позиционируете в качестве буддиста, не просто называть себя буддистом, а именно прилагать какие-то усилия. Для того, чтобы быть истинным буддистом, необходимо заниматься, необходимо читать литературу, необходимо осмыслять ее. Постепенно вы сможете, в результате накопленной благой кармы, достигнуть более глубокого понимания в этих моментах. Далее вы постепенно начнете переходить к практике шести парамит, после завершения практики шести парамит, вы свободно сможете перейти в практику тайной колесницы. После того, как вы перешли в практику тайной колесницы, вы можете порождать в себе истинное сострадание, и также это поможет вам зародить истинную Бодхичитту. Основываясь на истинной Бодхичитте, вы начнете совершать активные действия, которые принесут огромную пользу всем живым существам. Если вы будете не в состоянии этого сделать, то вы закроете три двери дурных перерождений: в аду, в мире голодных духов или животных. Таким образом, быть буддистом означает работать над самим собой ежедневно, в течение всей жизни. И самым главным утверждением, которое говорит Его Святейшество Далай-лама, заключается в том, что если вы не можете помочь живым существам, то хотя бы не причиняйте им вреда. Потому как Будда говорил, что нет большей драгоценности, чем жизнь другого живого существа. И как сказал великий индийский мыслитель Шантидева: «Из блага рождается благо, из зла рождается зло. По примеру своего человеческого тела никогда не совершайте ничего дурного другим живым существам. И если мы начинаем, например, практику любви и сострадания вне зависимости от того, являемся ли мы буддистами или приверженцами другой религии, все они говорят, что есть острая необходимость порождения любви и сострадания к ближним. Об этом говорят абсолютно все религиозные системы. Поэтому мы все должны знать, что на каком-то уровне у нас у всех присутствует любовь и сострадание, но нам необходимо ее развить до уровня любви и сострадания, которыми обладают три драгоценности, допустим, в буддизме, либо, то божество, которое является главенствующим в той или иной религии. И нам необходимо просить благословения тремя драгоценностями, чтобы у нас точно так же как и у трех драгоценностей, до такого уровня развились положительные качества ума.

Очень важно, чтобы вы ежедневно работали над самим собой, чтобы вы не опускали руки, потому как очень много разных неприятных ситуаций случается в нашей жизни. Существует абсолютное сострадание и существует тот, кто обладает этим состраданием и необходимо в качестве примера использовать его для развития собственных реализаций. С другой стороны, если появляются какие-либо проблемы в вашей жизни, то эти проблемы появились из-за вас самих, необходимо это понимать. И с этими проблемами можете справиться только вы сами, никакое божество, никакие три драгоценности не смогут полностью избавить вас от страданий, потому как источником своих страданий являетесь вы сами. Устранение страданий находится в наших собственных руках. Если мы будем прикладывать к этому какие-либо усилия, то они обязательно уйдут. Очень важно для того, чтобы достичь истинного счастья понимание того, что точно так же, как вам не нравится, когда что-то плохое происходит в вашей жизни, когда вы начинаете страдать, точно также любое живое существо никогда не хочет испытывать страдания.

Потому как у нас всех с вами есть две составляющие – наши тело и сознание, поэтому есть два вида страдания – телесное и ментальное. Точно также в противоположность этому существуют два вида счастья – счастье материальное и счастье духовное. Таким образом, если мы будем более развивать в себе духовные качества, что приведет нас к осознаванию истинной любви и, основываясь на истинной любви, мы сможем достичь истинного счастья. В результате увеличения ощущений истинного счастья уменьшаются переживания отрицательных моментов нашей жизни. Все вы знаете эффект бумеранга, чем больше зла вы отдаете во внешний мир, тем больше зла будет в вашей собственной жизни.

Необходимо понимать, что причины нашего собственного счастья и причины наших несчастий лежат именно в других людях, которые мы закладываем путем действий. Если мы причиняем что-то плохое другому человеку, то глупо надеяться, что мы закладываем причины быть счастливым самим. С другой стороны, если вы будете помогать другим людям, если вы сможете в любой момент прийти к другому человеку на помощь, то так вы закладываете благие причины. А результатом благих причин будет то, что ваша жизнь изменится более в лучшую сторону, вы станете более счастливым.

И вот о чем мы хотели сказать, так это о том, что бы вы как можно больше работали над своим собственным сознанием, потому как, если вы больше будете думать о собственном счастье, если у вас в большей части будут проявляться только крамольные мысли, большого счастья в жизни вы не достигните. Существует два очень обширных текста, которые рассказывают именно о том, каким образом нам необходимо менять собственное сознание, в какую сторону его необходимо развивать. Если мы будем думать о больших целях, о великих свершениях, то мелкие проблемы мы с вами перестанем замечать. В буддизме говорится, если вы являетесь практиком шести парамит, например, если вы практикуете парамиту даяния или щедрости, если вы практикуете парамиту терпения, если вы практикуете парамиту мудрости, таким образом, автоматически у вас появляется очень большая цель в жизни, и вы следуете большому пути. И с другой стороны, если вы не являетесь религиозным человеком, так же очень важно, что бы вы ставили в жизни перед собой большие цели, потому как, если перед вами стоит большая цель, вам необходимо прикладывать большое количество усилий, как материальных, так и ментальных, для ее реализации и у вас просто не будет времени смотреть на какие-то мелкие обиды, мелкие ссоры и так далее. Вы увидите, что большая цель в жизни является очень хорошим подспорьем.

