SHAKYAMUNI.RU

Кушинагар. Паринирвана Будды

Будда в храме Махапаринирваны.
Будда в храме Махапаринирваны.

Храм Махапаринирваны.
Храм Махапаринирваны.

Будда в храме Махапаринирваны.
Будда в храме Махапаринирваны.

Храм Махапаринирваны.
Храм Махапаринирваны.

Стопы ног Будды в храме Махапаринирваны.
Стопы ног Будды в храме Махапаринирваны.

Храм Махапаринирваны.
Храм Махапаринирваны.

На 81-ый год жизни Будда передал свои последние учения (примерно в 543 г до н.э.). Это были «37 крыльев просветления». После этого он покинул Раджгир вместе с Анандой и отправился на север. Проведя ночь в Наланде, они последний раз пересекли Ганг в том месте, где сейчас стоит город Патна и подошли к деревне Белува. Там, Будда почувствовал недомогание, но пошёл дальше, до Вайшали. Там, Будда три раза говорил Ананде, что Будда может прожить до скончания кальпы, но Ананда не понял важности этой речи и не сказал ничего, пойдя медитировать. Тогда Шакьямуни отказался от мысли продлить срок жизни. Позже Ананда понял это и попросил Будду остаться, но Будда отказался, т.к. просьба поступила слишком поздно.

Когда они пришли в Паву, сын кузнеца по имени Кунда поднёс Будде пищу, в которой было мясо. Сказано, что все Будды перед своим уходом принимают мясную пищу. Будда откушал, но сказал, что никто не должен касаться этой еды. Позже, узнали, что мясо было испорченным. Он сказал Ананде, что заслуга, созданная подношением просветлённому последней пищи равна подношению пищи перед его просветлением.

В местечке между Пава и Кушинагаром Будда отдыхал недалеко от деревни, через которую только что прошёл караван. Владелец каравана малла подошёл к нему и заговорил. Глубоко тронутый учением Будды он поднёс Будде два куска золотой блестящей материи. Но их блеск был ничто по сравнению с сиянием Будды. Говорится, что тело Будды начинает излучать чудесное сияние на пороге просветления и паринирваны.

На следующий день, когда они прибыли на берег Реки Хираньявати, расположенной на юге от Кушинагара, Будда предположил, что они должны идти в рощу владельца каравана. Там, между кронами двух необычно высоких деревьев Шакьямуни прилёг на правый бок в позе льва головой на север. Ананда спросил, может быть Ражгир или Наланда – лучшее место для его ухода? Но Будда ответил, что в одной из предыдущих жизней, когда он был царём-бодхисаттвой, это место являлось славным городом Кушавати, столицей его царства.

Благородные жители Кушинагара, узнав о приближающемся уходе Будды, пришли выразить ему почтение. Среди них был Субхадра, 120-летний уважаемый брамин, но которому Ананда не давал прохода три раза. Однако Будда подозвал его к себе, ответил на его вопросы, касающиеся шести ложных воззрений, и раскрыл перед ним сущность буддийской Дхармы. Субхадра попросил разрешения вступить в Сангху и таким образом стал последним монахом, которого посвятил сам Будда Шакьямуни. Субхадра сел неподалёку в медитацию, быстро достиг состояния архата и вошёл в паринирвану, немного опередя Будду.

Ночью, Будда спросил своих учеников, есть ли у них какие-либо сложности в понимании учения, и не услышав ни одного вопроса, он произнёс известные слова: «А сейчас, я хочу вам напомнить, что всё составляющее подвергнуто разрушению. Трудитесь усердно ради вашего собственного освобождения!». Затем, погрузившись в медитативное созерцание он вошёл в Махапаринирвану. Земля сотряслась, звёзды посыпались с небес и пространство наполнилось божественной музыкой. Тело учителя омыли, одели, завернули в тысячи покровов и поместили в гроб из драгоценных материалов. Считается, что это произошло в 543 г до н. э. на полнолуние в месяце мае (Весак по индийскому календарю).

Семь дней боги и люди совершали подношения, после чего в сопровождении большой процессии, в цветах и благовониях гроб был принесён на место кремации. Некоторые легенды говорят, что маллы предложили своё специальное место, используемое для кремации. Был сооружён погребальный костёр насыщенный благовониями и ароматными маслами, но как было предсказано, он не загорался пока не прибыл Махакашьяпа. И только после того, как этот великий ученик Будды появился, совершил простирания и отдал почести учителю, костёр моментально загорелся.

