SHAKYAMUNI.RU

Заметки Галины Кан о путешествии в Непал - 2018 г.

Непал. Катманду.

Непал. Парпинг.

Заметки Галины Кан
"Пыльное лицо, чистая душа" о путешествии в Непал.

Маршрут: КатмандуНагаркот – Санкху – Катманду – Халеси – Маратика - КатмандуПокхара - Сарангкот - ЛумбиниКапилавасту – Рамграм – Читван - ПарпингКатманду.

Третий раз судьба дарит мне путешествие с отличным проводником - Романом Анощенко. Я посетила с Романом святые места Индии и Шри-Ланки, на этот раз мы отправились в Непал.

Непал для меня начался с маленького такси, которое было украшено яркими статуэтками божеств и оранжевыми гирляндами цветов. В такси звучала непальская музыка, и мне хотелось танцевать, душа пела в предвкушении чего-то интересного, непознанного и волшебного. В Катманду мы заселились в приличный отель - близ ступы Боднатх, который был заранее забронирован нашим проводником. Оставив вещи в отеле, мы сразу отправились к ступе Боднатх. Проходя к ступе по узким улочкам, мы почувствовали волнующий запах благовоний, услышали звон колокольчиков и гомон множества людей. Передо мной открылась великолепная, белоснежная, покрытая золотом ступа, на которой были изображены глаза, смотрящие во все стороны света. Ступа была увешена разноцветными флажками лунгта. Почти каждое утро и вечер мы совершали кору вокруг ступы Боднатх во благо всех живых существ на земле.

Глядя на ступу, видишь глаза, эти глаза смотрят на тебя, сквозь тебя, в твои мысли, твоё сердце, твою душу. Начинаешь думать о жизни, о своём предназначении и, в целом, о мироздании. От этих мыслей становится хорошо на душе. А ещё, как мне показалось, это глаза кармы, которые смотрят на человека, на хорошие и плохие поступки каждого, всё видят, всё знают, как бы говоря, что от собственной кармы мы никуда не денемся и было бы мудро совершать только благие поступки. Когда заходишь с шумной улицы во двор, где находится ступа, кажется, что окунаешься в другой мир, другое время, другое измерение. Белоснежная, огромная ступа Боднатх завораживает.

Тысячи паломников из разных стран приезжают сюда сделать кору, выполнить практику простирания, покрутить многочисленные барабаны, чтобы мантры, вложенные в них, благословили и гармонизировали пространство везде, где есть живые существа. От этой ступы идёт мощная энергия, она наполняет, исцеляет, выравнивает мысли, трансформируя все негативное в позитив. Здесь мы встретили много людей из разных стран, которые изучают буддизм. Лица их светились от счастья и умиротворения. Монахи в шафрановых одеждах совершают кору, напевая мантры и вращая свои маленькие барабанчики. Колоритные тибетские женщины в национальных одеждах мило одаривали нас белоснежными улыбками. Людей много, все идут и напевают мантры, крутят барабаны, радуются и просто живут в счастье. Всюду слышится мантра: "Ом Мани Падме Хум". Так хорошо! Мы влились в огромную толпу паломников, монахов, туристов и нищих. Поток закрутил нас по часовой стрелке вокруг ступы. Мы прибывали в нём, слились с ним, душа наполнялась радостью и спокойствием.

Вокруг ступы Боднатх расположены многочисленные туристические магазинчики. На верхних этажах и крышах окружающих домов - маленькие ресторанчики. Там можно недорого пообедать, созерцая прекрасный вид. Обязательно посетите ступу Боднатх - это потрясающее место с особой энергией. Почувствуйте здешнюю атмосферу, оно того стоит!

На второй день в Катманду мы посетили дворцовую площадь Дурбар. Тут находится множество красивых зданий, буддийские и индуистские храмы. Побывали в храме драгоценной Тары, увидели дворец живой богини Кумари. Считается, что если увидеть её – это к большому счастью, поэтому я высматривала её в окнах, но к сожалению, она не показалась.

Но счастье было впереди, ведь путешествие по Непалу только начиналось. Мы шли по узким улочкам Катманду, разглядывали старинные резные постройки. Я заметила, что везде, во всех домах были очень красивые входные двери ручной работы с резьбой или литые, с изображение божеств, животных, птиц, с разными орнаментами. Бродя по улочкам, мы зашли в небольшой дворик, в котором, неожиданно для нас, оказался небольшой старый индуистский храм. Ансамбль мужчин исполнял мелодии на флейтах так завораживающе, что мы не смогли уйти. Мы слушали музыку, сливались с ней, растворялись в ней и уплывали к вершинам гор. Удивительно, но в этом месте всё начинает чувствоваться как-то иначе: чище, ярче, как в детстве.

Мне очень понравился город Патан – город мастеров, в котором сохранилась традиция изготовления буддийских статуй. Многие буддийские монастыри заказывают здесь буддийские принадлежности для своих монастырей. Патан или Лалитпур - это город, который является древнейшим буддийским городом в мире, в III веке его посещал правитель Индии Ашока. В этом городе сохранились ступы царя Ашоки, они расположены в четырёх противоположных районах Патана: северная — в Ибахи, восточная — в Тета, западная — в Пулчоуке и южная — в Лаганхеле. Они были воздвигнуты Ашокой в 250 г. до н.э.

Первым делом, в этом городе мы посетили знаменитый храм Махабудда, его еще называют «Храм тысячи Будд», он был построен, предположительно, в 1585 году. Уникальность этого сооружения в том, что на каждой терракотовой плитке, а их тут более девяти тысяч, есть изображение Будды. Также этот храм является копией храма Махабодхи, который находится в Индии в штате Бихар, где Будда достиг состояния Просветления. Мы также посетили Золотой храм, который был построен в XII веке, здесь находятся удивительные статуи Будды, Ваджрасаттвы, Тары. Внутри старого храма находится небольшая ступа, которая самопроявилась в этом месте. Патан является колыбелью искусств и архитектуры, центром неварской буддистской религии и традиционных ремёсел.

Путешествие продолжалось. Следующей целью стала ступа Сваямбунатх. От туристического района Тамель мы совершил прогулку к ступе Сваямбуднатх, зашли в буддийски монастырь, поучаствовали в службе, зашли в непальский древний храм и подошли к великой ступе. Высоко на горе много веков назад появилась самовозникшая хрустальная ступа. Это было настоящее чудо! Множество последователей буддизма прибывали сюда из Тибета и Индии. Здесь же, в своё время, медитировал великий учитель Нагарджуна, это святое место, которое хранит в себе великую историю. Когда мы поднимались к ступе, всю дорогу у нас под ногами сновали стаи назойливых диких обезьян. Лестница насчитывала 365 ступеней, как дней в году. Буддисты говорят, что эта ступа - источник счастья всего мира. Взойдя на вершину, мы увидели ступу. По виду она немного напоминала ступу Боднатх. Рядом с большой ступой находилось множество маленьких ступ и образов буддийских божеств. Здесь мы пробыли почти весь день: сидели у ступы, медитировали, любовались с высоты на долину Катманду, все мы в этот момент были счастливы, ведь само это место - источник счастья и мудрости.

Ближе к вечеру мы возвращались домой. Нужно сказать, что улицы Катманду - очень пыльные. Некоторые здания пострадали от землетрясения 2015-го года. Дороги разбиты, вечерами сумасшедший трафик, но водители улыбчивые и доброжелательные, мне это очень понравилось. Люди всегда улыбаются и приветствуют друг друга, складывая ладони у сердца.

Утром следующего дня мы отправились во всемирно-известный курорт Нагаркот. Роман привез нас в шикарный отель с видом на горы, в котором он был уже много раз. Этот городок находится на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Посмотришь, а везде, куда ни глянь, повсюду горы, горы, горы. Они протянулись на триста километров. Тут красиво и незабываемо, казалось, тут живут боги и именно тут находится знаменитая Шамбала. Мне хотелось в это верить. Ранним утром мы любовались прекрасным рассветом. Солнце медленно поднималось и в этот момент теплые утренние лучи скользили по нашим лицам. Мы сидели на балконе и наслаждались первыми лучами солнца, вид из нашего номера открывался великолепный. С первыми лучами солнца проснулся и оркестр бесчисленных цикат, их музыкальное сопровождение было незабываемым.

Зарядившись энергией солнца, мы отправились далее в своё самое интересное и незабываемое путешествие. Первое место, которое мы посетили в это утро - ритритный центр возле пещеры Миларепы и храма Манджушри. Храм Ваджрайогини был следующим нашим местом паломничества. Мы отправились в город Санкху, который состоит из множества старинных храмов и святилищ, стены этого города помнят, как сам Гуру Ринпоче посещал эти места. Забравшись на гору, мы зашли на территорию храма, который, как и многое в Непале, не избежал землетрясения 2015 года. Это было небольшое святилище, которое охраняли две статуи, недалеко от него был алтарь. Роман сумел уговорить настоятеля храма показать нам статую богини Ваджрайогини, которую было невозможно увидеть в обычных обстоятельствах. С виду она была очень древней и от неё буквально исходила великая сила, чувствовалось, что эта статуя очень намоленная. Статуя была покрыта красной синдурой, подношение для нее делается ежедневно уже много сотен лет. Рядом, в этой же комнате находилась позолоченная древняя ступа с реликвиями Будды и голова Будды Дипанкары, возраст которой неизвестен, настолько это древняя реликвия.

Далее мы отправились в джунгли, где находилась пещера, в которой медитировал великий святой Джецун Миларепа.

Мы выполнили практику в этом месте и прочитали мантры. Считается, что начитывая мантры, выполняя практику в святых местах, практикующий зарабатывает большее число заслуг, практика проходит более осознанно, а в потоке ума остается глубокий отпечаток, связанный с Дхармой. В таких местах всегда начинаешь думать о своём пребывании на этой земле. Иногда приходят очень интересные идеи, о которых дома даже не мог бы помыслить. Для меня очень полезно ездить по таким священным местам, местам силы, местам паломничества.

Гвоздём нашего путешествия стала местечко Халеси и пещера Маратика, более известная, как пещера бессмертия. Надо ли рассказывать насколько прекрасна была дорога, ведущая через величественные Гималаи? Проехав день, мы добрались до городка Халеси.

Разместившись в отеле рядом со знаменитой пещерой, мы посещали её утром и вечером на протяжении трёх дней. В своё время в ней медитировал гуру Ринпоче Падмасапхава и его духовная супруга Мандарава. В ней же они обрели бессмертие, через практику Будды Амитаюса, которую практиковали в этом месте в течении трех месяцев. Также эта пещера считается индуистским священным местом, говорят, что здесь медитировал сам Шива. Уже заходя в пещеру, ступнями ощущаешь, что из земли идёт целительная энергия, которая заполняет тело, дарует силы и здоровье. Я лично на себе это испытала. Мы сидели в пещере, выполняли практику, читали мантры, впитывали в себя её целительную силу. Паломники из разных стран приезжают сюда. Я была в восторге от этого места и думаю, что посещение его оставило на мне благоприятный след. Далеко не все паломники из России добираются до этого священного места, поэтому нам очень повезло с Романом.

Совершая кору вокруг святого места, которое называют «Восемь пещер Херуки», мы спускаемся вниз к следующей пещере. Считается, что в этом месте Гуру Ринпоче Падмасамбхава усмирил демона и открыл небесную дверь. В этом месте можно увидеть два отпечатка правой и левой ступни, оставленные Гуру Ринпоче в скале. Эта пещера также является источником святого нектара.

Неподалёку от Маратики находится пещера Манджушри. В этой пещере Гуру Ринпоче Падмасамбхава выполнял свою секретную практику, её мы тоже посетили. Тамже мы развесили разноцветные флажки лунгта во благо всех живых существ на земле. Поднявшись на вершину, мы были награждены красивым видом, который открывается на всю долину, это очень вдохновляющее место.

В один из дней мы побывали в пещере Нагов. Туда можно попасть пройдя по живописному маршруту, дорога плутает через непальские деревушки, рисовые поля и бамбуковую рощу. В этом месте нас встретили два хранителя этого места. Они рассказали нам, что здесь Гуру Ринпоче Падмасамбхава открыл скрытые терма, связанные с Праджняпарамитой сутрой. Здесь находится небольшой храм с тремя комнатами и несколько ступ. Перед тем, как спуститься в пещеру, которая уходит в глубину земли примерно на двадцать метров, любезные хранители прочитали для нас защитные мантры, что было не лишним.

И вот мы уже в пещере, которая сужается с каждым шагом, мокрые ступени есть только в начале, дальше они отсутствуют очень скользко, глина осыпалась со стен пещеры, мы едва проходили боком между двух стен, спускаясь все ниже и ниже. Темнота, по всюду сновали какие-то мокрицы и пауки. В какой-то момент один из монахов, который сопровождал нас в пещере посветил фонариком, и мы увидели внизу вросшего в стену пещеры Нага. Это был огромный Наг с раскрытым капюшоном, навеки застывший в агрессивной позе. Я дотронулась до него и почувствовала холод. Наг был как живой, его как будто залили стеклом, так мне показалось в тот момент. Немного стало не по себе, как нечто с иного мира предстало пред нами. Выйдя из пещеры у всех были похожее переживание, мы побывали в особенном месте, в другой существующей реальности, которую совершенно не знаем.

Для людей, которые боятся замкнутого пространства - это, действительно, будет испытанием. Это оказалось очень сильное место. Для всех, кто приезжает в Маратику, пещеру Нагов нужно посетить обязательно. Я думаю, что это место очень редко посещают приезжающие в Маратику и про него мало, что известно.

Далее мы поехали на юг Непала, на границу с Индией в город Лумбини. Здесь родился Будда Шакьямуни. Мы посетили храм Майядеви, который назван в честь матери Будды. Рядом с храмом расположен водоём, в котором омывали родившегося Будду. Здесь же возвышается дерево Бодхи, отросток того самого дерева Бодхи, что растёт в Бодхгае, под которым Будда Шакьямуни достиг Просветления. Неподалёку от храма стоит столб Ашоки, символизирующий точное место рождения Будды Шакьямуни.

Как и много веков назад, в этом древнем храме находится отпечаток стопы Будды. На территории всего комплекса множество ступ, в которых раньше хранились священные реликвии. В это место стекается множество паломников со всего мира. По моим ощущениям, это очень чистое и светлое место, которое может очистить наш ум и наполнить сердце радостью. В Лумбини мы жили в хорошем отеле, в паре шагов от одной из самых главных святынь буддизма.

Позже мы поехали в древний город Капилавасту, место где царевич Сидхартха провёл молодые годы своей жизни, женился и в 29 лет отправился в своё главное путешествие: путешествие на поиски истины, путешествие, чтобы стать Буддой. Когда-то здесь были красивые дворцы, но джунгли поглотили всё. Сейчас здесь можно увидеть ворота, через которые принц Сидхартха покинул город, фундаменты дворцовых зданий, водоем, в котором совершала омовение семья Будды перед посещением храма, древний храм, которому поклонялась семья Будды, ограду дворца.

Продолжив путешествие, мы оказались в месте Готихава. Эта деревня была известна в прошлые времена, как место Кхемавати. Согласно буддийской традиции Тхеравада, в этом месте родился один из прошлых Будд, он носил имя Какусандха Будда. Какусандха Будда - один из древних Будд, чья биография отображена в палийском каноне. Современная Готихава также является объектом паломничества для буддистов, здесь была найдена разрушенная колонна царя Ашоки и другие реликвии.

Следующее место, в которое мы заехали, называлось Кубан. Это место, где король Суддходана встретил своего сына Будду впервые после того, как принц Сиддхартха покинул свой дворец. В этом месте Маха Праджапати Гаутами - приемная мать Сиддхартхи Гаутамы, преподнесла для Будды новую монашескую одежду. Яшодхара - его жена, пригласила Будду во дворец на обед. Здесь же восьмилетний сын Будды Рахула вступил в монашескую общину, приняв начальные обеты. Его волосы и сейчас хранятся в ступе, на вершине которой находится небольшой индуистский храм. В этом месте Будда проповедовал пять важных сутр и рассказал историю о поисках высшего знания.

После этого, мы отправились обратно в Катманду. По пути заехали и посетили ступу Рамграм, это особенное место. Ступа Рамграм содержит подлинные реликвии, восьмую часть мощей тела Будды Шакьямуни. Место Рамграм известно тем, что здесь родилась мать Будды – царица Махамайя, что в переводе с санскрита означает «Великая Иллюзия». На протяжении многих веков эта ступа обращает умы людей к миру, помогает заработать благую заслугу и открывает двери в духовный путь.

Мы сделали кору, прошли 21 круг вокруг ступы, это одно из тех мест, где можно заработать благие заслуги и пойти путём духовного развития. В этом месте я почувствовала вдохновение: мне показалось, что освобождение от привязанностей, от дурных мыслей и плохой кармы, реально возможно, это очень сильное место. Мало кто из туристов посещает эту святыню, однако наш проводник, Роман, являясь преданным учеником буддизма, смог провезти нас столь далеко на юг Непала.

Далее наш маршрут проходил через городок Читван, который находится в черте национального парка. В местной реке водятся крокодилы и носороги, в джунглях дикие слоны и тигры. Мы посетили слоновью ферму, видели, только-что родившегося, слонёнка, восторгались тому, как его оберегала его мама-слониха. Пройдя к речке, мы увидели дремлющих крокодилов. Читван привнёс какую-то детскую радость, осознание того, что жизнь так прекрасна, ярка и проста.

На следующий день наш водитель держал путь в самый красивый город Непала - Покхару. О, это была вишенка на торте всего путешествия. Покхара расположилась у подножья Гималаев. Кристально чистый воздух окружал спокойное озеро и заснеженные гималайские вершины. Вечером мы совершили прогулку и прокатились на лодках по озеру Пхева, созерцая величественные Гималаи. На закате солнца вершины гор переливались и казались золотыми. Тихая, успокаивающая, величественная красота, это был незабываемый вечер.

На следующий день, поднявшись рано утром, мы отправились встречать незабываемый рассвет в местечке Сарангкот. Вот, где действительно можно восторгаться красотой и силой природы.

Первые свои лучи солнце пустило на пик Анапурны, который словно загорелся золотым светом. В этот момент я заметила, что тысячи стрекоз, как по команде, взметнулись вверх от земли. Я навсегда запомнила этот рассвет, как напоминание того, что жизнь прекрасна и это великий дар.

После мы посетили японскую ступу мира, откуда также открывается великолепный вид в ясную погоду, нам в этот день очень повезло, погода нас радовала.

Утром следующего дня мы посетили тибетскую деревню Ташилинг. В этом месте сохранился быт и уклад жизни, типичный для маленьких тибетских поселений. Кажется, что время здесь остановилось, люди спокойно живут своей жизнью и занимаются своим традиционным ремеслом. В этом месте ткут прекрасные ковры, ценность которых заключена в удивительном тибетском дизайне. Ковры делаются вручную, с большой любовью, красочные, яркие, любых размеров и расцветок. Если вы решите купить ковер в этом месте, вам его отправят без всяких проблем по почте. Проблема только в одном - сложно выбрать такую красоту, нравятся все работы.

Пришел новый день, а значит новое приключение. У нас был запланирован полет на параплане в этот день.

Вы даже не представляете, какое это счастье любоваться озером Пхева, рисовыми полями, заснеженной Анапурной, Гималаями с высоты птичьего полёта. Аж дух захватывало! Это важное событие в моей жизни, мечта сбылась!

Приехав в Катманду, немного отдохнув от дороги, мы отправились в еще одно значимое место в нашем путешествии - это место Парпинг. Важнейшее место буддийского паломничества, связанное с именем Гуру Ринпоче Падмасамбхавы. Здесь находятся две пещеры, которые он благословил своим присутствием. Они называются «Пещера Янглешо» и «Пещера Асуров».

Пещера Янглешо расположена рядом с небольшими прудами и монастырем, основанным известным учителем традиции Нингма - Чатралом Ринпоче. Поднявшись по лестнице, мы можем обнаружить пещеру справа от индуистского храма. Внутри небольшой пещеры находится статуя Гуру Ринпоче, в потолке пещеры можно увидеть чёткий отпечаток головы учителя.

Легенды рассказывают о великом укрощении змей, произошедшем в этом месте. Когда учитель находился в состоянии медитации, неожиданно появилось множество ядовитых змей. Выведенный из медитации, Гуру Ринпоче ударил одного из ядовитых змей по макушке головы кинжалом ваджракилой и превратил, угрожавшего ему змея, в камень. Над скалой, свисающей над храмом, можно разглядеть фигуры, напоминающие змей, стремящихся вниз. В месте удара ваджракилаей на голове центральной змеи в благоприятные моменты появляются капли воды. За свою историю Гуру Ринпоче Падмасамбхава усмирил множество демонов на территории Непала и Тибета. Одна из таких историй произошла в Парпинге.

Перед тем, как подниматься к пещере Асуров, стоит зайти в небольшой храм, в котором можно увидеть самопроявленную статую Ганешы и Зеленой Тары. Также здесь находится небольшой храм, посвященный 21 Таре.

Перед входом в пещеру Асуров можно увидеть отпечаток ладони Гуру Ринпоче, четко видно, как камень расплавился вокруг кисти, подобно тому, как воск плавится в соприкосновении с горячим предметом. Паломники стараются прикоснуться к этому отпечатку, как бы соприкасаясь с энергией великого святого человека. Подобные отпечатки можно встретить в разных святых местах, они считаются подтверждением достижения реализации духовной личности. Внутри пещеры находится статуя Гуру Ринпоче, которая была обнаружена в поле местным фермером Тамангой. Слева и справа от статуи Гуру Ринпоче находятся статуи Ваджракилаи и Вишуддха Херуки, они были установлены тибетцем из Кхама до 1950 года. Именно эти практики, связанные с этими Идамами, Гуру Ринпоче Падамасабхава выполнял в пещерах Парпинга. На стене пещеры можно увидеть самопроявленный тибетский слог «А». В глубине пещеры Асуров находится туннель, который соединяет эту пещеру с пещерой Янглешо. Рассказывают, что Гуру Ринпоче мог уменьшаться в размерах и этот туннель он использовал для перемещения между двумя пещерами.

В детстве, читая книги о путешествиях, я лишь мечтала посетить такие загадочные страны как Непал. Однако я даже подумать не могла, что мне доведётся побывать в ней и самолично изучить её вдоль и поперёк. Сейчас я знаю точно, что, купив обычный турпакет, будет сложно посетить то количество значимых мест, какое мы посетили в этой поездке. Наш маршрут продолжался 21 день, все было четко спланированно и организовано. В моих заметках по Непалу описана только часть тех мест, которые мы посетили. Наше путешествие проходило не спеша, в маленькой компании единомышленников, что очень удобно в отличие от больших групп. Не часто можно встретить проводника, который не только великолепный профессионал, но и всей душой любит своё дело. Я ещё раз хочу выразить благодарность Роману и проекту Shakyamuni.ru за увлекательное путешествие, паломничество в Непал. Мы ходили, летали, ездили, наслаждались, познавали, запоминали, медитировали, читали мантры и просто радовались увиденному. Непал оказался страной тайн, страной загадок, страной сияющих в пыли лучезарных глаз и чистых сердец. Не только природа и места силы поразили меня в Непале. Отдельное слово заслуживают местные жители. Я заметила, что это очень счастливые люди, они остались простыми, улыбчивыми, добрыми людьми, они учтивы и доброжелательны. Народ здесь живет скромно, некоторым едва хватает средств на еду, но при этом они просто радуются жизни, довольствуясь тем, что у них есть. Их глаза выражают любовь, счастье, и мудрость. В этих краях еще можно встретить людей с пыльным лицом, но чистых душой, что в наше время большая редкость.