Также очень важно, чтобы мы уважали своих родителей. Чтобы мы проявляли к ним любовь и уважение. Относитесь с большим пониманием ко всем тем людям, которые находятся вокруг нас, не нужно идти на поводу у гнева, иногда бывает, что у людей какие-то жизненные ситуации и поэтому в силу сложившихся жизненных ситуаций они ведут себя именно так отрицательно. Но вам не нужно идти на поводу у гнева, не нужно сразу кричать на человека, не нужно сразу выяснять отношения. Постарайтесь практиковать немного терпения, немного понимания и это, в конечном итоге, приведет к тому, что у вас с этим человеком могут наладиться хорошие отношения. И таким образом, вы один из источников страдания сможете уничтожить.

Здесь очень много присутствует молодых людей, мы хотим также к ним обратиться, чтобы они как можно усерднее занимались, как можно больше получали знаний, потому как во многом наше собственное счастье в этой жизни зависит от знаний. Очень важно, чтобы наряду с усердием в изучении у вас так же были благие цели. Если у вас будут благие цели, и вы будете упорны в получении знаний, то вы постепенно сможете придти к истинному счастью в своей жизни. С другой стороны, если у вас будут огромные знания, и вы их направите в отрицательную сторону, это может привести к огромным негативным последствиям. Очень важно, что бы у вас в жизни была благая мотивация в любых ваших действиях и начинаниях, учитесь ли вы или занимаетесь работой. Если у вас благая мотивация, то действие, которое вы совершаете, автоматически становится благим, автоматически в результате благого действия у вас накапливается благая карма, которая приводит к тому, что у вас проявляются в жизни благие плоды этой благой кармы. Таким образом, ваша жизнь выравнивается в лучшую сторону и, в конце концов, это приведет к тому, что прожив жизнь, вы оглянетесь на нее без сожаления и сможете без сожаления уйти в следующую жизнь.

Большое вам спасибо, я, наверное, утомил вас своими речами.

Мы являемся представителями одного из крупнейших монастырей Индии - монастыря Дрепунг Гоман. Раньше представители буддистов, проживающих в России, обучались именно в этом монастыре, и очень многие из них достигли высокого положения. Существует очень много историй о великих учителях, которые были выходцами из Бурятии, Тувы и Калмыкии. У нас существует очень длинная история взаимных отношений между нашим монастырем и Россией, именно поэтому мы сегодня здесь. Сейчас в нашем монастыре, который находится на юге Индии, обучаются свыше двух тысяч монахов и, естественно, все те подношения, которые вы преподнеси, мы с радостью передадим в наш монастырь. В нашем монастыре двадцать четыре часа в сутки люди занимаются тем, что обучаются дхарме. Мы хотим всех вас пригласить в свой монастырь, если у вас будет возможность, пожалуйста, посетите нас. В монастыре по большей части мы изучаем логику и философию. И кто преподал эту логику и философию? Ее преподал Будда Шакьямуни. Будда сказал, что необходимо анализировать то, каким образом вещи существуют в этом мире и приходить к правильному пониманию вещей в этом мире. Очень много знаменитых учителей вышли из стен данного монастыря, которые принеси огромную пользу очень большому количеству людей. Благодаря тому, что вы нас сюда смогли пригласить, мы хотели бы поблагодарить вас за это и так как мы являемся монастырем, мы не зарабатываем много денег, но с другой стороны, мы хотели бы преподнести определенные знаки благодарности. Мы хотели бы поблагодарить всех тех людей, которые были причастны к организации данного визита, особенно ваших местных буддистов, которые несмотря на все сложности добились того, что бы мы здесь построили мандалу для вас. Таким образом, получается, что это было вполне бескорыстное деяние, потому как они в своих действиях руководствовались именно пользой, которую мы можем принести благодаря строительству мандалы. В силу позитивно заложенных причин, мы действительно смогли приехать сюда, у нас единственная цель, чтобы была польза, чтобы вы ощутили себя более счастливыми, чтобы вы избавились от страдания. Очень важно, чтобы был своеобразный диалог, со своей стороны мы предлагаем нечто, с вашей стороны, если у вас будет желание это принять, только в этом случае будет эффективный результат. Благодаря всем этим деяниям, предпринятым организаторами данного мероприятия, накоплено огромное количество позитивной кармы, которая обязательно проявится. Если мы совершаем какое-либо действие, основываясь только лишь на благой мотивации, без каких-то задних крамольных мыслей, то это действие, как правило, приносит огромный позитивный результат уже в этой жизни. Большое вам спасибо за предоставленную возможность».

Монахи монастыря Палден Таши Дрепунг Гоманг дацан во главе с геше-лхарамбой Отогом Ринпоче прибыли в Ростов-на-Дону по приглашению Ростовского Буддийского центра, входящего в состав Объединения буддистов Калмыкии. Мандала Манджушри была построена по рекомендации верховного ламы (Шаджин-ламы) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Перевод с тибетского Чагдыр Санджиев
Материал подготовили Елена Красникова, Роман Анощенко


Разрушение песочной мандалы Манджушри в Ростове-на-Дону
 
Видео Роман Анощенко

Смотрите также:


Фоторепортаж. Мандала Манджушри в Ростове-на-Дону
Приветственная речь Отог Ринпоче к ростовчанам
Отог Ринпоче ответил на несколько вопросов для сайта Shakyamuni.ru
Танки. Коллекция - Ковалева И.Г. Часть II
Выставка священных буддийских реликвий из собрания Ламы Сопы Ринпоче в Ростове-на Дону
В Ростове состоялся вечер «Тибетской культуры»
01/01/1970


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте