SHAKYAMUNI.RU

Йога паломничества: мотивация мирянина

Канг Ринпоче (Кайлаc). Внутренняя кора. Фото: Вадим Курик
Канг Ринпоче (Кайлаc). Внутренняя кора. Фото: Вадим Курик

Кора вокруг Кайласа, паломники. Фото: Вадим Курик
Кора вокруг Кайласа, паломники. Фото: Вадим Курик

И реализованные йогины, иногда походящие на оборванцев, и высокие ламы, которые порой выглядят как красивые манекены, ― все совершают паломничество с намерением служить Учению Будды и приносить пользу всем существам. А как в наше время обстоит дело с обычным мирским паломником, будь то чиновником из компартии или безграмотным кочевником? Во-первых, если у него есть начальные знания о буддизме, то его намерением будет накопить заслугу или извлечь определенную духовную пользу. Во-вторых, он может путешествовать в места силы, чтобы усилить аспект удачи или обрести какое-либо земное благо.

Заслуга, сонам ― это то, что обретается в процессе религиозной практики, в частности при совершении паломничества. Эта концепция является отличительной особенностью буддизма. В английском языке не существует точного эквивалента этому тибетскому слову. Иногда оно переводится просто как «добродетель», но в тибетском языке есть другие слова, которые намного лучше отражают суть добродетели. Заслуга ― это результат позитивного действия или проявления добродетели. Кармический эффект добродетельного поступка усиливает тенденцию повторять это действие в будущем; заслуга имеет ту же самую тенденцию. Вслед за осуществлением добродетельного поступка возникает приятное чувство удовлетворения; заслуга порождает то же самое чувство. Однако заслуга поддается количественному измерению. Она накапливается подобно сбережениям на счете в кармическом банке. Результат добродетельных поступков идет в доход, а результат негативных и плохих действий вносится в дебет.

Десять основных добродетельных поступков ― это отказ от убийства, воровства и неправильного сексуального поведения; воздержание от лжи, от пустой болтовни, сквернословия и сеяния раздоров; также отказ от алчности, злонамеренности и ложных воззрений. Совершение вышеперечисленных действий создает плохую карму. Различные духовные практики, особенно подношения Будде, Учению и общине практикующих, создают заслугу. Паломничество, как уже было отмечено, представляет собой главный «производитель» заслуги.

Заслуга, главным образом, инвестируется в гарантию лучшего перерождения. Чем больше счет в кармическом банке, тем лучше перерождение. Солидный баланс гарантирует перерождение в высших мирах богов, полубогов (асуров) и в мире людей. Отрицательный банковский баланс ведет к перерождениям в низших мирах: животных, голодных духов или существ ада. Большой запас заслуг к концу жизни это результат благоразумности и внимательности в течение всей жизни. Когда заслуга накоплена, появляется искушение обменять ее на нечто конкретное ― земное благо, гарантию успеха в какой-либо сфере: финансовой, любовной или общественной.

Что касается паломничества, то посещение более значительных мест силы соответственно ведет к накоплению большей заслуги. Великие священные горы, такие как Канг Ринпоче (Кайлаc), Лапчи и Цари, ― самые мощные производители заслуги. Одно только намерение совершить паломничество уже ведет к накоплению заслуги, когда же делается первый шаг в сторону места силы, то запускается счетчик измерения заслуги.
Основной источник накопления заслуги ― обход священных мест, одна из главных духовных практик во время паломничества:

«Польза [или заслуга] для любого, кто сделает шаг с намерением совершить обход вокруг храма с реликвиями Будды, с верой в уме, так же велика, как от совершения подношения ста тысяч унций золота».
Хабер, 1993

Заслуга, накопленная в результате одного обхода горы Бонри, в 700 миллионов раз превосходит любой обычный обход. На количество приобретаемой заслуги также влияет год и месяц совершения паломничества. Если паломничество совершается в месяц Лошади, Овцы, Птицы или Обезьяны, заслуга увеличивается в 1,3 миллиарда раз. Результатом благих действий во время паломничества вокруг Бонри ― например, спасения жизни животных ― будет автоматическое увеличение накопленной заслуги в 10 000 раз. Также согласно одному путеводителю: «Любой совершенный проступок или неблагое действие увеличивается до размеров Горы Меру или космического океана».

