Статья Чогьяма Трунгпа Ринпоче о Гесаре
Чтобы понять, кем был Гесар из Линга - великий король-воин Тибета, - сначала нужно постигнуть «принцип воина». Этот термин долгие века был сердцевиной учения Гесара из Линга, потомки которого живут среди тибетцев и в наши дни. Хотя на эту традицию, как и на всю тибетскую культуру, оказал влияние буддизм, «принцип воина» является самостоятельным учением.
Когда мы говорим об искусстве воина, мы не имеем в виду навыки, необходимые для того, чтобы сражаться и воевать в буквальном смысле слова. Мы не говорим о том, как обращаться со смертоносным оружием, как развить агрессивность и научиться ориентироваться на той или иной территории, чтобы внезапно нападать на врагов.
Под искусством воина в данном случае понимается познание силы, достоинства и пробуждённости, которые неотъемлемо присущи каждому человеку. Это пробуждение нашей основополагающей человеческой уверенности, помогающей развить силу духа и способность видения, достичь успеха во всех делах.
Так как качества воина на внутреннем уровне присутствуют у всех людей, путь становления в качестве воина (или путь воина) означает понимание того, кем мы в действительности являемся, и развитие определенных внутренних качеств. Если мы заглянем внутрь себя - прямо и честно, без колебаний и смущения, - то обнаружим, что изначально обладаем большой силой и огромными скрытыми ресурсами.
При такой позиции, когда мы чувствуем, что нам чего-то не хватает; или мы не способны что-то сделать; или у нас закончились идеи, - это означает, что нас атакует главный враг воина – наша собственная трусость. Таков принцип искусства воина: именно благодаря нашему внутреннему потенциалу мы способны преодолеть эти чувства; победить врага – трусость как состояние ума; и найти новые источники сил и вдохновения внутри себя. Такое состояние ума, как трусость, базируется на страхе смерти. Как правило, мы пытаемся отрицать любые напоминания о предстоящей смерти. Мы создаём искусственный мир, чтобы спрятаться в нём. Мы сплетаем тёплый кокон, в котором живём: уютно, комфортно, в состоянии вечного сна. Мы стараемся управлять всем, что с нами происходит: избегаем неожиданностей, стрессовых ситуаций, любых напоминаний о непостоянстве, о смерти.
Таким образом мы стараемся защититься от смерти, которая кажется нам чужой на празднике жизни. Занимая оборонительную позицию, мы предпочитаем жить в знакомом тумане, что провоцирует депрессию и общее негативное восприятие жизни. На самом деле, именно эта атмосфера вечно длящейся депрессии и делает наш маленький мир похожим на уютное гнёздышко. Этот подход – воплощение трусости - прямо противоположен чувству удовольствия и игры, напрямую связанному с искусством воина, основанному на борьбе.
Процесс становления личности как воина – это способность посмотреть внутрь себя, увидеть трусливую природу ума и выйти за установленные ею границы. Мы в состоянии сменить борьбу за безопасное существование на более обширное видение мира – бесстрашное и открытое, проникнутое подлинным героизмом. Но подобные изменения не происходят мгновенно – это длительный процесс.
Наверное, первый шаг к цели, – это появление чувства клаустрофобии и духоты от пребывания в замкнутом коконе. В этот момент наш безопасный дом начинает казаться ловушкой, и мы осознаем, что нынешнее положение вещей – не единственно возможное. Возникает непреодолимое стремление проветрить помещение, а затем мы переживаем восхитительное дуновение ветра, освежающего воздух в старом гнездышке.
В этот момент мы понимаем, что всё это время по собственному желанию жили в плену у отчаянно защищающейся трусости, которая доминировала в нашем уме. В то же время осознаем, что можем легко измениться. Мы способны вырваться из темной и душной тюрьмы на свежий воздух, где мы будем ходить, бегать, танцевать и играть. Мы осознаем, что можем избавиться от угнетающей борьбы, которая нужна для поддержания нашей трусости, и расслабиться в великом пространстве уверенности.
Важно осознавать, что в данном случае имеется в виду особая уверенность воина. Воин не развивает уверенность в чем-либо конкретном. Он не старается достичь совершенства в одном навыке, например, в фехтовании, для того, чтобы, в случае необходимости, обратиться к нему. Но он и не возвращается к способу мышления, в котором отсутствует возможность выбора: чувству, что можно достойно решить проблему в том случае, если продержаться достаточно долго и сохранить твёрдость духа. Эти общепринятые идеи, основанные на уверенности, станут всего лишь новым коконом, появившимся из-за стремления защищаться – пусть и в иной форме, - и внутренней агрессивности.
Говоря о воине, мы имеем в виду самосуществующую уверенность. Это означает, что воин пребывает в состоянии уверенности, свободном от желания соревноваться и от представлений о борьбе. Уверенность воина ничем не обусловлена. Другими словами, благодаря тому, что воина не тревожат трусливые мысли, он может пребывать в непоколебимом и пробуждённом состоянии ума, которое не нуждается в точках отсчёта.
С другой стороны, мы не имеем в виду, что воину не к чему больше стремиться после того, как он обрёл внутреннюю уверенность. Во многих отношениях путь воина очень схож с путём бодхисаттвы – путём бескорыстных действий. Бодхисаттва – это практикующий, которого не удовлетворяет личное освобождение от сансары: он дает себе обет не предаваться отдыху до тех пор, пока не поможет обрести освобождение всем чувствующим существам.
Точно также уверенный воин не ощущает гордости, осознав природу своего кокона и выйдя за его пределы. Воин не позволяет себе предаваться самодовольству из-за достигнутого, не чувствует свободы и облегчения. Он не может закрывать глаза на страдания и депрессию, царящие вокруг: из его необусловленной уверенности рождается сострадание.
Сострадание воина проявляется по-разному, но источником его всегда является уверенность. Так как уверенное состояние ума воина является самосуществующим, а не порожденным агрессивностью, он не ощущает самодовольства или высокомерия. Напротив, он скромен, добр и сдержан в общении с людьми. Не является он и жертвой сомнений. Поэтому манера поведения воина отличается бодростью и уверенностью; он обладает хорошим чувством юмора.
Воин не захвачен мелочными надеждами и страхами, поэтому его видение разносторонне - он не боится совершать ошибки. Постепенно его ум становится подобен бездонному космосу, и он обретает абсолютную власть над миром вещей и явлений. Благодаря этим качествам воин обладает глубоким и полным ощущением долгосрочной перспективы. Другими словами, никакие обстоятельства не пугают и не угнетают его: напротив, он с истинной любознательностью и радостью принимает их как часть пути.
В поведении воина присутствуют мягкость, бесстрашие и рассудительность. Мягкость – это та теплота, что присуща человеческому сердцу. Благодаря сердечной теплоте уверенность воина не становится жесткой и хрупкой. Напротив, она полна ранимости, открытости и легкости. Именно мягкость позволяет нам ощущать теплоту и доброту, влюбляться. Но в то же время нам присуща твёрдость, бесстрашие.
Воин общается с миром, ощущая легкую отрешенность, воплощенную в чувствах дистанции и точности. Одним из аспектов уверенности является естественное бесстрашие, которое позволяет воину встречаться с трудностями лицом к лицу, не теряя полноты своих качеств. Наконец, наша уверенность проявляется как внутренняя рассудительность, которая превращает обычную мягкость и бесстрашие в качества воина.
Другими словами, именно рассудок не позволяет мягкости трансформироваться в лишенный истинного видения романтизм, бесстрашию – в маскулинность самца. Рассудок – это наше чувство пробуждённой любознательности ко всему, что происходит вокруг. Это то, что позволяет нам ценить окружающий мир и наслаждаться им.
Итак, как же всё это связано с Гесаром из Линга, могущественным королём-воином, который владел магическим оружием, ездил на чудесном крылатом коне и сокрушал демонов и иных врагов духовных учений? Чтобы понять эту связь, попробуем рассмотреть всё вышесказанное с позиции искусства воина в традиционном понимании. Мы уже говорили, что главным врагом воина является трусость. Трусость – качество, которое соблазняет и невротически возбуждает ум, мешает нам пребывать в состоянии непоколебимой пробуждённости, она же - уверенность воина.
Трусость в действительности является разрушительной силой, мешающей распознать нашу основополагающую созидательную природу, достичь состояния уверенности, свободное от агрессии и разрушительных эмоций. С этой точки зрения цель искусства воина состоит в победе над врагом – разрушительной силой, трусостью ума, в раскрытии основополагающей созидательной силы – нашей уверенности.
Та победа, о которой мы говорим, достигается без агрессии. Истинный воин не чувствует обиды и высокомерия, которые - всего лишь составляющие нашей трусости, а значит, - еще один враг воина. Поэтому воину для одержания победы необходимо подчинить своё честолюбие. Таким образом, основная составляющая искусства воина - в том, чтобы бесстрашно встречаться со всеми врагами, развиваться и самореализовываться.
Вернёмся к истории Гесара из Линга и рассмотрим её в контексте понимания искусства воина. Теперь мы можем осмыслить ее как иллюстрацию работы ума. Гесар символизирует идеального воина – принцип всепобеждающей уверенности. Этот принцип, будучи основой здравого смысла, сокрушает всех врагов – разрушительные силы четырёх направлений, отвлекающие умы людей от подлинных учений буддизма, которые говорят о возможности достижения абсолютной самореализации. Враги четырёх направлений символизируют различные проявления трусости ума, которые идеальный воин подчиняет своей непобедимой уверенности.
Магическое оружие Гесара и его великолепный боевой конь Кьянг Го Каркар также являются важными энергетическими принципами мира воина. Оружие символизирует само искусство воина. Воин носит оружие не потому, что боится нападения врагов, а в качестве атрибута своего воинского призвания. Оружие естественным образом усиливает качества воина и вдохновляет его быть смелым и очень мягким.
Крылатый конь Гесара символизирует уверенность воина. Это идеальное олицетворение красоты, романтики и притягательности, а также неукрощённости, которую только воин может пленить и обуздать. Такой конь может быть опасным и диким, но глубинный смысл символа очевиден: когда воин бросает вызов врагам во всех четырёх направлениях, а затем побеждает их, он в состоянии обуздать и приручить великого крылатого коня уверенности и успеха.
Я очень рад, что меня попросили написать это предисловие, в особенности потому, что я считаю себя потомком Гесара. Я горжусь своей принадлежностью к традиции воинов и надеюсь, что объяснение этих драгоценных учений поможет другим людям почувствовать вдохновение в их собственных жизнях при постижении воинского искусства Гесара.
Изображение: tibettalk.wordpress.com
Текст: www.ripa-center.ru 23/02/2016 |
|