SHAKYAMUNI.RU

II. Отчет о поездке на Шри Ланку. По следам Будды. Аукана Будда.

Будда из Ауканы.
Будда из Ауканы.

Дагаба возле Будды из Ауканы.
Дагаба возле Будды из Ауканы.

Лотосовый трон.
Лотосовый трон.



Одна из пещер раньше использовалась практиками для медитации.
Одна из пещер раньше использовалась практиками для медитации.

Пещера, которая находится за статуей Будды.
Пещера, которая находится за статуей Будды.

Аукана Будда.
Аукана Будда.

Аукана Будда.
Аукана Будда.

Участники поездки.
Участники поездки.

Полоннарува. Статуя царя Паракрамбаху I.
Полоннарува. Статуя царя Паракрамбаху I.

Полоннарува. Статуя царя Паракрамбаху I.
Полоннарува. Статуя царя Паракрамбаху I.

I часть нашего маршрута по Шри Ланке. Коломбо - Михинтале - Анурадхапура - Авукана - Полоннарува - Сигирия - Дамбулла - Канди - Махиянгана - Мутиянгана - Нувара Элия.
I часть нашего маршрута по Шри Ланке. Коломбо - Михинтале - Анурадхапура - Авукана - Полоннарува - Сигирия - Дамбулла - Канди - Махиянгана - Мутиянгана - Нувара Элия.

II часть нашего маршрута по Шри Ланке. Нувара Элия - Пик Адама - Матара - Мирисса - Диквелла - Галле - Мулкиригала - Калутара  - Келания - Коломбо.
II часть нашего маршрута по Шри Ланке. Нувара Элия - Пик Адама - Матара - Мирисса - Диквелла - Галле - Мулкиригала - Калутара - Келания - Коломбо.

Утром следующего дня мы отправились к самой известной на Шри Ланке статуи Будды.

Среди многочисленных статуй Будды, найденных на Шри-Ланке, Аукана Будда - одна из лучших скульптур в Южной Азии. Приходится поражаться исключительному искусству скульпторов по камню, изваявших из цельного массива скалы столь колоссальную фигуру, связанную со скалой лишь тонкой каменной перемычкой у талии фигуры. Весьма специфично выполнены лицо и прическа, состоящая из небольших круглых завитков и ушнишы, которая устремлена вверх в виде пламени. Этот символ называется - сариспата, его часто можно встретить на верхушке головы статуй Будды в Шри-Ланке, Южной Индии и Таиланде. История показывает, что установка сариспат на статуях Будды началась только со второй половины V века н.э. Считается, что король Датусена (459-477 н.э.) установил сариспаты на несколько статуй Будды, а далее его примеру последовали следующие короли.

История этого символа уходит корнями к правлению индийского императора Ашоки (III век до н.э.), когда король Нагов, по имени Махакала, рассказал императору Ашоке, что видел подобные лучи на головах четырёх предыдущих Будд. И этот рассказ короля Нагов воодушевил императора Ашоку воздвигнуть такие символы на макушках голов статуй Будды.

Правая рука Будды, поднятая в положении "абхая-мудра" (жест ободрения) и характер прически заставляют вспомнить изображения Будды в Амаравати (II в. н.э.) Нашим проектом Shakyamuni.ru недавно была организована поездка в Амаравати - город на юго-востоке Индии, в штате Андхра-Прадеш, в нижнем течении реки Кришна. Здесь участники нашей поездки смогли увидеть похожие статуи Будды, но их отличие от статуи Будды Ауканы в том, что на верхушке головы символ сариспата не встречается.

Интересно и своеобразно положение рук Будды в Аукане: левая прижата под тканью к плечу, правая поднята в жесте ободрения, но выше обычного и притом не повернута ладонью к зрителю, как всюду соблюдается на Шри Ланке и в Индии, а на половину ребром, напоминая, скорее, современный знак приветствия. Во всем облике статуи Будды в Аукане чувствуется идеал Махаяны.

Будда нашей эпохи – это Гаутама Будда, а Дипанкара Будда является первым из 24 Будд, предшествовавших Гаутаме Будде. Отличительной чертой обоих является разница в росте. Рост Гаутамы Буды, считается, составлял 36 футов (10,97 метров), тогда как рост Дипанкары Будды составлял 160 футов (48,77 метров). Эти размеры были приняты буддистами Тхеравады и, в соответствии с их комментариями, можно заключить, что статуи Будды, размер которых выше 36 футов, являются статуями Дипанкары.

Эти и другие доказательства поддерживают теорию о том, что колоссальные статуи Будды, в том числе статуя Будды в Аукане, являются статуями Дипанкары Будды.

На примере статуи Будды в Аукане, можно ясно увидеть, что в течение периода расцвета культуры Анурадхапуры, особенно в VIII веке н. э., сингальские скульпторы следовали иконометрии, где пропорции «девяти голов» были предназначены для создания изображений Будды.
В течение периода правления династии Гупта в Индии (320-600 г.г. н.э.), скульпторы Матхура также следовали пропорциям «девяти голов» для создания изображений Будды.

Сравнение пропорций Ауканы Будды со статуями Будды, созданными скульпторами Матхура в период правления династии Гупта в Индии, позволяет понять, что сингальский скульптор, создавший статую в Аукане, следовал тому же канону пропорций, что и скульпторы Матхура. В заключение стоит отметить, что Будда в Аукане, скорее всего, Дипанкара Будда, был высечен в течение VIII века н.э., во времена пышного расцвета буддизма Махаяны на Шри-Ланке. Скульптор создал этот ни с чем несравнимый образ, следуя правилам иконографии школы искусств Абхаягири Вихары.

Несмотря на колоссальные размеры, пропорции статуи до того совершенны, что капли дождя, падающие с носа, приземляются с точностью до миллиметра посередине между ступнями ног. Со временем статуя Будды в Авукане стала своеобразной моделью для более поздних мастеров, занимающихся созданием скульптур стоящего Будды. Статую Будды в Аукане можно с уверенностью назвать культурным достоянием Шри-Ланки.

В этот раз когда наша группа приехала к Будде Авукана, на холме возле статуи мы встретили доброжелательного человека, который представился нам как Дмитрий. Дмитрий рассказал, что он проживает а Канаде, а в данный момент, уже второй месяц путешествует по Шри Ланке. После краткой беседы, Дмитрий охотно предложил нам, посмотреть буддийские пещеры которые находятся за статуей Будды, а также показал очень древние надписи, которые были высечены в скале на языке Брахми. Поблагодарив Дмитрия за эти новые открытия, в этом удивительном месте, мы выехали в сторону Полоннарувы.

Во второй половине дня мы приехали в Полоннаруву. После расселения в отеле мы пообедали и совершили обзорную экскурсию по городу. Ближе к вечеру мы посетили скальную статую царя Паракрамбаху I, она находится у озера Топавэва. Эта в своем роде уникальная статуя высечена из гранитной скалы, к которой она прислонена спиной, и имеет около четырех метров высоты. Стоящая фигура бородатого старца величественна и полна достоинства. В руках старец держит предмет, напоминающий рукописный текст из пальмовых листьев.

Вопрос об идентификации этой статуи вызвал большие споры среди исследователей. Некоторые считают, что это фигура индийского мудреца Агастьи. Другие предполагают, что статуя у Потгулвихары изображает аскета Капилу. По одним внешним признакам сложно решить, кого же изображает фигура - мудреца или царя, но народное предание говорит о том, что это фигура царя Паракрамбаху I...

Присоединяйтесь к нашим поездкам по Азии!
Будет интересно и познавательно!

Использован материал из книги: С.И. Тюляев, Г.М. Бонгард-Левин "Искусство Шри Ланка древний и средневековый период" 1974 г.

Фото и текст: Роман Анощенко
Tel: 8-989-714-79-20
Shakyamuni.ru
Shakya@yandex.ru


Смотрите также:


I. Отчет о поездке на Шри Ланку. По следам Будды. Январь 2016

Паломничество по святым местам Шри-Ланки. Апрель 2013
Появление подлинных реликвий Будды Сакьямуни
Паломничество на Шри-Ланку — колыбель буддизма
О паломничестве буддистов России по святым местам Шри-Ланки
Фоторепортаж. Анурадхапура, Джетавана дагаба
Фоторепортаж. Анурадхапура, Тхупарама дагаба
Фоторепортаж. Анурадхапура, Руванвели дагаба
Фоторепортаж. Анурадхапура, Шри Маха Бодхи
Фоторепортаж. Михинтале
Фоторепортаж. Шри-Ланка 2008
Цейлон на почтовых карточках
01/02/2016


Главная   |   Архивные материалы   |   Фотогалерея    |   Статьи    |   Видео    |   Книги    |   Гостевая книга    |   Ссылки    |   О сайте