|
Лунный камень у монастыря Махасенавихара V в. в Анурадхапуре.
Прекрасные декоративные рельефы сохранились на так называемых «Лунных камнях», имеющих вид полукруглой каменной площадки перед лестницей, как, например, у монастыря Махасенавихара V в. в Анурадхапуре. «Лунные камни» получили большое значение в искусстве Шри-Ланка. В концентрических полукружиях чередуются фигуры животных, птиц и растительные мотивы, каждые в своем поясе: в наружном – обычно животные, в одном из внутренних – священные ханса (гуси). Пластично, в живом движении показана вереница бегущих друг за другом животных; они повторяются снова и снова в таком порядке: слон, лошадь, лев, бык-зебу. Выбор животных далеко не случаен, в нем сказывается влияние индийской мифологии и символики, берущих начало во времена «Ригведы», где слон – вахан (перевозчик) Индры, лошадь ассоциируется с солнцем, ибо колесница Сурьи влекома небесными конями, в буддизме – она символ «великого ухода» мудреца из рода Шакьев. Бык – вахан Шивы, знак зодиака, под которым рожден Будда, символ полнолуния – священного Буддийского месяца вайсакх. Лев, почитавшийся во времена Вед, в буддизме символизирует самого Будду – «Льва Закона». Эти четверо животных означают также хранимые ими стороны света: слон – восток, лошадь – юг, лев – север и бык – запад.
В следующем к центру поясе изображены растительные мотивы, потом – вереница ханса, затем опять узкий пояс с растительным побегом и в центре «Лунного камня» всегда помещался круг из лепестков лотоса – символ чистоты, солнца, сияющего с небес, сострадательного сердца бодхисаттвы и самого Будды: как лотос, выросший из воды, расцветает не замоченным ею, так и Будда, выросший на земле, не затронут ничем земным.
Символику «лунных камней» можно связать и с представлениями древних народов о вселенной. Сама идея «Лунных камней» как архитектурной детали проникла на Шри-Ланка, очевидно, из Индии вместе с распространением буддизма, но на острове она приняла иную форму.
"Исскуство Шри Ланка" С.И. Тюляев, Г.М. Бонгард-Левин |