Очевидно, что с таким огромным количеством накопленной заслуги в привычном состоянии ума паломника и в его кармическом рисунке возможны значительные перемены. По-видимому, в накоплении заслуг есть некий порог, с которого начинается переход к запредельному, в том числе к просветлению Будды, или освобождению от круга перерождений, круговорота бытия. Согласно буддийскому учению, необходимым условием для полного освобождения является как завершение накопления заслуг, так и медитативное постижение природы реальности. Традиция в целом, и особенно путеводители по местам силы, достаточно ясно говорят о том, что паломничество по великим священным местам ― наиболее эффективный способ накопления заслуг. Предполагается, что оно способно довести до высшей точки и постижение природы реальности или, по крайней мере, привести к радикальным изменениям в сознании. Как утверждают многие паломники, во время паломничества непреднамеренно усиливается осознанность. Так, путеводитель по Канг Ринпоче, цитируя Гуру Ринпоче, заверяет паломника в следующем:

«Любой человек, посетивший Канг Ринпоче, центр мира, достигнет освобождения в течение трех жизней. Любой, кто с искренней верой обойдет озеро Цо Мапхам, спонтанно достигнет состояния Будды».
Рэмбл 1995:98

В худшем случае, после смерти и в конце бардо, промежуточного состояния между смертью и новым рождением, для паломника «закроются врата шести лок». Это произойдет в том случае, если сознание человека в бардо сохранит бесстрашное равновесие, не отвлечется на манящие огоньки материнских утроб, сулящих перерождения в высших и низших мирах, и окажется в чистой земле одного из Пяти Будд или на Медноцветной горе Чистой земли Гуру Ринпоче, в Шамбале, или в Земле Оргьен Кандромы.

Если накопленной заслуги недостаточно для достижения состояния Будды или освобождения из круговорота перерождений, тем не менее, ее может хватить для пробуждения сверхъестественных способностей или необычных озарений. Способность летать или проходить сквозь скалы, знание языка животных и птиц, способность читать чужие мысли и тому подобное могут быть обретены, особенно в местах силы, где обитают небесные танцовщицы. Именно они даруют такие способности. Путеводитель по горе Цари, одному из мест, где собираются небесные танцовщицы, обещает обретение особых сил, если там совершить подношение Будде. Подобным образом, если вы лишь короткое время будете медитировать на камне под названием Амолига на горе Бон в Конгпо Бонри, то вступите в самадхи, которое вспыхнет в вас подобно пламени. Кроме того в вас пробудятся воспоминания прошлых жизней.

Паломник с правильным намерением, по меньшей мере, автоматически очищается от неблагих деяний. Неблагое действие (дикпа) может быть определено как невежественное действие ума, речи или тела; действие, частично осмысленное из-за недостатка осознанности и избытка глупости; действие, накапливающее плохую карму; действие, противоречащее нравственным нормам и принципам, установленным обществом, ламой или самим человеком. Какой бы ни была причина проступка, его результатом становится накопление плохой кармы наряду с кармической предрасположенностью повторять это негативное действие в будущем. Очищение и освобождение от загрязнений может достигаться различными методами, которые зависят от духовной зрелости совершившего проступок. Иногда бывает достаточно благословления ламы. Эффективным может быть и медитативное погружение. Метод монаха ― ритуальная исповедь в медитативном сосредоточении. Но в особо тяжелых случаях последним прибежищем становится паломничество. Паломничество очищает ум от загрязнений и склонностей повторять негативные действия. И это очищение достигается в местах силы.

«Благодаря благословлению, дарованному тремя великими держателями знания, одного лишь посещения этого священного места [Бонри] довольно, чтобы очиститься от загрязнений. Для этого достаточно просто ступить на эту цветущую землю… Если выпить воды из ее источников и искупаться в ней, тотчас очистятся все загрязнения и обретется духовная польза и безмерная мудрость… Любой, кто выпьет воды из голубого озера Цо Мапхам, избавится от недобродетели, сопровождающей его последующие жизни».
Рэмбл

Самые тяжелые неблагие действия ― пять безразмерных (с немедленными последствиями) или так называемые «неискупаемые» проступки. К ним относятся убийство отца, матери или ламы, сеяние раздора в духовной общине и злонамеренное пролитие крови Будды. После смерти такой человек незамедлительно попадает в самые глубокие ады без какой-либо возможности освободиться в бардо. Но даже такие так называемые неискупаемые проступки можно очистить посредством паломничества. Согласно путеводителю, обход вокруг Канг Ринпоче несомненно искупает подобные злодеяния. Существует ряд мест силы, посещение которых гарантирует очищение от определенных неблагих действий. Чортен Ньима, недалеко от границы с Сиккимом, например, становится целью паломничества для тех, кому необходимо избавиться от проступка кровосмешения.

О способности воды священных мест очищать неблагие деяния уже упоминалось выше. Однако редко говорится о пользе омовения в этих водах. Причина кроется в том, что на купание в тибетском обществе традиционно налагалось табу. У нежелания совершать омовение были веские основания, связанные со здоровьем: защитный слой жира и пота, покрывающий кожу, необходим для сохранения тепла при экстремальном холоде, а сохранение воды в организме необходимо в условиях экстремальной жары. Потеря тепла в теле влечет за собой болезни; потеря воды через потоотделение приводит к обезвоживанию. Вероятно, очистительный ритуал омовения имеет индийские корни, так как в индийской культуре и климате купание является ритуалом поклонения, а также ключевым моментом для поддержания хорошего здоровья. Во всяком случае, в Тибете альтернативой стало питье священной воды, хотя также есть указания на то, что результатом купания становится перерождение в мире чувственных небесных танцовщиц: «Те, кто омоется или выпьет воды из озера Цо Мапхам, попадут в "рай великого блаженства" небесных танцовщиц». Священные воды также имеют свойство исцелять от болезней, и часто паломничество совершается именно с этой целью:

«В южной части Бонри есть девять рек, которые исцеляют от проказы, язвы, глухоты и еще ста четырех видов различных недугов. Поблизости протекает река очищающего нектара, которая исцеляет от водянки и проказы».
Рэмбл 1995:53

Как уже упоминалось, достижение освобождения из круговорота перерождений в момент смерти или в течение трех жизней, обретение сверхъестественных способностей, рождение в чистых землях Будд, очищение от загрязнений и негативной кармы, а также исцеление от болезней ― все это блага, которые может получить благочестивый паломник, чьи намерения и молитвы чисты. Несомненно, наибольшую пользу от паломничества получают те, кто готов к ее плодам, ― например, паломники с большими медитативными способностями, особой открытостью своим внутренним переживаниям и внешним впечатлениям. Но какой процент тибетских паломников сегодня имеет такую карму?

Скорее всего, соотношение духовно зрелых и незрелых людей в любой культуре остается приблизительно одним и тем же вне зависимости от политического или социального строя. Возможно, в тяжелые времена ― а Тибет едва ли когда-нибудь испытывал несчастья, подобные, тем которые обрушиваются на него в последние 30 лет ― искренняя вера, преданность и сильное стремление обрести духовное утешение возрастают. Трудно высчитать, в какой степени радикальное сокращение возможностей получения формального религиозного образования в монастырских университетах влияет на духовное устремление людей. Однако очевидно, что нынешнее поколение тибетцев меньше чем когда-либо за последние 1000 лет вовлечено в духовную жизнь. В Тибете, как и во всей Азии, бросается в глаза растущая зачарованность технологиями и материальной культурой западного мира. Кроме того, материалистическая пропаганда тибетских политических лидеров и китайских коммунистов также делают свое дело.

Но даже не принимая во внимание эти внешние обстоятельства, очевидно, что мотивация большей части тибетских паломников ― мирская и всегда была таковой. Паломник желает, чтобы увеличилось поголовье яков в стаде, и он особенно хочет, чтобы в этом сезоне отелилась самка по имени Дролма. Он хочет продвинуться в своей общине, чтобы ему были гарантированы права на пастбища. Ему хочется, чтобы выросли цены на закупку масла, чтобы на дополнительные доходы купить радиоприемник. Ему и его дочери нужна защита от китайского чиновника, чью репутацию он подмочил, и теперь тот хочет посадить его в тюрьму. У него есть маленькая бронзовая статуя Будды, доставшаяся от отца, и за которую камский торговец предлагает 100 квай, но может быть завтра предложит 200. Ему нравится девушка, которая едет в том же грузовике среди паломников. Он хочет, чтобы погода стала благоприятнее.

Он буддист и начитывает мантру МАНИ ПАДМА, принимает прибежище в Будде, совершает во время паломничества подношения ламам и Буддам для взращивания заслуги. Возможно, накопленной заслуги будет достаточно для достижения его целей. Но у него нет знания о сокровенном тантрическом учении и тайнах лам, которые для него подобны богам. Так он и живет в благоговении и страхе перед великими буддийскими божествами и охранителям. Его вера сводится в основном к почитанию местных божеств-охранителей, божеств гор, обычных духов, духов, которые, как он думает, живут с ним в одном доме и которым его отец молился и с искренней верой совершал ритуалы согласно календарю. Ламы, которые не бежали в Индию, были убиты или брошены в тюрьмы во время китайских репрессий. Где же была их пресловутая защитная сила? Они не смогли спасти его дядю от смерти в трудовом лагере на строительстве великой дороги и его бабушку, умершую от голода. Божества пастбищ и крупного рогатого скота, свирепые ужасные боги и богини, населявшие горы не покинули свои обители в трудные времена и, хотя открытое поклонение им было запрещено, они похоже, все еще отвечают на обращенные к ним молитвы. В последние несколько лет удача не отворачивалась от него. Да, все сводится к удаче.

Концепция успеха, или таши, намного древнее концепции кармы, которая пришла с юга, из Индии, вместе буддийскими миссионерами в имперский период. Удача всегда занимала умы кочевников, крестьян и шаманов. Это дар божеств и духов, которым дела нет до добродетельного поведения или общественной морали. Они требуют внимания к себе посредством подношений и ритуалов ― даже формального внимания для них достаточно. Взамен местные охранители обеспечивают баланс, экологическое равновесие и гармонию в отношениях человека с окружающей средой. Если же им отказывают во внимании и пренебрегают ритуалами, тогда их недовольство обнаруживается в нарушении гармонии между человеком и природой, в появлении различных несчастий. Болезни человека и крупного рогатого скота ― это основной признак хаоса в трех мирах ― в небесах, на земле и под землей. Гнев божеств проявляется в несвоевременной и суровой погоде ― в граде, песчаных бурях и засухах, которые уничтожают урожай и губят скот. Что касается жизни конкретного человека, то несчастья могут появиться в любви, в предпринимательстве, торговле и, конечно же, в игре в кости.

В то время как легко теоретически понять концепцию кармы, трудно увидеть, как действия божеств соотносятся с нравственным поведением человека, и уж совсем невозможно узнать, как действия прошлой жизни влияют на настоящую. С другой стороны, удача и неудача находятся в распоряжении беспристрастных божеств и духов, которых можно умилостивить ритуальными подношениями. Лучшее перерождение в следующей жизни, конечно, очень желательно, но перерождение ― это лишь абстрактное понятие. В то время как удача ― она здесь и сейчас; это ― цампа, чай с маслом, доброе здоровье; это ― любовные победы и на глазах у соперника; это ― деньги в кармане и радиоприемник на полке; это ― быстро растущее поголовье яков и хороший урожай ячменя. Поэтому обычный тибетец, совершающий паломничество по местам силы, стремится восстановить и закрепить связи с богами и духами этого места, чтобы заручиться их поддержкой, увеличить благосостояние и удачу.

Есть еще один вопрос, который владеет умами современных тибетских паломников, независимо, духовные у них устремления или мирские. Это вопрос политического статуса Тибета. Лишь небольшая часть тибетцев не считает китайскую оккупацию тяжким бременем и не желает от нее освободиться. Идея свободы Тибета, бокьи рангцен, сейчас повсеместно распространена в Тибете. И хотя мало кто из тибетцев осознает геополитические реалии, он искренне надеются на перемены. Во время паломничества по местам силы, это надежда четко формулируется в молитву об уходе китайцев назад, домой, или в молитву пожелания долгой жизни Йеши Норбу, Четырнадцатому Далай-ламе и его возвращению в Поталу в Лхасе в качестве главы государства. Даже если желание независимости не высказывается открыто, оно непременно будет тайно высказано в молитве паломника к Ченрезигу, защитнику Страны снегов. В своих молитвах он также обратится к гневным защитникам буддийской традиции, к божествам гор и их свитам, которые связаны обетом защищать Тибет, его жителей и буддийское учение.

Цитируемая литература:

Huber Toni. What is mountain? An Ethnohistory of Representation and Ritual at Pure Crystal Mountain in Tibet. Unpublished PhD dissertation in the University of Canterbury, Christchurch, 1993.

Ramble Charles. Gaining ground: representations of territory in Bon and Tibetan popular tradition. Tibet Journal, 1995, XX, 1.

Ramble Charles. The Creation of the Bon mountain of Kongpo. Unpublished manuscript, forthcoming in Mandala and landscape, DK Printworld, New Delhi



Из книги Кит Доуман «Священная жизнь Тибета»

Продолжение следует...

Перевод Виктории Ивановой
savetibet.ru


Видео по теме:



Фильм Джона Буша из трилогии «Ятра».
"Меня всегда удивляло, как могло произойти, что по всей Азии так много великих буддийских цивилизаций попросту исчезли? В Тибете я начал это понимать. Мы отправились в Тибет как паломники. Мы не просили, а потому и не получили официального разрешения китайских властей на видеосъемку. Мы решили не включать в этот фильм интервью, взятые у местных тибетцев, опасаясь за их безопасность. Мы поделимся с вами тем, что узнали во время нашего паломничества..."
01/03/2011


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте