«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Йога паломничества: религиозная практика паломника
Кора вокруг Кайласа, паломники. Фото: Вадим Курик
Спонтанно возросшая осознанность, наиболее яркое переживание во время паломничества, может пониматься как следствие автоматического рефлексивного очищения. В процессе многократного очищения тела, речи и ума, паломник может испытывать эйфорию, совершенно иначе видеть ландшафт; он может пережить внутренние пророческие видения, чувство невесомости и замедления ритма жизни, а также приливы необычайной радости и доброжелательности. Единственная ценность этих переживаний состоит в том, что они ведут к повышению осознанности и способности к познанию.
Тело автоматически очищается через физические нагрузки до изнеможения, которые неизбежны в местах силы. Западные люди в силу свойственного им телосложения не способны переносить такие же нагрузки как тибетцы, но результат все равно тот же.
Физическая усталость очищает тело и делает психическое состояние организма более восприимчивым к вибрациям места силы. Столкновение воочию с крайностями погодных условий ― с солнцем, снегом, ветром, высокогорьем ― оказывает тот же самый очистительный эффект. Если путешествие не вызывает требуемого изнеможения, то в этом случае обязательно совершаются простирания и обход священных объектов.
Речь и энергетические вибрации очищаются внешним звуком, шумом водного потока или дуновением ветра, которые могут стать объектами медитации, а также непрерывным начитыванием мантр и молитв. Мантру располагают вокруг внутреннего энергетического центра, чакры, и она автоматически начинает вращаться, порождая звук, который очищает психическую энергию, ее тончайшие вибрации и речь. Ум, концентрируясь на объекте медитации, которым может быть сама мантра или сопровождающая ее визуализация, также естественным образом очищается. С таким же успехом тело, речь и ум очищаются благословением ламы, места силы и священных объектов.
Ряд одновременных событий, которые запускают процесс кармы, могут спонтанно преобразить ум к обнаружению природы Будды, и такую благоприятную возможность предоставляет паломничество. Но в относительном мире ничто не достигается без веры. А ее в паломничестве в избытке. Паломничество само по себе ― это демонстрация веры, которая проявляется посредством духовной практики, простираний, обхода священных объектов, подношений, молитв и начитывания мантр ― это практикует все паломники в местах силы. Вера выражается в доверии, убежденности и непоколебимой уверенности в том, что искренние устремления, будь то возвышенные или смехотворные, смогут принести плоды. Нет веры ― нет осуществления. Без веры ничего не произойдет:
«В тех, у кого недостаток веры
Не взрастет ничего позитивного,
Так же как и выжженное зерно
Не даст всходов».
Рикард 1994:172
Вера ― это также и ключ к преображению ландшафта из обычной дикой местности в мандалу:
«Люди с непорочной кармой могут увидеть эти внешние обители Херуки как чистые земли; те же, чья карма нечиста, воспримут их как обычную местность на географической карте… Когда вы совершаете обход таких мест, как Бонри в Конгпо, то в силу того что они несут в себе благословение просветленного учителя, вы должны представлять, что выполняете обход просветленного существа. Речь идет не о простом совершении простираний и обходе с удерживанием в уме местного духа, божества или свастики: какое бы священное место вы ни посетили, вам следует понимать, что оно действительно наполнено теми или иными просветленными энергиями. Поэтому проявляйте почтительность и сорадуйтесь. Вот, что важно».
Рэмбл 1995:55
Конечно, невозможно вступить в местность мистическую в состоянии необузданного эгоизма, будь вашей целью обретение состояния Будды или ловкое использование духовных свершений ради личной выгоды. В действительности, с какой бы целью ни совершалось паломничество, невозможно не получить удара по своему эго. В буддизме под избавлением от эгоизма подразумевается ослабление чувства собственного «я» как обособленной личности и повышение осознания взаимозависимости всего сущего, как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Абсолютная потеря ощущения субстанциональности себя самого и других приводит к спонтанно возникающему знанию о том, что ничто во внешнем мире не существует независимо от воспринимающего ума. И это есть определение состояния Будды. Большинство йогических и медитативных техник ставят своей целью отсечение эго, а все тантрические медитативные ритуалы начинаются с основополагающего метода ослабления эго ― выражения почтения и простираний. Паломник произносит формулу выражения почтения и совершает физическое простирание всякий раз, когда появляется достойный объект почитания. Несомненно, благоприятная возможность, которую предоставляет паломничество для совершения простираний ― это одно из самых мощных благословений.
Цитируемая литература:
Ricard Matthieu. The Life of Shabkar, State University of New York Press, Albany, NY, 1994
Ramble Charles. Gaining ground: representations of territory in Bon and Tibetan popular tradition. Tibet Journal, 1995, XX, 1.