«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Йога паломничества: начитывание мантры и медитация
Паломник из Тибета в Нагарджуна-конде священном месте Индии, связанном с именем пандита Нагарджуны. Нагарджуна-конда, Индия. Январь 2006. Фото: Игорь Янчеглов
Тибетские монахи, принимавшие участие в дарованном Его Святейшеством Далай-ламой посвящении Калачакры в Амаравати, отправляются в паломничество в Нагарджуна-конду. Нагарджуна-конда, Индия. Январь 2006. Фото: Игорь Янчеглов
Паломничество можно определить как период, выделенный исключительно для религиозной практики в месте силы вдали от дома. Но паломничество также включает и время пути к месту силу и обратно, а также от одного места силы к другому. На самом деле, мало кто из паломников-мирян сядет помедитировать в месте назначения своего паломничества, так как медитация, которая составляет суть религиозной практики паломника, выполняется им в движении. Самая распространенная форма такой медитации ― это начитывание мантры.
Уже упомянутая корра ― наиболее плодотворное время для медитации с начитыванием мантр. Однако современные тибетские паломники не упускают возможности воспользоваться автотранспортом, чтобы преодолеть огромные расстояния на Тибетском нагорье. Дороги, построенные главным образом заключенными в эпоху Мао, позволяют паломнику без затруднений добираться до места назначения. Ход машины не мешает начитывать мантру, и все паломники, направляющиеся, например к Канг Ринпоче, на грузовиках через открытые пространства Западного Тибета, будут отмерять расстояния мантрами на четках (тенга).
Мантра представляет собой последовательность вербальных символов, обращенных к определенному будде. Непрерывное однонаправленное начитывание порождает медитативное погружение, необходимое для особого видения, в котором силой вербальных символов спонтанно проявляется буддийское божество. Как монахи, так и миряне предварительно получают посвящение (ванг), которое уполномочивает их выполнять практику и наделяет силой мантру. Описание божества и техника его визуализации передаются после посвящения. Практика визуализации божества с одновременным начитыванием мантры может выполняться и монахом, и йогином, и мирянином, способствуя достижению необходимого уровня сосредоточения.
Самая распространенная среди тибетцев мантра, особенно в паломничестве ― это шестислоговая мантра Бодхисаттвы Сострадания, Ченрезига (Авалокитешвары). Это широко известная мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Преданная любовь, которую пробуждает эта мантра, и наполняет паломников той сильной и сострадательной энергией, которая обычно сопровождает в их путешествии. Сила этой мантры безгранична. Вот как объяснял ее воздействие Гуру Ринпоче:
Когда [паломник] начитывает ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, слогом ОМ пресекается причина перерождения в теле бога, и исчерпывается мир богов; слогом МА пресекается причина перерождения полубогом, и исчерпывается мир завистливых полубогов; слогом НИ пресекается причина перерождения человеком, и исчерпывается мир людей; слогом ПАД пресекается причина перерождения животным, и исчерпывается мир животных; слогом МА пресекается причина перерождения голодным духом, и исчерпывается мир страдающих духов; слогом ХУМ пресекается рождение обитателем ада, и исчерпываются ады. После опустошения всех шести миров вся сансара исчерпывается, и проявляется совершенная чистота. Сила, которая может привести живых существ в поле Будды ― это сердечная сущность Владыки Великого Сострадания, которую вбирает в себя эта шестислоговая мантра.
Dowman Ms
У последователей различных религиозных школ есть свои главные ман-тры. Так, у последователей школы Ньингма, для которых Гуру Ринпоче воплощает в себе всех будд, основная мантра ― это двенадцатислоговая мантра ОМ А ХУНГ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДИ ХУМ. Она пробуждает благословения Великого Гуру, особенно его нерушимую осознанность и сострадание. Ученики Кармапы из школы Карма Кагью могут начитывать простую формулу КАРМАПА ЧЕННО! «Лама Кармапа ― всеведущий!» Для бонпо эквивалентом шестислоговой мантры Ченрезига будет ОМ МАТРИ МУЕ САЛЕ ДУ, которая пробуждает сострадательную энергию учителя Шенраба Миво. Дети могут читать мантру Джампелъянга (Манджушри), Бодхисатвы мудрости, чья мантра ― ОМ А РА ПА ЦА НА ДИ ДИ ДИ ― улучшает память и умственные способности. ОМ ТАРЕ ТУ ТАРЕ ТУРЕ СОХА, мантра Дролмы (Арья Тары), женщины-бодхисаттвы ― еще одна любимая мантра тибетцев. Для очищения неблагих действий есть особая мантра Дордже Семпы (Ваджрасаттвы) ― ОМ ВАДЖРА САТТВА ХУМ. Так как очищение от негативной кармы ― это обычная мотивация в паломничестве, особенно среди монахов и монахинь, то некоторые из них в паломничестве начитывают длинную стослоговую мантру Дордже Семпы с одновременной визуализацией этого будды. Для долгой жизни и здоровья начитывается мантра Цепаме (Амитаюса), Будды Долгой Жизни, а для перерождения в Девачене ― мантра Опаме, ОМ АМИДЕВА ХРИ.
Тантрический йогин, полностью посвятивший себя практике, нгагпа или налджорпа, скорее всего, станет читать мантру своего йидама, буддийского божества ― своего индивидуального защитника, источника духовной силы и реализации. Такие мантры хранятся в тайне и не открываются непосвященным. Наиболее популярными йидамами будут Дукхор (Калачакра), Колесо Времени; Демчог (Самвара), Высшее Блаженство; Дорже Пурба (Ваджракилая), Нерушимый Кинжал; Гомпо (Махакала), Великий Черный; и женское буддийское божество Дордже Пагмо (Ваджраварахи), Алмазная Свинья.
Мантра должна проговариваться. Ее можно радостно и громко петь или же начитывать про себя. Но для того чтобы она выполняла свое предназначение ― служила объектом сосредоточения ― лучше начитывать ее шепотом, едва шевеля губами так, чтобы слоги слышались не так отчетливо. Это наилучшим образом способствует медитативному погружению, в котором может произойти преображение мысли в созвездие качеств Будды. Правильное произнесение мантры ― второстепенный момент. Так как носители языков тибето-бирманской группы не могут произносить сложные сочетания согласных звуков, обычные в санскритских мантрах, тибетское произношение зачастую радикально отличается от индийского. Тем не менее, мантру следует начитывать в точности так, как ее передал лама. Даже если пожилой лама за свою долгую жизнь приобрел весьма специфическое произношение, все равно ученик должен ориентироваться именно на него. Кроме того, глуховатый ученик, который услышал ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ как «ом мони гимме хум» и всю жизнь с искренней верой начитывал мантру именно так, зачастую получал намного больше пользы, чем точно копирующий учителя ученик, педантичный в своем произношении, но слабый верой. Приведенные выше мантры даны в принятом в буддийской литературе написании.
Во многих отношениях паломничество оказывает поддержку основной практике начитывания мантры, цель которой ― объединение с буддийским божеством. Вдали от дома мирские проблемы уже не так отвлекают от сосредоточения. От осознанного намерения однонаправленно посвятить себя духовной практике по спирали растет и усердие. Паломника в пути сопровождают единомышленники. Он взаимодействует со священным пространством, по которому путешествует или к которому направляется, так что попутно его собственное воображение наполняет пространство священным значением, а божественная составляющая этого священного пространства влияет на его видение. Простирание, подношение и обход священных объектов способствуют постоянному усилению состояния, благоприятного для духовного постижения. Место силы усиливает осознанность. Магическая сила объектов, с которыми встречается паломник, исключают предрасположенность к неверию. Изображения Будд, тома писаний и высеченные священные слоги, чортены и другие священные объекты служат отражением состояния ума Будды, в достижении которого и состоит его внутренняя цель. Все эти символы способствуют ее достижению.
Если медитацию понимать как состояние повышенной осознанности, в котором медитирующий ближе знакомится с присущей ему природой будды и ее сострадательными проявлениями, то паломник, открытый вибрациям места силы и с верой выполняющий религиозную практику, особенно начитывание мантры, постоянно пребывает в медитативном состоянии. Если же под медитациюей понимать четко структурированную практику в ограниченные промежутки времени, то медитация ― это прерогатива йогина, который сидит в пещере или в отшельническом ритоде в месте силы и подолгу посвящает себя практикам постепенного пути. Большинство тибетцев понимают медитацию во втором значении этого слова, а любые внезапные озарения или возросшую осознанность приписывают благословению места силы или святому человеку, живущему в этой местности.
Постепенный путь медитации в тантрической традиции начинается с предварительных практик и далее проходит три фазы. Предварительные практики состоят из простираний, сопровождаемых молитвой прибежища, произнесением обета бодхисатвы, начитыванием стослоговой мантры Дордже Семпы с визуализацией, начитыванием молитвы совершения подношений с ритуальным подношением мандалы из рисовых зерен, и гуру-йоги. Гуру-йога, самая важная из всех этих ритуалов, состоит из комплекса тантрических медитаций, сопровождаемых ритуальными действиями, кульминацией которых является вступление в мандалу ламы-гуру. Такая медитация непременно будет входить в любую практику йогина в его ритоде в месте силы. Все эти ритуалы следует повторять 100 000 раз, а отдельные элементы каждого из них обязательно выполняются любым из паломников.
Три последовательных стадии медитации составляют основную практику всех тантрических йогинов. Первая называется стадией построения, в процессе которой ум приучают к восприятию реальности как мандалы мужских и женских божеств. Это достигается посредством визуализации принципов и динамики постижения в символической, обычно антропоморфной форме. Вторая стадия ― стадия завершения, на которой эти архитипические образы объединяются со структурой ума, растворяясь в состояниях чистой осознанности. Это достигается практикой различных йог, которые искореняют присущее обычному сознанию двойственное видение и раскрывают недвойственное восприятие, наполненное светоносностью и осознанностью. Йога мистического тепла (туммо) ― одна из них. Третью фазу, скорее всего, лучше объяснить как фундаментальную буддийскую медитацию наблюдения за природой ума. Это медитация вне форм и потому считается слишком сложной для начинающих практиков.
Уединенные занятия тантрической медитацией в отдаленном отшельническом ритоде подходит только для продвинутых практиков. Йогины, которые годы своей жизни посвящают такой медитации, имеют высокий статус в религиозном сообществе. Несмотря на то, что монахи в монастырях также могут выполнять тантрическую медитацию, особенно подготовительные практики, в большинстве своем они заняты учебой и коллективными ритуальными церемониями. Подобная деятельность способствует улучшению кармы, которая позволит им в будущем приступить к интенсивным йогическим занятиям медитацией в затворе. В этой связи монастыри следует рассматривать как места обучения для будущих йогинов. Монастырская иерархия, тулку, настоятели и наставники, большинство из которых посвятили определенное время медитациям в отшельничестве, воспринимаются как бодхисаттвы, которые достигли цели своей медитации и вернулись из своей уединенной обители в монастырскую среду для того, чтобы помочь тем, кто еще не столь силен в практике. До Культурной революции большинство мужчин и женщин вне монастырских стен занимались теми или иными видами духовных занятий с надеждой на то, что смогут породить соответствующую карму для такого перерождения, в котором можно будет получить монашеские обеты.
Из книги Кит Доуман «Священная жизнь Тибета»
Продолжение следует...
Перевод Виктории Ивановой savetibet.ru