После церемонии кремации пепел осмотрели и нашли, что остались только кости черепа, зубы и внутренние и внешние одежды. Маллы думали, что им достанутся все реликвии тела Будды, однако представители других восьми государств, представлявших древнюю Индию также потребовали их. Чтобы предотвратить конфликт, брамин Дона предложил разделить все реликвии на восемь частей. Некоторые источники утверждают, что вначале реликвии Будды были поделены на три части: для богов, людей и нагов. А часть, отданная людям, затем была поделена на восемь частей. Каждый из восьми представителей увёз реликвии в своё государство, и специально для этого было построено восемь ступ соответственно. Эти реликвии были опять поделены после того, как царь Ашока решил построить 84 тысячи ступ. В настоящее время они разбросаны в разных частях Азии.

История Кушинагара


В древние времена это место было известно как Кушавати, оно упоминается в Рамаяне, как город Куса, сына Рамы, знаменитого правителя Айодхьи (Ayodhya). Кушинагар был центром царства Маллов в древней Индии. Позднее он был прославлен Буддой Шакьямуни. После ухода Будды кремация была совершена в Мукут Бандхан (Рамбхар) где жители соорудили большую ступу и поместили туда останки Будды. Позже, царь Ашока обновил её.

Китайские путешествениики Фа Хьен и Хеун Цанг упоминали Кушинагару в своих записях. Фа Хьен рассказывает о монастырях в Кушинагаре, но во времена Хуен Цанга это место находилось почти в запущенном состоянии. Он видел Ступу Ашоки, обозначающую дом, где Будда принимал пищу в последний раз, Храм Паринирваны с известной статуей Будды, кроме того, полуразрушенная Ступа Ашоки и колонна, с описанием великого события. Ещё две ступы, отмечающие прежние жизни Будды в том месте. Оба китайских путешественника упоминали ступу, где Ваджрапани, Защитник Будды бросил свой скипетр в ужасе после смерти Будды. На некотором расстоянии находилась ступа на месте кремации, и другая, построенная Ашокой, где были разделены реликвии.

Кушинагар являлся действующим городом вплоть до 12 века, но после был заброшен. Раскопки начались в начале 19 века и только в 1876 году была обнаружена главная ступа, а шестиметровую статую Будды, уходящего в нирвану обнаружил бирманский монах Чандра Свами, который прибыл в Индию в 1903 году и превратил Храм Махапаринирваны в действующий Храм и место паломничества. Многие разрушенные ступы и монастыри Кушинагара датируются 3-5 веками до н.э., время наивысшего процветания города. Известно, что царь Ашока много сделал для строительства в этом месте.

Раскопки показали, что монастырская традиция продолжалась в Кушинагаре продолжительное время, примерно в период III - XI веков. Большая часть этих находок расположены сейчас в специальном парке, центральным местом которого является Храм Махапаринирваны со статуей Будды.

Достопримечательности


Храм Махапаринирваны и Ступа Паринирваны являются главным местом паломничества в Кушинагаре. Руины храма и ступы были обнаружены в 1876 году во время раскопок. Ступа, построенная в III в., была восстановлена в 1927 году. На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем брахми, в которой говорится, что реликвии Будды были помещены сюда. На одном возвышении со Ступой построен Храм Махапаринирваны. Он был реконструирован в 1956 году.

Статуя Будды. Внутри храма находится одна из самых известных статуй Будды. Это 6-метровая статуя Будды, входящего в нирвану, лежит на правом боку. Эта статуя была изготовлена в Матуре и привезена в Кушинагар монахом Харибхадрой во время правления царя Кумарагупты, предполагаемого основателя Университета Наланды. Когда статуя была обнаружена, она была разбита, но была восстановлена. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба: женщина в смятении, медитирующий монах и скорбящий монах. Это одна из очень немногих статуй Будды в нирване, когда-либо найденных на севере Индии.

Матхакуар расположен вблизи Ступа Паринирваны. Здесь была обнаружена Статуя Будды из чёрного камня в форме бхумиспарша-мудра (в которой Будда касается земли своими пальцами). Говорится, что последняя проповедь Будды состоялась именно в этом месте.
Рамабхар Ступа. В древних буддийских текстах она ещё называется Мукут-Бандхан Вихар. Эта 15-метровая Ступа датируется V веком. Считается, что Ступа стоит на том месте, где был кремирован Будда.

Фото: Роман Анощенко
dharmawiki.ru
kushinagar.com

26/06/2011


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте