«Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни.» Е.С. Далай-Лама XIV
Еше Лодой Ринпоче о святых местах, связанных с жизьню Будды Шакьямуни
Лумбини.
Бодхгая.
Сарнатх.
Кушинагар.
“Четыре великих святых места буддизма связаны с рождением Будды Шакьямуни, достижением Просветления, первым поворотом Колеса учения и уходом в Паринирвану. Земля, где родился Будда, раньше принадлежала Индии, но если мы посмотрим на современную карту мира, то увидим, что сейчас она находится в Непале, однако сохранила старое название Лумбини.
Королевский дворец царя Шуддходаны - отца Будды Гаутамы - находился в городе Капилавасту, относительно месторасположения которого существуют споры: некоторые утверждают, что настоящее Капилавасту - в Индии, другие считают, что в Непале. Почему же все-таки существует два Капилавасту и два мнения на этот счет? Согласно одной истории давным-давно этот город находился на территории Индии и принадлежал роду Шакья. Но в результате войны многие выходцы из знаменитого рода погибли, а часть оставшихся в живых вынуждена была бежать в Непал, где основала второй город под названием Капилавасту.
Через двести лет после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану родился император Ашока, который установил во всех святых местах каменные колонны. Современный Лумбини соответствует историческому месту рождения Будды, и границы города точно определены. Если вы купите билет, войдете в заповедную зону Лумбини, окруженную охранными стенами, и пройдете чуть ниже, то увидите застекленное помещение, внутри которого находилось дерево Бодхи: говорят, что оно возникло чудесным образом на месте рождения Будды. Однако это дерево в свое время было продано непальцами японцам за очень большие деньги.
Лумбини
Если говорить о таком чудесном деянии Будды Шакьямуни, как его рождение, то нужно упомянуть королеву Махамайу - супругу царя Шуддходаны, отца Будды Сиддхартхи. Когда она была беременна Сиддхартхой, то попросила своего мужа позволить ей отправиться в гости к своему отцу. После разрешения Шуддходаны она на повозке отправилась по дороге из города Капилавасту в Лумбини - отцовское владение. Преодолев довольно длинный путь, Махамайя захотела отдохнуть и прогуляться в красивом парке. Там королева неожиданно ухватилась руками за ветки дерева, и Будда родился из ее правого бока.
Бодхгая
Следующее место, связанное с жизнью Будды, а точнее с достижением им Просветления, зовется Бодхгая. Рядом с ним есть святое местечко Шесть лет аскезы, название которого говорит само за себя: там Будда совершил еще одно свое чудесное деяние - провел шесть лет аскетической жизни в джунглях, которые помогли осознать ему истину Срединного пути.
Родители были очень обеспокоены тем, что их сын решил заняться аскетическими практиками, отречься от мирской жизни и встать на путь монаха. В течение шести лет они направляли сотни своих подданных и родственников, чтобы те помогали Будде выживать в лесу. В результате возле Будды Гаутамы собралось много посланных его родителями людей, которые присоединись к аскетическим практикам своего молодого хозяина.
История гласит, что из более двухсот подданных, направленных отцом, и двухсот пятидесяти, отправленных матерью, с Буддой осталось только пять человек, которые стали его учениками; остальные вернулись домой. Изнуряя себя голодом в течение шести лет, шестеро аскетов довели себя до истощения: они постоянно уменьшали количество принимаемой пищи, и их тела стали невероятно сухими. Вы, наверное, видели статуи и изображения Будды, отражающие этот период. Ожидаемые результаты не приходили: спустя шесть лет Будда понял, что если он и дальше будет отказываться от пищи, изнемогать от телесных страданий, то не сможет достичь состояния Будды, потому что для этого необходима телесная сила. Он отверг аскетический путь как неверный и осознал, что истина находится посередине, что не нужно впадать в крайности, что еда и одежда способны помочь на духовном пути. Будда вошел в реку Нирагьяна, которая раньше была полноводной, но сейчас обмелела, омыл свое тело и принял пищу. Когда другие ученики увидели, что Будда ест и купается, то стали упрекать его в предательстве, в отказе от практики. Но тем не менее Будда твердо осознал принцип Срединного пути. Позже пятеро учеников признали правильность суждений Будды и последовали за ним.
Благодаря аскетической практике Будда подошел к состоянию Просветления и вечером одного из дней прибыл в Бодхгаю, сел под деревом Бодхи на траву куша. Духи различных классов, обеспокоенные тем, что Будда близок к Просветлению, пытались чинить ему препятствия, однако в этот же день, в первую треть ночи он сумел одержать победу над вредоносными демонами. Затем он вошел в состояние медитативного сосредоточения - самадхи и на рассвете следующего дня, когда только начинает светать и можно разглядеть узор на ладони, достиг состояния Просветления. Мы до сих пор отмечаем этот день, это чудесное деяние как большой буддийский праздник.
Те ученики, которые не стали следовать за Буддой после совместной аскетической жизни, увидев идущего вдали Будду Гаутаму, решили, что не станут проявлять к нему уважение как к своему учителю. Однако когда он, уже обладающий всеми признаками Просветленного существа, подошел к ним, и они увидели невероятное сияние, исходящее от его тела с золотым отливом, то начали вставать и делать поклоны. Во время этой встречи Будда сказал, что открыл учение, которое позволяет избавиться от страданий.
В Бодхгае рядом друг с другом находятся дерево Бодхи и очень высокая ступа, олицетворяющая собой достижение Буддой состояния Просветления, по четырем сторонам окруженная более маленькими ступами. Существуют разные версии относительно того, когда она была установлена. Известно, что еще при жизни Будды в Бодхгае была маленькая ступа, Будда сам видел ее. Есть и другая версия о том, что эта величественная ступа была установлена позже царем Ашокой и не была такой высокой, как сейчас. Однако затем из поколения в поколение буддийские цари делали ее все выше и выше, и она стала такой, какой мы видим ее в настоящее время.
Пройдя во внутреннее помещение ступы, вы увидите статую Будды Шакьямуни, а также темный каменный квадрат со старинными узорами. История этого камня связана с известным буддийским археологом, который, проводя в этом месте раскопки, обнаружил, что под ним находится еще один камень, а под ним и другие пласты, относящиеся к разным историческим датам. Там же он нашел кувшин со старинными золотыми монетами, которые датировались примерно 2-3 столетием, и различные предметы времен до прихода императора Ашоки. Раскопки показали, что история этой ступы очень древняя.
Сарнатх
Каковы же были следующие действия Пробужденного, нашедшего «нектар учения, который может освободить от страдания и привести к освобождению»? Не сразу Будда решился отрыть его людям, думая, что постигнутое им учение вряд ли кто-то сможет понять: настолько оно обширно и глубоко. В течение семи недель Будда пребывал в молчании, но важно упомянуть, что в этот период он посещал различные места, находящиеся в Бодхгае.
С просьбой даровать учение для блага всех живых существ к Будде обратились божества Индра и Брахма: Брахма поднес Просветленному золотое тысячеспицевое колесо, а Индра - белую раковину. При первом Повороте Колеса учения, а точнее проповеди о Четырех благородных истинах, присутствовало множество живых существ, однако пять ближайших учеников Будды были основными слушателями. Это деяние Будды произошло в городе Варанаси, в местечке Сарнатх.
На самом деле у этих пяти учеников были очень сильные связи с Буддой. Скорее всего в прошлых жизнях они уже слушали его учение. Один из них по имени Каутеная, присутствуя на учении о Четырех благородных истинах, достиг состояния видения. Ученики внимали Будде, пока он давал это учение разными способами, и постепенно все ученики проходили различные стадии реализаций. В результате все они достигли состояния архатства, и их одежды сами собой превратилась в монашеские рясы шафранового цвета.
После того, как Будда Шакьямуни прочел первую проповедь, сформировалось три колесницы - шраваков, пратьекабудд и Бодхисаттв. В практике всех трех колесниц занимаются реализацией учения о пустоте - очень глубокого и сложного для понимания, но необходимого для тех, кто стремится стать архатом или Буддой. Что же отличает колесницу Махаяны или колесницу Бодхисаттв от колесницы Хинаяны? Учение о бодхичитте.
В Сарнатхе находится очень известная старинная ступа, на месте которой, согласно одной из версий, первоначально находилась небольшая ступа, которая со временем надстраивалась с приходом власти все новых и новых царей. Если вы посетите это место, то заметите колонну, установленную императором Ашокой, а вокруг ступы, справа и слева, очень много старинных монастырей и храмов. Самый старинный из них, служащий центром этого святого места в Сарнатхе, вы можете узнать по количеству золотых пластин, которые привозят многочисленные паломники и делают ими подношения, наклеивая на стены. Развалины этого храма хранят подлинную историю жизни Будды. Недалеко стоит шриланкийский храм Махабодхи, основанный Анукрикой Дхармапалой. В нем хранится одна из реликвий Будды Шакьямуни.
Кушинагар
Место, где Будда достиг Паринирваны, называется Кушинагар. Здесь также много храмов и ступ.
Помимо этих основных перечисленных мною святых мест, есть и другие, такие, как например, местечко Раджгир возле Бодхгаи, где находится Гора коршунов: здесь Будда вскоре после Пробуждения провел около четырех или пяти лет и даровал учение Праджняпарамиты. Здесь же - бамбуковая роща, которая была поднесена Будде королем Зунчен Нингпо. В этом красивом месте когда-то был горячий источник.
Наланда
Еще одна святыня - большой монастырский университет Наланда, существовавший тысячелетие тому назад. Его руины покоятся неподалеку от Бодхгаи. В те времена существовало три крупных университета, дающих образование по всем аспектам буддийского учения. Наланда особенно выделялся среди них. Чем же он был знаменит? Воспитанники Наланды получали образование с точки зрения всех философских школ - Вайбхашики, Саутрантики, Читтаматры, Мадхьямики; здесь также давались знания по Тантре. Все, что составляет учение Будды, было включено в программу этого монастырского комплекса, и каждый мог получить образование в соответствии со своим желанием. Более того, преподаватели разъясняли и небуддийские труды, а также обучали ремеслам и наукам, таким как грамматика, метафизика и другим. Когда человек выпускался из Наланды, он получал статус пандита - мудреца или того, кто имеет обширные знания. Важно отметить, что в Наланде были знатоки, которые пользовались уважением и со стороны небуддистов.
Мотивация, с которой необходимо ехать в Индию, должна быть схвачена с Бодхичиттой, однако породить ее очень сложно, потому что когда мы говорим о Бодхичитте, то, прежде всего, подразумеваем приоритет счастья других живых существ перед нашим собственным. В каждом из нас присутствует себялюбие: мы всячески заботимся о себе, добиваемся личного счастья и очень сильно любим себя. Бодхисаттве же - существу, практикующему Бодхичитту, присуща замена установки заботы о себе на установку заботы о другом.
Если мы породим Бодхичитту, то станем Бодхисаттвами, но еще не достигнем полного состояния Пробуждения: необходима еще и мудрость, которая в буддизме связана с прямым постижением пустоты. Мудрость бессамостности - это то, что помогает нам освобождаться от двух видов завес - завес к омрачениям и завес к всеведению.
Я думаю, что тем людям, которые отправятся в паломничество, полезно было бы иметь в качестве мотивации Бодхичитту, устремленность к Просветлению; немаловажно и понимание того, что Будда - это необычная, святая личность. Паломники должны знать, что они встречаются с местами, связанными с жизнью самого Будды Шакьямуни. Поэтому необходимо порождать в своем сердце очень чистую веру, начитывать молитву кьябдо - Прибежище, молиться о том, чтобы достичь состояния Просветления ради блага всех живых существ. Почему это так важно? Существует два вида благословения: первый - когда личность благословляет место (в данном случае это Будда) и второй - когда место благословляет человека, приезжающего в эти места. Поэтому так важно молиться.
Я хочу от всего сердца поблагодарить тех людей, которые будут совершать паломничество. На самом деле, я думаю, что они имеют очень благие кармические отпечатки, созданные в прошлых жизнях. Благодаря этим кармическим отпечаткам у них появилась возможность совершить паломничество. Я также хочу сказать, что у вас есть возможность встретиться с самим Его Святейшеством Далай-ламой, послушать учение из его уст, накопить добродетели. Со своей стороны я буду молиться о том, чтобы из жизни в жизнь вы следовали этому чистому пути и не становились на ложный путь. Пусть удача вам сопутствует всегда, и пусть вы продолжаете практику буддийского учения и в последующих жизнях. Я буду молиться об этом. Спасибо”.