SHAKYAMUNI.RU

Буддийский пилигрим в Индии. Часть I. Лумбини

Храм Майадэви. Фото: S.R. Shakya
Храм Майадэви. Фото: S.R. Shakya

Точное местоположение рождения Будды. Фото: S.R. Shakya
Точное местоположение рождения Будды. Фото: S.R. Shakya

Надпись на Руммендейском Столпе
Надпись на Руммендейском Столпе

Храм Майадэви и водоем рядом с ним представляют собой часть священного комплекса. Фото: S.R. Shakya
Храм Майадэви и водоем рядом с ним представляют собой часть священного комплекса. Фото: S.R. Shakya

Младенца назвали Сиддхартхой, что означает «исполнитель желаний».
Младенца назвали Сиддхартхой, что означает «исполнитель желаний».

На этом панно изображены Майадэви, касающаяся салового дерева, и маленький принц, выходящий из ее правого бока. Фото: S.R. Shakya
На этом панно изображены Майадэви, касающаяся салового дерева, и маленький принц, выходящий из ее правого бока. Фото: S.R. Shakya

Лумбини. Это центр паломничества был внесен ЮНЕСКО в список "Мировое культурное наследие" в 1987 г." Фото: S.R. Shakya
Лумбини. Это центр паломничества был внесен ЮНЕСКО в список "Мировое культурное наследие" в 1987 г." Фото: S.R. Shakya

Принц совершил семь шагов в четырех направлениях и объявил, что это будет его последним рождением.
Принц совершил семь шагов в четырех направлениях и объявил, что это будет его последним рождением.

В ночь полнолуния Весак (традиционный буддийский праздник, отмечаемый ежегодно в апреле-мае), Махамайе, главной жене Шуддходаны - Царя Капилавасту – приснился прекрасный сон. Во сне она увидела, что в бок ей вошел слон с шестью бивнями. Царь собрал шестьдесят четырех астрологов-брахманов для толкования сновидения, и они пришли к общему мнению, что царица родит сына, который достигнет мировой славы.

Царица Махамайя родила дитя через 10 месяцев и один день, изъявив желание отправиться в свой отчий дом. По дороге царская свита остановилась в прекрасной роще Лумбини – царском Парке неподалеку от Капиталавасту. Когда Царица потянулась за ветвью салового дерева, ребёнок чудесным образом вышел из ее правого бока.

Роща Лумбини, священное место рождения Будды, сегодня представляет собой небольшую деревушку в Непале, находящуюся в 27 километрах от Сунали на индо-непальской границе.

Триста лет спустя Махапаринирваны, император Ашока посетил Лумбини и построил там столп. Этот столп, хотя и в разрушенном виде, всё еще можно обнаружить. Он известен как Столп Раммендей в соответствии с предыдущим названием места (в наши дни – это Рупандей) в Непале.

Надпись на Руммендейском Столпе (Пракрит, письмо Брахми):
Возлюбленный Богов – Царь Пиядаши, во время своего 20-летнего посвящения, воплотился в человеке и почтил место, где родился Будда Шакьямуни. Он приказал возвести каменный столп. И поскольку Лорд Будда был рожден здесь, в деревне Лумбини, он привилегировал ее, снизив ставку налога до одной восьмой.


Китайский путешественник Фа Сянь в пятом веке н.э. и остальные путешественники и паломники были ошеломлены, увидев все те джунгли, которые окутали местность, не оставив ничего прошлого от прекрасного живописного сада. Раскопки, начавшиеся в 19 веке, вновь обратили внимание общественности на это священное место.

Небеса наполнились светом и дэвы (боги) осыпали цветами маленького принца Сиддхартху, который сошел из материнского лона на лотосовый трон. Принц совершил семь шагов в четырех направлениях и объявил, что это будет его последним рождением. Царица Махамайя отошла в небесные обители вскоре после рождения.

Старый мудрец Ашита предрёк, что принц отречется от мира, как только столкнется со страданием. Чтобы пресечь эту возможность, Шуддходана поселил принца в царской роскоши дворца Капилавасту, но это не имело смысла. Судьба все равно одержала верх, и Принц Сиддхартха оставил наследство и отправился на поиски ответа на вопрос прекращения человеческого страдания.

Храм Майадэви и водоем рядом с ним представляют собой часть священного комплекса. В храме находятся два великолепных панно, одно из которых выполнено из камня, а другое – из мрамора. На обоих панно изображены Майадэви, касающаяся салового дерева, и маленький принц, выходящий из ее правого бока.

Сразу перед дворцом находится бассейн, воды которого блистают в лучах солнца, пестря непрекращающейся рябью от легкого ветерка. Здесь Царица Махамайя принимала ванны перед чудесным событием, также именно здесь было омыто новорожденное тело Принца Сиддхартхи.
Священное место рождения Будды находится на юге рощи Лумбини. В результате раскопок были обнаружены собрание комнат и каменная плита – принято считать, что именно она обозначает точное местоположение рождения Будды.

Место, где произошло чудесное рождение сегодня представляет собой холм, из-за которого проведение дальнейших раскопок значительно затруднено. Всё это место обладает удивительной уединенной атмосферой, за исключением случаев, когда приезжают автобусы, полные паломников, собирающихся со всех концов буддийского мира.

Лумбини Дхармодая Самити Дхарамсала - Вихара Тхеравадской буддийской традиции - установлена в 1956 снаружи комплекса. Она построена в стиле современных непальских храмов, дверные и оконные проемы его украшены хитросплетенной резьбой и красочными фресками, изображающими события из жизни Будды, проведенной в просторных палатах.

Дармасвами Махараджа Будда Вихара – тибетская гомпа, принадлежащая традиции Сакья, также находится снаружи комплекса. Его основали Его Высокопреосвященство Чогье Тричен Ринпоче и Раджа государства Мустанг. Каждое утро около шестидесяти монахов, пребывающих здесь, проводят Пуджу Тары. В конце сентября, две тысячи монахов собираются здесь для проведения десятидневной пуджи мира и 13 декабря каждого года - для проведения пуджи Махакалы, которая также длится 10 дней.

В нескольких километрах от этого места с большим размахом строится комплекс монастырей. Монастыри различных национальных стилей Мьянмы (Бирма), Китая, Японии, Кореи и Таиланда можно будет найти среди тех, что строятся сегодня.
Также в окрестностях находится Исследовательский Институт Лумбини, вмещающий поразительную коллекцию буддийской литературы, и Музей. Оба учреждения открыты с воскресения до субботы с 10-00 до 17-00, 10 –00 до 16-00 (в зимнее время).

Капилавасту



Маленькая деревушка Пиправа, находящаяся в 93 км от Лумбини через Сонали, считается местоположением Капилавасту – столицы Шакьев, где Будда провел первые тридцать лет своей жизни. Если Лумбини - довольно уединенное место, то про Капилавасту можно сказать, что оно попало во временную воронку.

Раскопки здесь проводились Археологической исследовательской службой Индии в период с 1971 по 1977 годы. В ступе, которая была раскопана и опознана археологами как Восточная Ступа, было найдено описание, датированное кушанским периодом. Его текст гласил: «Om devaputra vihare Kapitalavastu bhikku sanghasa» (Это Девапутра Вихара Сангхи Бхикшу Капилавасту).

В полутора километрах от места находятся два холма, на которых ведутся раскопки. Тот, что побольше, представляет собой плотную укрепленную постройку, которая согласно местному поверью была дворцом Шуддходаны.

Также в окрестностях руин находится небольшой шри-ланкийский монастырь и храм – Махавинда Махавихара.

Как добраться:



Лумбини находится в Непале, в 27 километрах от индийской границы в Сонали. Чтобы въехать в Непал, людям из Индии и Бутана не нужна виза, но иностранным поданным нужна. Для подробной информации свяжитесь с ближайшим Королевским Непальским Посольством в вашей стране или Индии.
По автотрассе: Горакпур через Сонали, 123 км
Сонали, 27 км
Кушиногар через Горакпур, 176 км
Капилавасту (Пиправа) через Сонали, 93 км
Ближайшая ж/д ветка: Горакпур через Сонали, 123 км
Ближайший аэропорт: Варанаси, 413 км


Отрывок из книги "Walking with the Buddha. Buddhist Pilgrimages in India" Editor and Publisher: Swati Mitra, 2006.-192 с.

Перевод: Виктории Яковлевой
Фото: S.R. Shakya, Роман Анощенко

06/05/2011


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте