SHAKYAMUNI.RU

Йога паломничества

Во время паломничества он даровал благословения тысячам  простых людей, а также инструкции по практике и посвящения  тем, кто был к ним готов, явив своими делами  замечательный пример буддийского сострадания.
Во время паломничества он даровал благословения тысячам простых людей, а также инструкции по практике и посвящения тем, кто был к ним готов, явив своими делами замечательный пример буддийского сострадания.

Дилго Кхьенце, один из учителей нынешнего Далай-ламы  и королевы-матери Бутана, в 1980-х годах трижды совершал  паломничество по Центральному Тибету.
Дилго Кхьенце, один из учителей нынешнего Далай-ламы и королевы-матери Бутана, в 1980-х годах трижды совершал паломничество по Центральному Тибету.

Паломничество, будучи йогой и способом выражения религиозных чувств, имеет такие же древние корни, как и сам буддизм. Паломником может быть мирянин, движимый намерением накопить заслуги для лучшего перерождения, обретения земных благ, привлечения удачи или искупления неблагих деяний. Для него паломничество по-прежнему остается важной частью жизни, так же как летние каникулы для европейцев. Но в то же время он не покинет свое селение или стоянку кочевников, пока не закончатся сельскохозяйственные работы или сезон выгона скота. Если паломник ― монах, то он обычно держит путь из провинции, чтобы выразить почтение святым местам, связанным с именами великих лам его религиозной традиции, и получить их благословение. Если это странствующий йогин, то постоянное путешествие от одного святого места к другому будет для него путем к состоянию Будды. Возможно, он странствует, чтобы по нескольку недель или месяцев медитировать в каждом святом месте. Какой бы ни была мотивация, неотъемлемой частью паломничества в Тибете будут физическое усилие и эмоциональное удовлетворение, которые могут стать причиной обретения просветления Будды.

Состояние Будды

Йогин, полностью посвятивший себя Дхарме и имеющий кармическую предрасположенность, находит пещеру или уединенное место. Там он проводит двенадцать или более лет, практикуя медитацию, в которой его наставлял лама, для достижения состояния Будды, просветления. Жизнь, исполненная отречения, и однонаправленная медитация в отшельнической пещере ― вот наивысшее благо для йогина, кульминация религиозной практики.

Путь монаха начинается с обучения и освоения базовых техник тренировки ума и заключается в сосредоточенной и непрерывной концентрации на учебной программе, а также в совершенствовании физической и нравственной дисциплины. Великий индийский йогин Наропа высмеивал «глупцов, которые скитаются по всему свету от одного святого места к другому». Он считал паломничество духовной практикой для людей, которые не способны медитировать всю свою жизнь в уединении или упражняться в дисциплине, соблюдая монашеские обеты. Однако такого рода мнение, безусловно, было направлено на то, чтобы воодушевить йогина или монаха оставаться на одном месте и развивать свою медитативную практику до доступных ему высот.

Традиция паломничества как тантрической йоги была заложена в Индии великими адептами, стремившимися к достижению состояния Будды с помощью методов Махамудры. Согласно их видению, великие святые земли, особенно 24 местности ― обители медитационного божества Демчога (Чакрасамвары) ― представляли собой географические соответствия 24 главным энергетическим центрам тонкого тела человека в тантрической йоге. Овладеть энергией этих центров и научиться изменять направление ее движения можно как с помощью внутренней медитативной практики, так и с помощью внешней йоги паломничества.

Существуют примеры, демонстрирующие эффективность паломничества. У Джогипы, индийского тантрика, умственные способности были такими низкими, что он был не в состоянии понять даже содержание тантрических обетов, которые объяснял ему учитель. Имея столь слабые способности к сосредоточению, он не мог долго и спокойно сидеть в медитации. Тогда его учитель заменил практику медитации паломничеством, дав ему указание обойти 24 великих святых места и при этом начитывать мантру Демчога. После двенадцати лет паломничества Джогипа очистил свой ум от загрязнений и достиг состояния Будды, называемое Махамудрой. Другой индийский тантрик Удхалипа с помощью йоги паломничества обрел сверхъестественные способности. Ему было дано указание посетить 24 святых места, начитывая мантру дакини (небесной танцовщицы) в каждой священной местности. После того как он собрал эликсир всех дакинь посредством алхимической техники ассимиляции, он обрел способность летать. Состояние Будды называют «абсолютным достижением», а обретение сверхъестественных способностей ― «относительным достижением». Способность летать, проходить сквозь скалы и с невероятной скоростью преодолевать огромные расстояния, а также владение языком животных и птиц, способность читать мысли других людей и т.п. ― все это относительные сверхъестественные способности.

После достижения состояния Будды, паломничество становится искусным средством принесения пользы другим живым существам. Сам Гуру Ринпоче сначала демонстрировал методы тантрической медитативной практики, путешествуя от одного святого места к другому. В итоге он достиг просветления. Все остальное время Гуру Ринпоче провел в паломничестве по Тибету, медитируя в святых местах, по большей части вместе со своей тибетской супругой Еше Цогьял. Подобный образ жизни стал примером практики для тибетских йогов, которые после двенадцати лет совершенствования медитации в пещере стремились поделиться сутью своего достижения с другими, а также примером для лам, которые чувствовали, что монастырская обстановка с ее политикой и интригами ― не самое подходящее место для служения всем живым существам. Возьмем, к примеру, Шабкара Ринпоче, Цогдрука Рангдрола, одного из самых известных лам девятнадцатого века. Он родился в 1781 году в Амдо, в юном возрасте он ушел в затворничество и завершил его через шестнадцать лет. Потом он встретил своего коренного учителя, согласно наставлениям которого практиковал медитацию в течение восьми лет в уединении и достиг состояния Будды. Впоследствии в течение более двадцати лет он постоянно находился в паломничестве, путешествуя от одного святого места к другому, проводя свое время в медитации в каждом из этих мест и передавая учения буддийской Дхармы каждому, кто был готов ее воспринять. По большей части Шабкар совершал паломничество по Центральному Тибету, родине большинства линий преемственности тибетского буддизма, а также высоко в Гималаях, где Миларепа и многие другие йоги-отшельники проводили в пещерах всю свою жизнь.

В самом начале 20 века лама Канджур Ринпоче из Ривоче Гомпы в Кхаме во многом повторил пример Шабкара, посвятив себя длительному паломничеству по центральной части Тибета. Великие Кхьенце Вангпо и Ситу Ринпоче, ученые ламы из Восточного Тибета, совершившие паломничество с большой группой своих последователей по знаменитым священным землям Центрального Тибета, составили путеводитель для паломников из Кама и Амдо, желавших посетить Центральный Тибет по тому же самому маршруту.

С 1980 года ламам-беженцам начали выборочно разрешать возвращаться в Тибет, и для многих тулку веским основанием для возвращения стала возможность вернуться в свои родные монастыри и совершить паломничество по святым местам, связанным с великими именами их традиций. Покойный Дилго Кхьенце, один из учителей нынешнего Далай-ламы и королевы-матери Бутана, в 1980-х годах трижды совершал паломничество по Центральному Тибету. Во время паломничества он даровал благословения тысячам простых людей, а также инструкции по практике и посвящения тем, кто был к ним готов, явив своими делами замечательный пример буддийского сострадания.

Из книги Кит Доуман «Священная жизнь Тибета»

Продолжение следует...

Перевод Виктории Ивановой
savetibet.ru


Видео по теме:

Внешнее, внутреннее и тайное паломничество с Ламой Сопой Ринпоче



…Когда отправляешься в паломничество с Ринпоче, то смотришь не на достопримечательности, но вглубь своего сердца…

Это может случиться один раз в жизни, если вам повезет. Отправиться на высокогорное плато Тибета, исполненное тайны и силы, вместе со святым человеком. 50 учеников со всех уголков земли решились на это духовное приключение, которое может стать главным событием их жизни. Лама Сопа Ринпоче, тибетский буддийский наставник, поведет их в эту Вселенную великих йогов и святых, невидимую для простого глаза.
02/06/2011


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте