SHAKYAMUNI.RU

Йога паломничества: корра ― ритуальный обход

Корра, обхождение холма с дворцом Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале, Индия. Фото: Игорь Янчеглов
Корра, обхождение холма с дворцом Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале, Индия. Фото: Игорь Янчеглов

Прибывшие из Тибета паломники совершают обхождение тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. Индия, штат Карнатака. Фото: Игорь Янчеглов
Прибывшие из Тибета паломники совершают обхождение тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. Индия, штат Карнатака. Фото: Игорь Янчеглов

Корра, обхождение холма с дворцом Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале, Индия. Фото: Игорь Янчеглов
Корра, обхождение холма с дворцом Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале, Индия. Фото: Игорь Янчеглов

Обход священных объектов, называемый по-тибетски "корра", может выглядеть со стороны как упрощенная религиозная практика наивных верующих. И это действительно так. Верующий тибетец совершает обход чортенов (ступ), лхакангов (молитвенных домов), священной горы или святого человека без тени сомнения в действенности этой практики и без какого-либо логического объяснения этого действия. Но все же эту практику выполняют не только миряне, но даже очень высокие ламы и йогины.

Для обхода может использоваться любой священный объект, а накопление заслуги произойдет независимо от того, чем этот объект является. Больше всего заслуги накапливается при обходе священных гор – Канг Ринпоче (Кайлас), Амнье Мачен, Цари. Связанные с ними озера также предоставляют возможность для совершения корры и подчас накопления еще даже большей заслуги. Гомпы и лхаканги ― также подходящие для корры объекты, особенно те, где в центре круга корры представляют наделенное большой силой священное изображение или ламу. Чортены ― это общепризнанные объекты для совершения корры, которые притягивают к себе паломников, как пчел мед. Многие священные места, например Джокханг в Лхасе, имеют внутренний и внешний круги обхода, и даже третий промежуточный круг. Третий мифический круг вокруг горы Канг Ринпоче добавляется к внешнему и внутреннему для полной завершенности исполненной большого смысла метафизической триады. Обход статуи, например такой, как Джово в Лхасе, может занять всего несколько секунд; другие обходы, такие как внешняя корра вокруг Канг Ринпоче, может занять дни, а порой и недели пути, как, например, обход по ущелью в Цари.

Так как обход священных мест относится к крия-йоге ― лишенной четкого определения ритуальной практике, совершаемой физическим телом ― важное значение имеет время проведения практики. Периоды с появления первого солнечного луча до рассвета и от заката до сумерек ― наиболее благоприятны. Также имеет значение количество обходов. Три, тринадцать и сто восемь, наиболее благоприятные цифры в бонской и буддийской нумерологии, и поэтому чаще всего соблюдаемые. Согласно астрологическим подсчетам, заслуга от обхода священных объектов возрастает в геометрической прогрессии во время солнечного или лунного затмения, а также в особенно подходящий день благоприятного месяца.

Что касается направления обхода, то буддисты ходят по часовой стрелке ― правым плечом к объекту почитания, а бонпо ― против часовой стрелки. Для буддистов направление по часовой стрелке ассоциируется с «белым путем», путем добродетели, а против часовой стрелки ― с «черным путем», с неправедным действием. Тем не менее, в горах, священных как для буддистов, так и для бонпо, например, в районе Канг Ринпоче, где бонпо потерпели поражение, их с давних пор обязали ходить по часовой стрелке. Но в настоящее время бонпо больше не воспринимаются как последователи «черного бона», язычники, приносящие в жертву животных, управляющие миром духов. Тот бон значительно отличался от пути буддийской дхармы. Последователи «нового бона» могут совершать обход по часовой стрелке. Буддисты, практикующие материнские тантры, наоборот, должны обходить против часовой стрелки. Определенное направление движения ― это ключ к пониманию значения различных традиций. Движение по часовой стрелке, согласно отцовским тантрам и логическому обоснованию этических норм бодхисаттв, изложенных в текстах общепринятой буддийской традиции, согласуется с направлением потока энергии в природе и в гармоничном обществе. В то время как движение против часовой стрелки, противоречит естественному круговороту, и служит отражением соединяения добродетели и порока в этике материнских тантр. Динамика свастики, солнечного символа счастья и долголетия, зиждется на тех же самых принципах. Движение по часовой стрелке, когда священный объект находится по правую руку, указывает на свет и добродетель, в то время как левостороннее движение против часовой стрелки предвещает темное и зловещее. Этот символ был заимствован у тибетцев нацистами как символ солнечной энергии.

Эффективность практики обхода священных мест не вызывает сомнения. Даже если она не подкреплена практикой медитации, ум верующего успокаивается и сосредотачивается, а в лучшем случае достигается состояние повышенной осознанности. Обход ― это ритуальное празднование этого движения, гармонии и мира. Посредством направления своего сознания к центру круга и символического преображения окружающей среды, создается мандала.

Как правило, в центре круга корры главных паломнических маршрутов по Тибету находится гора, холм или какая-либо топографическая возвышенность. Чортен и лхаканг иногда визуализируются как ритуальная форма горы. Выстраиваемая мандала может представлять собой мандалу Пяти Будд или мандалу Намгьелмы (Ушнишавиджая), Матери всех Будд, которая пребывают в куполе чортена, или в священном космосе с горой Меру в центре. Если корра сопровождается начитыванием мантры, которая является еще более действенным методом успокоения ума и преображения его в мандалу, то тип визуализируемой мандалы зависит от произносимой мантры божества, которое располагается в центре проявившегося дворца этого чистого измерения. Если маршрут корры проходит по дикому району, то обход ― это мощнейший метод освящения и преображения внешней окружающей среды.

Во время совершения корры, маршрут которой проходит через гористые и дикие местности, вокруг горы, озера или большого монастырского комплекса, внимание восприимчивого паломника непременно привлекут, казалось бы, мало значимые особенности горного пейзажа. Наверное, самый распространенный пример ― это узкий проход между камнями, символизирующий промежуточное состояние между смертью и рождением (бардо транг) или путь в ад (ньелам). Здесь паломник обязательно протиснется между камнями или проползет по тоннелю, практикуя переживание страха посмертного состояния и таким образом подготавливая себя к смерти. Посещение лежащих на его пути мест, где совершаются «небесные похороны» (рассеченные тела умерших подносятся грифам), открывает ему возможность посидеть, мысленно представить и поразмыслить о предстоящей смерти и переживании в бардо. Другой паломник во время корры остановится возле исцеляющего камня, к которому если прикоснуться или потереться о него, можно излечить больную спину, головную боль или какой-либо врожденный недуг.

Из книги Кит Доуман «Священная жизнь Тибета»

Продолжение следует...
Перевод Виктории Ивановой


savetibet.ru




Фильм Джона Буша из трилогии «Ятра».
"Меня всегда удивляло, как могло произойти, что по всей Азии так много великих буддийских цивилизаций попросту исчезли? В Тибете я начал это понимать. Мы отправились в Тибет как паломники. Мы не просили, а потому и не получили официального разрешения китайских властей на видеосъемку. Мы решили не включать в этот фильм интервью, взятые у местных тибетцев, опасаясь за их безопасность. Мы поделимся с вами тем, что узнали во время нашего паломничества..."

Смотрите также:


Йога паломничества: знаки почтения, простирания и подношения
Йога паломничества: религиозная практика паломника
Йога паломничества: мотивация мирянина
Йога паломничества
01/01/1970


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте